Этапы подготовки к публичному выступлению

Профессиональные аспекты публичной речи.

Содержание

Введение________________________________________________________2

Понятие публичной речи, требования к публичной речи ________________3

1. Этапы подготовки к публичному выступлению______________________3

2. Несколько секретов успешного публичного выступления_____________15

Заключение______________________________________________________19

Список использованной литературы_________________________________21

Введение

Большую часть жизни современный человек проводит на публике. В последние годы огромное распространение получили профессии, где главным условием успеха является коммуникабельность- умение грамотно общаться с аудиторией. И это не только профессии журналиста или преподавателя. Это род деятельности людей, связанных с экономикой, бизнесом, политикой, управлением и многим другим! Продавец, взаимодействуя с покупателями — публичен. Менеджер, общаясь с коллегами, подчинёнными и руководством — публичен. Руководитель организации, лидер любого сообщества — публичен. Это неотъемлемая, повседневная часть нашей деятельности.

Сегодня, в начале XXI в., очень остро стоит вопрос об эффективности коммуникации и мастерстве публичного выступления.

Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого — убедить слушателей в правильности тех или иных положений.

Речевое мастерство, ораторское искусство – совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии с целью добиться желаемой реакции аудитории. Знание правил и обладание навыками риторики, т.е. теории построения, подготовки и доведения до слушателей публичного выступления в различных формах, позволяют смоделировать его ход, спрогнозировать возможную реакцию слушателей, а также наметить способы использования стилистических форм повышения выразительности речи, основных правил культуры дискуссии. Не только умение подготовить речь, но и умение свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой и безошибочно реагировать на поведение аудитории – таковы объективные требования к стремящемуся произвести желаемое воздействие на слушателей.

Что дает человеку свободное владение речью? Человек, свободно владеющий речью, пользуется уважением окружающих почти автоматически. Он всем интересен, ему легко вступить в контакт, он может влиять на собеседников. Следовательно, актуальность данной темы очевидна.

Цель — охарактеризовать основные аспекты публичного выступления.

Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы.

Публичная речь

Публичная речь — одна из форм делового взаимодействия и искусства. Она как компонент делового общения должна обладать качествами хорошего собеседования и при этом быть не только убедительной, но и красноречивой, доказательной, логичной, продуманной, красивой.

Публичная речь —монолог по форме, а по существу —диалог. И это создает оратору дополнительные трудности. Если в диалоге реакция собеседника выражается очень определенно, то при публичном выступлении о ней надо догадываться по поведению слушателей, их жестам, репликам, выражению глаз. Это надо делать одновременно с произнесением речи.

Характерной особенностью публичной речи является то, что она происходит в ситуации живого общения.

Другая отличительная особенность — это живая интонация разговорной речи, т.е. возможность в устном монологе выразить свое отношение к произносимому не только словами, но и окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой, жестами.

Требования к публичной речи:

  • Речь должна быть с начала и до конца захватывающе интересной и полезной. Французская поговорка гласит: Хороший оратор должен иметь голову, а не только глотку! Слушатели намного чаще, чем думают иные, точно чувствуют, на самом ли деле мельница речи перемалывает зерно, или она трещит так громко лишь оттого, что внутри пусто.
  • Она должна быть составлена правильно в композиционном отношении и содержать вступление, основную часть и заключение.

Этапы подготовки к публичному выступлению

Подготовка к публичной речи.

Публичная речь требует даже от опытных ораторов тщательной подготовки, а для начинающих деловых людей это обязательное требование. Подготовка речи является творческой работой, доставляющей ее автору радость и импровизационный азарт. К такой подготовке относится прежде всего обдуманная последовательность всех этапов работы.

Подготовка к любому публичному выступлению, обеспечивающему речи успех, включает пять элементов:

  • инвенция, или нахождение, изобретение. На этом этапе собирают и систематизируют необходимый для будущей речи материал.
  • диспозиция, или расположение. Автор будущей речи обдумывает материал, структурирует его, связывает детали, готовит комментарии к материалу.
  • элокуция, или словесное оформление мысли. В этой части осуществляется первая редакция ключевых слов, стилистическое оформление главной части, формулирование выступления и заключения, окончательная редакция текста.
  • меморио, запоминание. На этом этапе необходимо мысленно освоить написанный текст, может быть даже выучить его наизусть какую-то часть и попробовать освоить риторически, то есть выделить места, где необходимы паузы, модуляции голоса, невербальная поддержка текста и другие проявления индивидуального ораторского стиля. Для эффективного выступления с речью деловому человеку недостаточно только выбрать ее тему, необходимо подумать и о назначении речи.
  • акция, действия.

Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы: подготовку выступления и взаимодействие с аудиторией.

Нужно просить себя: Кто мои слушатели?. Если ответ затруднителен, то лучше представить себе группу из двух-трех человек, к которым обращено выступление и готовить речь для них.

Следует обязательно принять во внимание следующие характеристики аудитории: возраст; уровень образования; профессия; цель прихода людей на выступление; уровень заинтересованности в теме; уровень осведомленности в данном вопросе.

При подготовке выступления (как и при выполнении любой другой важной задачи) необходимо задать себе три самых важных вопроса:

1.Что я делаю? 2.Зачем я это делаю? 3.Как я это делаю?

Ответы на них помогут определить соответственно тему выступления, цель выступления, а также непосредственно заняться подготовкой содержательной стороны речи (составлением плана, сбором материала, обдумыванием структуры речи).

Тема выступления.

На первом этапе подготовки речи нужно выбрать и уточнить тему выступления, т.е. четко и ясно сформулировать, о каком предмете пойдет речь. Необходимо подчеркнуть, что успех выступления во многом зависит от отношения и интереса автора к теме.

Надо определить то, к чему необходимо и можно пробудить интерес слушателей. Тема диктуется потребностями жизни, важнейшими задачами современности. Тема отвечает на вопрос О чем будет говориться в выступлении.

Опыт показывает, что самое лучшее прочтение лекции- это её первое прочтение: изложение материала, в котором оратор сам недавно разобрался; передача фактов, которые автор еще недавно сам узнал; восторг от новизны, которым он заражает слушателей.

Если же приходится говорить на давно известную тему, то хороший оратор обязательно каждый раз будет вносить в нее что-то новое, не столько для других, сколько для себя. Всякий раз необходимо посмотреть на предмет выступления по-новому, разумом новичка. Итак, новизна темы и интерес к ней — залог будущего успеха.

Цель речи.

Следующий очень важный шаг подготовки- определение цели речи. Возможных целей (и соответственно типов речи) достаточно много, например речи воспитательные, речи развлекательные. Выделим две главные: информационная речь и агитационная. У информационной речи главная задача- поделиться каким-то знанием и заставить слушателя задуматься. Агитационная же речь всегда содержит в себе призыв к действию.

Для определения цели необходимо знать аудиторию, мысленно ее представить, думать о том, как лучше на нее воздействовать, оправдать ожидание слушателей.

Оратор может тот же самый текст выступления корректировать с учетом определенной аудитории: по-другому расположить материал, подобрать другие факты, заменить начало, финал выступления и так далее. Целевая установка отвечает на вопрос: Для чего об этом буду говорить?, Что я хочу изменить в сложившейся ситуации?, Какие чувства, желания, действия хочу пробудить у слушателей?

Важно отдавать себе отчет в том, какова цель выступления. Выступление можно готовить для того, чтобы получить отличную оценку на экзамене, можно- для того, чтобы понравиться аудитории или одному человеку из этой аудитории, можно- чтобы выиграть спор, например, в суде.

Рабочий план.

Третий шаг подготовки к выступлению- составление предварительного рабочего плана. Это именно план подготовки, а не план самого выступления. Рабочий план подчинен собственной логике, он прямолинеен, в нем еще нет интриги, завязки, деталей. План состоит из 5-6 главных вопросов, которые мы хотели бы осветить в своем выступлении.

Сбор материала.

Следующий, четвертый, шаг работы над речью- сбор материала. Существует несколько секретов, которые могут значительно облегчить работу на этом этапе.

Первое, что нужно иметь в виду: сбор материала- это не сбор информации. Это не столько чтение книг, сколько вынашивание собственных мыслей по поводу данной темы. Поэтому не стоит оставлять сбор информации на последние один-два дня.

Предварительный план убережет от лишней траты времени в работе с источниками, поможет целенаправленно отбирать материал. Записанные мысли, возникшие при чтении книги (реферата, журнала, учебного пособия…), цитаты, примеры — все это материал для будущего выступления. Записывая прочитанное, развиваешь память, мышление, вырабатываешь умение четко формировать собственные мысли, вырабатывать речевую культуру. Не случайно бытует изречение: Хорошая память — великое благо, но лучшее благо — это бумага. Выписки могут быть в виде цитат (обязательно с указанием источника), краткой записи отдельных положений, интересных фактов, удачных формулировок. Можно записи делать в виде тезисов (сформулировать по-своему мысли автора), конспекта (последовательное краткое изложение содержания). На практике конспект получается комбинированным (свои мысли перемежаются с мыслями автора). Из всего собранного материала надо отобрать главное и суметь это главное убедительно преподнести слушателям.

