Этнические образы мужчины и женщины

Причины возникновения и функции представлений о телесной красоте в этнической культуре:

1)защитная (кольца на шее)

2)защита от работорговли (диски в губах у африканцев)

3)репродуктивная (почитание полноты)

4)символ достатка (полнота, чернение зубов)

5)гигиеническая (глина)

6)дифференцирующая (этническая, возрастная, социальная)

7)уподобление тотему (сакральному животному — перья, прически)

8)маскировка дефектов

9)магическая защита (татуировки)

10)тиражирование среднего антропологического типа

11)устрашение (боевая раскраска)

12)эмоциональная (скорбь)

Пропорции тела — 1/3 от пояса до темени — длина всего тела (Пифагор)

В Средние века: женщина — бледная, худая, с выпирающим животом

Возрождение — худая, с округлыми бёдрами.

Если взять только девичество, то можно перечислить множество странных обычаев, суеверий, сказочных образов и мифологических персонажей вроде дев воительниц и девственной Артемиды. Конечно, и в самой народной традиции все, что относится к девушке, часто бывает скрыто тенью мужских институтов — жениха, брата или отца. Высветлен более или менее образ девушки—дочери или сестры. Ее привязанность к брату или к отцу выражается, прежде всего, в труде во имя их блага. С позиции мужской идеологии женщина вообще должна быть ограничена кругом домашних работ. У американских индейцев (чироков) женщину обозначают словом, смысл которого — «та, которая готовит пищу». Аналогии можно найти во многих других языках и культурах. Выход девушки замуж часто воспринимается как потеря рабочих рук.

Девочка раньше чем мальчик начинает вносить свои вклад в семью, разделяя заботы с матерью. Тогда очевидно, что не из сферы труда девушка обретает свои высочайший нравственный статус, интуитивно улавливаемый и оцениваемый фольклором любого народа. Происхождение образов безбрачных Великих матерей, хозяек зверей, породительниц домашних растений и животных, основательниц ремесел остается неясным. Образ рожающей девственницы в христианстве вознесен до уровня Богоматери.

Папуасы группы кивай убеждены, что мужчина-Луна подбирается к созревшей девушке и вступает с ней в половое общение — от этого у нее появляются первые кровотечения. Таких же воззрений в Океании придерживаются квома, добуанцы, маори, в Австралии племя мурнгин, а также андаманцы, лепча Непала, многие южноамериканские индейцы.

Представление о том, что Луна — это мужчина, господствует у народов с самой архаической культурой, вроде австралийцев. У одного из племен (лардилов) Луна выступает большим любителем женщин и устроителем обрезания (мужского кровотечения). Изредка, особенно в развитых традициях, вроде урартийской иди древнегреческой, Луна считается женщиной. Эта черта явно вторична, ибо связана с тем, что женщина (кстати, в силу логики того, что Луна — мужчина) оказывается поселенной на Луне.

Зато Солнце в народных традициях, как правило, ассоциировано с замужней, родившей женщиной. Солнце в грузинском мифе научило женщину рожать, лежа на соломе. У хевсур, горногрузинской группы, был обряд приглашения Солнцу войти во двор, где роженица.

Отсутствие смерти — архетипическое женское восприятие. Показательно отсутствие мифов об умирающих и воскресающих женщинах, тогда как сюжетов, относящихся к богам-мужчинам, в изобилии.

Мужчина и женщина — противоположности, но противоположности взаимодополняющие и в своем сочетании образующие гармонию. Окончательное оформление стереотипов мужского и женского поведения происходит через семейное и общественное воспитание. В общественном сознании россиян образ женщины однозначно ассоциируется с материнством, тогда как аналогичные ассоциации мужчины с родителем, как правило, отсутствуют.

У женщин, сочетающих обязанности материнства с выполнением профессиональных функций, нередко возникает чувство вины как следствие ощущения собственной несостоятельности в реализации своего «истинного предназначения». Однако у мужчин ничего подобного не наблюдается, поскольку общество определяет для них иное пространство приложения сил и возможностей.

В традиционном патриархальном обществе (к нему, безусловно, относится и Россия) воспитание мальчика ориентировано на некий мужской идеал, включающий в себя ряд характеристик, среди которых: не унижаться, занимаясь «женскими» делами, в том числе и уходом за детьми (последнее маркируется как женская обязанность); превосходство над другими; отказ от проявления переживаний, сочувствия и эмоциональной поддержки; демонстрация силы, а при необходимости и насилия; зарабатывание денег.

Руслан Белый — Теория происхождения мужчин и женщин


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: