Тема 6. Требования к выпускной квалификационной работе
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности выпускников к выполнению профессиональных задач, установленных ФГОС ВПО по соответствующим направлениям подготовки (специальностям).
К видам итоговых аттестационных испытаний государственной аттестации выпускников ИГПИ относятся: государственный экзамен; защита выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа является важным итогом обучения на соответствующей стадии образования, в связи с этим содержание выпускной работы и уровень ее защиты должны учитываться как основной критерий при оценке уровня подготовки выпускника и оценке качества реализации образовательной программы в вузе.
Выпускная квалификационная работа (ВКР) представляет собой комплексную, самостоятельную работу студента, главная цель и содержание которой – всесторонний анализ, научные исследования или разработки по одному из вопросов теоретического или практического характера, соответствующих профилю специальности.
Выполнение ВКР является заключительным этапом обучения студента на соответствующей ступени образования и имеет своей целью:
– систематизация, закрепление, расширение и углубление теоретических и практических знаний по направлению и их использования при решении конкретных профессиональных задач;
– освоение современных методов управления ИКТ-проектами на всех фазах его жизненного цикла;
– развитие творческих способностей и навыков самостоятельной работы при решении поставленных в выпускной квалификационной работе вопросов;
– выявление специальной подготовленности студента к самостоятельной работе в сложных современных условиях.
По результатам выполнения и защиты выпускной квалификационной работы государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) решает вопрос о присвоении студенту квалификации бакалавра бизнес-информатики, поэтому в процессе написания выпускной квалификационной работы от студента требуется максимум творческой инициативы, самостоятельности и ответственности. Следует помнить, что, согласно существующим положениям, за правильность оформления квалификационной работы в соответствии с требованиями государственных стандартов отвечает её автор.
В выпускной квалификационной работе роль руководителя сводится к консультированию по отдельным аспектам её выполнения, вместестемруководительрешаетвопросозавершениивыпускнойквалификационнойработы.
Достижению целей должны быть подчинены задачи, решаемые студентом в выпускной квалификационной работе.
При выполнении выпускной квалификационной работы студент обязан продемонстрировать способность и умение решать следующие задачи:
– правильно применять теоретические положения изученных ранее научных дисциплин;
– знать и уметь применять современные методы анализа;
– грамотно выполнять экономические и другие расчёты, используя для этого современные компьютерные средства;
– знать и уметь обосновывать целесообразность внедрения на предприятии передовых достижений современной науки и практики;
– осуществлять сбор исходных данных, необходимых для анализа по теме исследования;
– проводить анализ собранной информации и формируются решения, исходя из результатов анализа;
– выполнить теоретические и экспериментальные исследования;
– выполнить экспериментальные расчеты;
– дать конкретные предложения и технологии в области профессиональной деятельности, анализ результатов их реализации;
– выполнить разработкуа рекомендаций по использованию материалов исследования в практической деятельности;
– создать программные продукты;
– уметь (в письменном виде и устном выступлении) чётко и логично формулировать свои мысли, предложения, рекомендации.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы на заданную тем необходима обязательная конкретизация перечисленных задач, которые должен уметь решать студент, применительно к избранной теме исследования.
Выбор темы
Темой ВКР является разработка одной или нескольких проблем, связанных со специальностью выпускника, в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. Являясь заключительным этапом подготовки бакалавров бизнес-информатики, выпускная квалификационная работа должна подтвердить готовность студента самостоятельно решать конкретные профессиональные практические и научные задачи с использованием современных методов исследования.
В этой связи важная роль принадлежит правильному выбору темы выпускной квалификационной работы. Темы выпускных квалификационных работ утверждаются выпускающей кафедрой и должны быть актуальны для современной науки и практики. Они должны соответствовать основным сферам и направлениям будущей деятельности выпускников, а также выполняемыми ими функциям на предприятиях.
Выпускная работа бакалавра может и должна представлять собой дальнейшее развитие и углубление ранее выполненных курсовых работ, в которых, как правило, рассматриваются более узкие вопросы и решение которых носит преимущественно учебно-познавательный характер с элементами научного исследования. ВКР выполняется в течение последнего года обучения.
Важнейшие отличия между курсовыми работами и выпускными квалификационными работами (выполняемыми по одной и той же выбранной теме) состоят, прежде всего, в разном наполнении содержания каждой из этих работ. В приложении 4 приведён примерный перечень тем выпускных квалификационных работ.
В случае предложения собственной инициативной темы выпускной квалификационной работы студент должен обосновать целесообразность её разработки и получить соответствующее разрешение выпускающей кафедры.
Все темы выпускных квалификационных работ, имеющие прикладной характер, выполняются на реальных данных предприятий, либо на конкретной статистической, технико-экономической, финансовой и иной информации, полученной из литературных и иных источников.
В случаях, если работа имеет теоретический характер и посвящена решению научной задачи, её основным содержанием может быть развитие положений, ранее выдвинутых той или иной научной школой. Цель подобных исследований заключается в ознакомление с актуальным научным направлением, получение в этой области новых научных результатов, иллюстрация их на примерах, моделирование и т.п. Такие работы научного характера могут быть посвящены применениям известных методов к решению прикладных задач. Информационной базой для таких работ могут служить монографии, публикации в научных журналах и других изданиях, включая сеть Интернет.
ВКР реферативного характера является разработка, отражающая глубокое знание рассматриваемых вопросов актуального научного направления незатронутого в обязательных программах, умение давать обоснование важным частным проблемам, не получившим подробного описания в литературе, строить примеры, модели основных объектов и т.п.
Работа может входить в состав научного комплекса как часть научно-исследовательских работ, выполняемых кафедрой, с экспериментальными исследованиями или с решениями прикладных задач. В этом случае в обязательном порядке должен быть отражен личный вклад автора в результаты работы научного коллектива.
По решению кафедры в качестве выпускной работы могут быть приняты научные статьи, опубликованные или подготовленные лично студентом, а также научные доклады, представленные на студенческих конференциях и конференциях молодых ученых, оформленные в соответствии с требованиями к выпускной квалификационной работе.
Результатом квалификационной работы по созданию программного обеспечения является программный продукт, который должен удовлетворять требованиям к современному программному обеспечению, предъявляемым соответствующими стандартами. Работа должна содержать обзор программных продуктов аналогичного назначения, с описанием соответствующих различий и (или) одинаковых возможностей; анализ предметной области, для которой продукт предназначен; описание моделей данных, основных алгоритмов и элементов интерфейса программного продукта. Желательно наличие акта о внедрении программного продукта. Дистрибутив продукта является неотъемлемой частью работы данного вида. При описании программных систем следует руководствоваться правилами документирования программ, изложенными в стандартах Единой системы программной документации ? ГОСТах ЕСПД. Краткие требования к описанию программных систем приведены в учебном пособии «Методы программирования: программа общего курса описания лабораторных работ» / Л.В. Палло [и др.]. ? Нижний Новгород: Изд-во НГУ, 2003.-152 с.
В содержательном плане ВКР не является чисто научным исследованием: она связана с обучением и одновременным развитием творческого потенциала и индивидуальности студента. Однако организация деятельности по выполнению ВКР должна с большей или меньшей полнотой воспроизводить структуру научного исследования. Именно в этом ВКР максимально приближается к научному исследованию, т.е. осуществляется в соответствии с логикой научного поиска.
Этапы выполнения выпускной квалификационной работы
Процесс выполнения выпускной квалификационной работы включает в себя ряд следующих взаимосвязанных этапов, расположенных в порядке выполнения:
1. Выбор темы, согласование её с руководителем и утверждение.
2. Формирование структуры работы. Составление рабочего плана.
Рабочий план выпускной квалификационной работы разрабатывается студентом при участии научного руководителя. Первоначальный вариант плана должен отражать основную идею работы. При составлении первоначального варианта плана выпускной квалификационной работы следует определить содержание отдельных глав и дать им соответствующее название; продумать содержание каждой главы и наметить в виде параграфов (или пунктов) последовательность вопросов, которые будут в них рассмотрены.
Рабочий план выпускной квалификационной работы должен быть гибким. Изменения в плане работы могут быть связаны с некоторой корректировкой направления работы, необходимость в котором может возникнуть после детального ознакомления с изучаемой проблемой, или с тем обстоятельством, что по ряду вопросов, выделенных в самостоятельные разделы, может не оказаться достаточного количества материала или, наоборот, могут появиться новые данные, представляющие теоретический и практический интерес. Все изменения в плане работы должны быть согласованы с научным руководителем. Окончательный вариант плана ВКР утверждается научным руководителем и по существу должен представлять собой оглавление работы.
3. Составление календарного графика выполнения выпускной квалификационной работы с учётом анализа литературы по теме исследования, первичной информации о результатах деятельности исследуемого предприятия, использования ресурсов сети Интернет.