На этапе сбора материала необходимо стараться думать о своей теме не только садясь за рабочий стол, а везде: в транспорте, на прогулке- где угодно. При этом очень полезно все приходящие в голову мысли записывать.

Структура речи.

После завершения содержательной подготовки к выступлению необходимо заняться его формой: тщательно продумать структуру речи, последовательность частей и разделов, руководствуясь теперь уже не логикой сбора материала, а логикой его подачи. Работа на этом важном этапе существенно зависит от характера ожидаемой аудитории. Как правило, в структуре речи выделяют три части: вступление, основную часть и заключение.

Этап словесного оформления выступления.

Второй этап подготовки- подготовка к непосредственному изложению текста, словесное оформление публичного выступления по законам красноречия — умение говорить и писать красиво, убедительно и увлекательно. В основе красноречия лежит высокая культура речи, поэтому ее требования имеют первостепенное значение для ораторов, а также для всех, кто стремится говорить правильно, красиво и убедительно.

На этапе словесного оформления выступления объектами внимания оратора должны стать изобразительные возможности, или богатство языка, а также явления, засоряющие речь. Первые необходимо развивать, а вторых- избегать в своей речи.

Богатство языка. Количество слов (активный словарь). Самый первый критерий богатства и бедности речи- это количество слов, которые использует оратор. Активный словарный запас человека, выступающего перед публикой, должен быть достаточно богатым.

Синонимы.

Ничто так не обогащает речь оратора, как синонимы родного языка. В русском языке распространены синонимы, имеющие различные смысловые и стилистические оттенки.

Сравнения.

Пополнение словарного запаса оратора происходит также за счет сравнений. Сравнения создают неповторимые образы. Удачное сравнение делает речь богатой, украшает ее.

Фразеологизмы.

Особые образы в языке оратора создают фразеологизмы, т.е. сложные по составу языковые единицы, имеющие устойчивый характер (ломать голову, сгущать краски, кот наплакал, вверх тормашками). Главное условие правильности речи- употребление фразеологизмов в соответствии с их точным значением. Невнимательные к своей речи ораторы чаще всего искажают состав фразеологизмов.

Итак, богатство и разнообразие публичной речи создается богатым активным словарем, использованием многозначных слов, синонимов, образных сравнений, фразеологизмов.

Явления, засоряющие речь.

У косноязычного человека речевая бедность, неумение выразить мысль часто соседствуют с негативными явлениями, засоряющими речь. Названные явления недопустимы в речи оратора.

Работа над формой речи. Теперь пришла пора приступить к композиционно-логическому оформлению речи. Рекомендуется придерживаться известных элементов композиции: зачин, главная часть, финал. Затем следует определить стиль будущей речи: информационный, научный, художественный или публицистический. Только следуя законам правильного мышления, оратор может доказать правоту своих суждений.

Композиция — это и есть логика развития содержания по намеченному плану. Каждый оратор составляет план выступления по-своему. План может быть очень сжатым и развернутым. Основные вопросы подразделяются на подвопросы, а те в свою очередь могут делиться на пункты и подпункты. На поля полезно выносить факты, цифры, цитаты.

Можно составить и тезисы по плану.

Тезисы — это сжатое изложение основных положений выступления. Среди тезисов есть главный, основной, в котором заключена проблема (ответ на поставленный вопрос).

Главный тезис — это кульминация выступления. В нем раскрывается цель, сверхзадача оратора.

Особое внимание надо уделить зачину и финалу выступления, не забывая народную мудрость: Начало и конец — всему делу венец. Успешное начало — половина успеха. Вступление преследует цели: вызвать интерес слушателей, захватить их внимание, установить контакт, подготовить благоприятную почву для совместной деятельности.

Существует много вариантов зачина. В зависимости от аудитории, условий выступления, стиля и содержания речи можно одну и ту же речь начинать иначе, по-новому.

Какие же могут быть зачины? Можно просто начать с сообщения темы и основных вопросов, которые будут освещены в выступлении.

Можно идти от места и времени, то есть от необходимости сегодня, сейчас поднимать данный вопрос.

Можно начать с интересного факта, события. Жизненный материал, волнующие факты служат мостиком к основному содержанию и бесспорно захватывают внимание слушателей.

Можно использовать пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения.

Можно прибегнуть к риторическим вопросам, к вопросно-ответной форме речи.

Можно заранее продумать форму обращения к аудитории. Обращение, наполненное чувством уважения к слушателям, а не формально-равнодушно брошенное Здравствуйте, будет оценено слушателями.

Обращение — важное средство привлечения внимания и создания благоприятной обстановки общения: Товарищи!, Друзья!, Уважаемые слушатели!, Уважаемые коллеги!, Дорогие ветераны!, Милые женщины!… — все зависит от того, к кому обращено это приветствие.

Как видим, арсенал вариантов зачина множествен. И зависит он от характера темы, состава аудитории, цели выступления, личности самого оратора.

Не менее важен и финал. Без заключительного аккорда речь воспринимается как нечто незавершенное. Часто, не продумав финала, оратор добавляет фразу за фразой, мучаясь от того, что никак не может поставить точку. А ведь лишнее слово в досаду вводит. Необходимо продумать, какими именно словами закончить выступление — с учетом состава аудитории, содержания и стиля речи. В качестве концовки: или делается вывод из сказанного, или повторяется главная мысль, или приводится яркий образ, или обобщающий афоризм, мудрое высказывание, или эмоционально звучащие поэтические строки, или меткое, острое словцо, наполненное юмором… В момент заключения речи не стоит давать слушателям возможности расслабиться, остыть. В окончании нужно напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повторить все основные идеи.

Концовка — это сильный, сконцентрированный на главном акт речевого действия. Успешность конструкции последних фраз, усиленная их эмоциональностью, выразительностью, не только вызовет аплодисменты слушателей, но и превратит их в наших приверженцев.

В главной части выступления всесторонне раскрывается тема и идея. Осуществляется логический переход от одной мысли к другой. Выдвинутые положения подтверждаются фактами. Так как главная часть продолжительна по времени, то полезно ее разбивать на части (разделы). Такое деление облегчает слушателям восприятие и усвоение материала.

Переход от одной части к другой можно осуществлять с помощью таких слов и выражений: Следовательно, Итак, Значит, В дополнение скажу, С одной стороны — с другой стороны, Перейдем к следующему разделу…. Эти переходные слова как бы подытоживают сказанное и направляют внимание на продолжение речи. Конец раздела (части) можно отделить и просто паузой, и сменой тона, темпа речи, и силой голоса, изменением позы и тому подобное.

Стиль речи.

Многое в выступлении оратора зависит от стиля речи. Стили разделяют на информационный (или деловой), научный, художественный, публицистический.

Информационный стиль — это, главным образом, передача того или иного содержания, информации. И речь при этом отличается логической интонацией — без яркой эмоциональной или волевой окраски. Например: объявление программы передач по телевидению или радио.

Научный стиль ставит цель: не только информировать, но и направлять сознание и волю слушателей на запоминание важных мыслей. При этом используются две группы интонационных средств: логические и волевые. А в речи применяют глаголы: заинтересовать, доказать, убедить, вызвать желание изучать, углублять знания…

Художественный стиль — это триединство логики, чувств и воли; он воздействует на волю слушателей больше через чувства, образ, будоража, пробуждая эмоционально-чувственную природу человека.

Публицистический стиль, как и художественный, пользуется триединством логики, чувства и воли. Но логика в нем играет первостепенную роль. Публицист прямее воздействует на волю: побуждает слушателей менять взгляды, ход мыслей, поведение…

Специфика стилей в том, что в каждом из них присутствует все. Меняется только соотношение волевых и эмоциональных компонентов. Часто во время выступления стили как бы чередуются: в научный стиль (например, лекция) вкрапляются элементы художественного стиля (образная иллюстрация). В художественный стиль — публицистический (волевой призыв, риторические вопросы, ведущие к размышлению, и т.д.). Все зависит от ситуации общения, цели, задач выступления, от индивидуальности оратора.

Способы изложения материала разделяются также на несколько видов.

Хронологический прием изложения материала предполагает исторический подход к освещению проблемы. Он может быть обогащен приемом показа событий: начать с наших дней, а потом уйти в историю вопроса, с тем, чтобы вновь вернуться в сегодня.

Драматизируют материал приемы контраста и аналогии. Они позволяют действенно, ярко подчеркнуть контрастность позиций, взглядов, способов жизни, нравственных начал человека, общества. Особенно оправдывают себя эти приемы, когда надо раскрыть истинные ценности жизни.

В публичном выступлении используются дедуктивный (от общих положений к частным примерам) и индуктивный (от частных примеров, случаев, событий, фактов к обобщению) способы мышления. Индукция и дедукция взаимно дополняя друг друга. Так, например, высказанная мысль о падении речевой культуры народа подтверждается многочисленными примерами из передач радио и телевидения; затем делается вывод, раскрываются причины.