4. Сбор, анализ и обобщение информационных материалов по выбранной теме, в том числе первичной коммерческой, управленческой, технической и иной информации по исследуемом предприятию.
Подбор литературы следует начинать сразу же после выбора темы выпускной квалификационной работы. При подборе литературы следует обращаться к предметно-тематическим каталогам и библиографическим справочникам, использовать систему Internet.
Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала. При изучении литературы желательно соблюдать следующие рекомендации:
– начинать следует с литературы, раскрывающей теоретические аспекты изучаемого вопроса – монографий и журнальных статей, после этого использовать инструктивные материалы (инструктивные материалы используются только последних изданий);
– детальное изучение студентом литературных источников заключается в их конспектировании и систематизации, характер конспектов определяется возможностью использования данного материала в работе – выписки, цитаты, краткое изложение содержания литературного источника или характеристика фактического материала;
– систематизацию получаемой информации следует проводить по основным разделам выпускной квалификационной работы, предусмотренным планом;
– при изучении литературы не стремиться освоить всю информацию, в ней заключённую, а отбирать только ту, которая имеет непосредственное отношение к теме работы; критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в выпускной квалификационной работе;
– изучая литературные источники, следует тщательно следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться;
– часть полученных данных может оказаться бесполезной, очень редко они используются полностью;
– нужно стараться ориентироваться на последние данные по соответствующей проблеме, опираться на самые авторитетные источники, точно указывать, откуда взяты материалы; при отборе фактов из литературных источников нужно подходить к ним критически.
Особой формой фактического материала являются цитаты, которые используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д.; отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики изучаемого вопроса; цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных положений работы; во всех случаях число используемых цитат должно быть оптимальным, т.е. определяться потребностями разработки темы; цитатами не следует злоупотреблять, их обилие может восприниматься как выражение слабости собственной позиции автора.
Сбор фактического материала – один из наиболее ответственных этапов подготовки выпускной квалификационной работы. От того, насколько правильно и полно собран фактический материал, во многом зависит своевременное и качественное написание работы. Поэтому, прежде чем приступить к сбору материала, студенту совместно с научным руководителем необходимо тщательно продумать, какой именно фактический материал необходим для выпускной квалификационной работы и составить, по возможности, специальный план его сбора в период практики.
Студент в период практики должен собрать статистический материал, сделать необходимые выписки из служебной документации организации, где он проходит производственную практику, изучить методические указания, документы, постановления. Он должен обобщить материал, определить его достоверность и достаточность для подготовки выпускной квалификационной работы.
После того, как изучена и систематизирована отобранная по теме литература, а также собран и обработан фактический материал, возможны некоторые изменения в первоначальном варианте плана выпускной квалификационной работы.
5. Формулирование по результатам анализа основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций.
Представляя собственные результаты, необходимо четко понимать разницу между рабочими данными и данными, представляемыми в тексте работы. В тексте числа и конкретные примеры служат для иллюстрации и общей характеристики полученных в ходе исследования результатов, на основании которых делаются выводы. Поэтому обычно рабочие данные обрабатывают и в тексте представляют только самые необходимые. Наиболее выигрышной формой представления является графическая. Полученные данные анализируются, т. е. требуется установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования.
6. Письменное изложение пояснительной записки к выпускной квалификационной работе и представление руководителю её первого варианта.
Опыт свидетельствует, что наиболее уязвимыми местами в пояснительной записке студентов являются:
– бессистемность изложения материала; слабость доказательств и неубедительность выводов;
– злоупотребление цитатами и выдержками из книг в ущерб изложению самостоятельных рассуждений и взглядов самого автора выпускной квалификационной работы;
– расплывчатость заключения работы;
– нарушение правил оформления, особенно при составлении библиографического списка используемых источников.
Именно на эти ошибки следует обращать особое внимание при подготовке первого письменного варианта работы.
7. Доработка первого варианта выпускной квалификационной работы с учётом замечаний руководителя.
8. Чистовое оформление выпускной квалификационной работы.
9. Подготовка доклада для защиты выпускной квалификационной работы на заседании государственной аттестационной комиссии.
10. Подготовка презентации и так называемого раздаточного материала, включающего в себя в сброшюрованном виде распечатки схем, графиков, диаграмм, таблиц, рисунков и т.п.
11. Направление выпускной квалификационной работы на рецензирование.
12. Получение допуска к защите выпускной квалификационной работы.