Полезно прибегать и к такому приему, как повтор, когда неоднократно повторяется главная мысль. Прием повтора эмоционально усиливает значимость содержания речи, делает более понятной сверхзадачу оратора. Создавая композицию выступления, надо соблюдать и простейший методический принцип: мысль должна двигаться от простого к сложному, от известного к новому. И еще: в речевом общении взаимодействуют информационный и смысловой уровни (передача содержания и передача подтекста, отношения к сказанному). Только на втором, смысловом, уровне проявляется конкретное содержание и цель выступления. Создавая текст будущей речи, надо учитывать этот второй (смыслово-подтекстовой) уровень передачи содержания. Отбирайте в свою копилку факты, примеры, картины жизни, искусства, литературы. Тогда любая абстрактная мысль, проиллюстрированная ими, будет живой, пульсирующей.

Доказательность в ораторском искусстве — это фундамент, ее мускулы. Все разваливается, повисает в воздухе, если оратор не сумел обосновать свои положения и выводы. Любое положение следует объяснить, доказать. Доказательство, как логический прием, складывается из трех взаимосвязанных элементов. Первый — тезис доказательства, то есть положение, истинность которого обосновывается в тексте. Второй — аргументы (доводы), доказательства, исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых ведется обоснование. Третий элемент — демонстрация, то есть логическая связь, показывающая зависимость между аргументом и тезисом. Таким образом, тезис — это то, что доказывают, демонстрация — способ обоснования тезиса.

Фактический материал повышает научный уровень речи. Но факт факту — рознь. Факт может оказаться случайным, не типичным, не коренным. Только достоверные, типичные, убедительные, проанализированные с определенных позиций, взятые в единстве и взаимосвязи, могут доказать основную мысль выступления. В зрелой, теоретически подготовленной аудитории, фактов требуется меньше, чем в молодежной аудитории, у людей с меньшим жизненным опытом.

Цифровые данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.

Надо обратить внимание и на искусство цитирования. Цитата, ссылка на авторитет — сильное средство доказательности. Она обладает особой внушающей силой, повышает смысловую и эмоциональную насыщенность речи. Цитирование не обязательно должно быть дословным. Можно своими словами передать мысль, но об этом надо непременно сообщить аудитории. В качестве цитат приводятся мысли из книг, статей, научных трудов, художественной литературы… Цитирование направлено на подтверждение главной мысли выступления. Но не следует перегружать свою речь цитатами, иначе в них потонет наша собственная точка зрения, и мы оставим впечатление неуверенного человека.

Этап окончательной подготовки выступления.

Итак, выступление написано. Мы заранее позаботились о его структуре, о словесном оформлении, стремясь к понятности, информативности, выразительности языка, богатстве словаря.

Подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Написанную речь можно проверять, исправлять; она легче запоминается и дольше удерживается в памяти. Писать следует на отдельных листах, на одной стороне. Уместно отметить, что опытный оратор может ограничиться составлением тезисов, конспекта или развернутого плана выступления.

Начинающему оратору написать целиком текст выступления очень полезно. Даже психологически, когда мы знаем, что перед нами лежит полный текст, это придает уверенность.

На завершающем этапе удобно пользоваться маркерами, выделяя цветом ключевые фразы текста (разметка). И, конечно, поменьше зачеркиваний и надписываний.

Текст выступления должен зрительно легко восприниматься. При одном взгляде на него выступающий должен тут же видеть интересующие его фрагменты.

Докоммуникативная фаза (подготовка) обязательно должна завершаться репетицией выступления.

Репетиция представляет собой произнесение текста мысленно либо вслух, лучше перед зеркалом. Надо найти такую позу, в к????ой мы сможем чувствуете себя легко и удобно, и постараться ее запомнить; изучить лицо — расправить нахмуренные брови, мимические морщины, набегающие на лоб; продумать жесты, приемы установления контакта. Уместно отметить, что опыт показывает, что на каждую минуту выступления приходится 20 — 25 минут подготовки. В случае если выступление тщательно разработано, то в момент встречи со слушателями говорящий будет держаться уверенно.

Можно выступить перед родными, знакомыми, друзьями, просто перед пустыми стульями, воображая что на них сидят слушатели. Просто пообщаться с ними… Сделать так несколько раз.

Можно использовать средства аудиозаписи и видеозаписи, чтобы проконтролировать хронометраж, качество выступления — одним словом, посмотреть на себя со стороны.

Нужно помнить: заученный текст написанного выступления парализует мыслительный процесс оратора, и его речь будет мертва.

подготовка публичного выступления


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: