К проведению уроков по изобразительному искусству

О ЧЕМ ВАЖНО ПОМНИТЬ ПРИ ПОДГОТОВКЕ

При подготовке к проведению уроков по изобразительному искусству важно помнить, что занятия по этому предмету в начальных классах имеют целью с одной стороны развить у учащихся художественный вкус, творческое воображение, приучить их видеть прекрасное в жизни и в искусстве, а с другой — привить детям изобразительные умения и навыки, показать им практическое значение рисунка в жизни человека, а также научить их пользоваться рисунком в трудовой деятельности и художественном творчестве.

Студенту надо хорошо знать психологические возможности детей и при подготовке к уроку иметь это в виду. Важно также хорошо знать и учитывать уровень подготовки каждого ребенка к изобразительной деятельности и предусмотреть индивидуальный подход к учащимся в процессе их обучения на уроке.

Надо помнить, что только под влиянием благоприятной окружающей обстановки, эффективных методов обучения и воспитания развитие ребенка претерпевает качественные изменения. Все больше создаются условия для развития у них способностей изображения, которые зависят главным образом от воспитания у детей умения наблюдать, видеть особенности окружающих предметов, сравнивать их между собой, находить у них общие и различные черты, выявлять главное, а также от выработки у них технических умений и навыков в работе карандашом, красками и другими материалами. Приобретению этих качеств способствуют все виды учебных заданий, предусмотренных школьной программой по изобразительному искусству.

Один из видов этой работы — рисование с натуры.Рисовать предмет с натуры это значит изображать его таким, каким его видит рисующий. Но, поскольку у младших школьников еще очень неустойчивое внимание, задача учителя состоит в том, чтобы сначала научить их внимательно рассматривать натуру и только потом начинать ее изображать.

Во время же рисования с натуры необходимо напоминать детям, чтобы они внимательно рассматривали рисуемый предмет, сравнивали его со своим рисунком. А для того, чтобы у детей не пропало желание рисовать с натуры, важно подбирать такие модели, которые могли бы привлекать их внимание, вызвать у них интерес.

Для рисования с натуры в начальной школе предусматриваются изображения предметов несложной формы — флажки, шары, мячи, фрукты и овощи, цветы, листья различной формы, веточки разных пород деревьев, бабочки, стрекозы, жучки, самые разнообразные игрушки и т.д. Будет хорошо, если дети принесут на урок для рисования свою любимую игрушку.

Кроме непосредственного рисования с натуры, важно практиковать с младшими школьниками и рисование по памяти и представлению, т.е. рисование предметов на основе специальных наблюдений под руководством учителя, предшествующих выполнению рисунка, а также на основе уже имеющихся у них знаний о рисуемых предметах. Это могут быть цветы, деревья, животные, человек.

При рисовании с натуры, небольшую по размеру модель обычно располагают у каждого ученика на столе. Детям сначала разрешают подержать этот предмет в руках, ощупать его и рассмотреть со всех сторон, затем предлагают поставить его на определенное место и нарисовать. Рисунок с натуры выполняется с одной точки зрения, поэтому модель передвигать в процессе рисования нельзя. Такие задания рекомендуется выполнять в разной технике и материалах (карандаш, мелки, фломастеры, краски). Их можно каждый раз менять, но предпочтение следует отдавать работе кистью без предварительного контура.

Это будет способствовать созданию условий для развития у детей свободы движений руки, воспитанию смелости в работе, в передаче цвета натуры.

Рисование с натуры обязательно связывается с работами по аппликации и лепке, которые предусмотрены программой по трудовому обучению в разделе Работа с разными материалами. Эти виды работы, так же как и рисование, являются художественными видами деятельности. У них много общего, но у каждого своя специфика. Работа по аппликации помогает лучше почувствовать силуэт формы, ее геометрическую основу, а лепка — ощутить объемную форму предметов.

Для того, чтобы детям было легче воспринимать и воспроизводить особенности формы и цвета, можно предложить им для восприятия и рисования с натуры два несложных предмета, например, круглый оранжевый апельсин и продолговатой формы желтый лимон, два листа дерева, несложных по форме и разных по цвету, два цвета, две игрушки и т.д.

Надо помочь ребенку не только увидеть характерный цвет и форму рисуемых предметов, но и обратить его внимание на эстетические качества модели. Например, прежде чем предложить детям для рисования с натуры игрушку, можно сказать: Мне очень нравится твоя игрушка, она веселая и ярка. Постарайся в своем рисунке показать ее такой же. Или: Посмотри, какой прекрасный цветок перед тобой. Какие у него нежные лепестки. На его стройном стебле различные по цвету листочки. Они тоже очень красивы и изящны. Приглядись к этому внимательнее и ты сможешь нарисовать такой же красивый цветок, какой видишь в натуре.

В процессе рисования необходимо помочь каждому ребенку освоить технику и последовательность выполнения работы. Для этого следует показать, как расположить лист бумаги в зависимости от формы, пропорций и размеров рисуемых предметов — в длину или ширину. При этом надо объяснить, что рисунок надо уравновешивать с краями листа. Чтобы это было понятно детям, можно использовать метод аппликации, при котором на соответствующем фоне передвигаются силуэты предметов разных по форме, величине, пропорциям. Это поможет учащимся найти лучший вариант композиции и определить размер своего рисунка.

Последовательность выполнения работы учитель демонстрирует мелом на классной доске на большом листе бумаги. Затем рисунок убирается, чтобы учащиеся могли работать самостоятельно. Когда дети приступят к рисованию, важно напомнить им, что начинать рисунок надо от общего, затем переходить к деталям.

Например, при рисовании с натуры игрушечной рыбки прежде всего надо изобразить общую форму рыбки (она напоминает овал), соблюдая соотношения между ее длиной и шириной, учитывая изгиб спинки, сужение к хвосту и характерную заостренную форму головы.

После этого надо нарисовать хвост и плавники, потом перейти к мелким деталям — рисованию глаз, полосок на хвосте и плавниках, чешуи.

В процессе выполнения работы карандашом надо напомнить детям, что рисовать следует тонкой линией, не нажимая на карандаш. Объяснить, что резинкой нужно пользоваться осторожно: сначала исправить рисунок и лишь потом, не очень сильно нажимая, стереть ненужную линию.

Перед выполнением работы в цвете необходимо показать, как надо работать кистью и красками.

Краску сперва разводят на отдельном листке бумаги (палитре) — столько, сколько необходимо для работы. Но прежде чем покрывать ею рисунок, полезно поднести палитру ближе к натуре, чтобы убедиться в том, что цвет выбран верно, и лишь после этого начинать писать кистью.

В зависимости от формы изображаемого предмета кистью работают по-разному. Например, при рисовании флажка разведенную краску наносят на рисунок, не выходя за пределы контура, слева направо и сверху вниз так, чтобы она как бы стекала. В нижней части рисунка скопившуюся лишнюю краску подбирают. Краска ляжет ровнее, если бумагу для работы предварительно смочить водой и писать по ней после подсыхания.

Если с помощью цвета необходимо показать круглую форму, например, воздушный шар, то начинать писать лучше от более темного пятна, высветляя цвет путем добавления в краску немного воды. Наносить ее лучше круговыми движениями.

При работе кистью без предварительного контура направления мазков могут располагаться в разные стороны в зависимости от формы изображаемого предмета.

В процессе выполнения заданий красками по рисованию с натуры, по памяти и представлению дети не только отрабатывают навыки работы кистью, но и закрепляют приобретенные знания о цвете. Они сначала учатся распознавать цвета и оттенки, затем смешивать и находить нужный цвет для своей работы. Они осваивают приемы передачи объемной формы изображаемых предметов с помощью цвета. Особенно важны в этом отношении задания по рисованию с натуры цветов, листьев, фруктов, а также по памяти и представлению бабочек, деревьев и других форм.

Надо помнить, что цвет для детей — наиболее доступное средство передачи образа в рисунке, с помощью которого они показывают свое отношение к изображенному. И эту особенность в работе с ними надо использовать.

Декоративная работав начальных классах строится с учащимися на основе близости их самостоятельных рисунков с народным творчеством и ведется к сознательному усвоению детьми специфики декоративно-прикладного искусства.

Их внимание обращается на то, что декоративно-прикладное искусство окружает человека повседневно, в труде, быту, что это художественно отделанные кустарным или промышленным способом предметы, имеющие не только практическое, но и эстетическое назначение — одежда, посуда, мебель, книги, ткани, резьба по дереву и камню, игрушки и др.

Одним из основных особенностей специфики этого искусства является единство практического назначения и художественного оформления вещи.

Необходимо, чтобы в процессе изучения декоративного искусства дети поняли, что по своему происхождению оно народное. Надо показать им, что это находит отражение как в самом характере изделий, так и в элементах узоров, украшающих эти вещи, в их цветовой гамме.

Образцы народного искусства надо подбирать доступными для восприятия младших школьников. Это могут быть прежде всего деревянные и глиняные игрушки, украшенные узорами, изделия Хохломы, Гжели и другие несложные по форме предметы. Необходимо познакомить детей с понятиями — Ритм, Симметрия, Орнамент. Рассказать им, что орнамент — это узор, основанный на повторе и чередовании отдельных элементов, что эти элементы взяты из окружающей действительности, но в переработанном виде. Это цветы, листья, бабочки, животные, человек, строения.

Уже начиная с первого класса, дети выполняют несложные узоры. В этом случае начинать работать лучше кистью без предварительного прорисовывания, при котором школьники учатся писать кистью, в разных направлениях, изображая сначала совсем простые элементы, такие как прямыеи волнистые линии, листочки, кружочки, а затем постепенно усложнять их.

Самостоятельная работа учащихся включает в себя и декоративное рисование с предварительным прорисовыванием узоров карандашом в полосе, круге, квадрате, овале из элементов растительного и животного мира, а также из геометрических фигур на белой и цветной бумаге.

Важно, чтобы в процессе этой работы дети поняли, что узор сам по себе не существует, а всегда служит оформлением вещей. Поэтому работа над узором обязательно должна быть связана с оформлением вещей, которые они сами изготавливают на уроках труда.

Задания по аппликации являются частью декоративной работы младших школьников. Аппликация очень помогает школьникам освоить приемы композиционного построения узоров и их цветового решения. Особенно хорошо, если такая работа проводится в игровой форме на фланелеграфе или магнитной доске, когда дети соревнуются на лучшее составление узоров из готовых элементов геометрических и растительных форм.

Младшие школьники с успехом осваивают декоративное обобщение объемной формы. Поэтому следует давать им задания по лепке игрушек, посуды и других несложных предметов, которые они охотно выполняют. С неменьшим интересом они смогут выполнить несложные поделки из ткани, бумаги и других материалов.

Большое место на уроке, а также во внеклассной работе должны занять задания по декоративно-оформительской работе, которая может быть приурочена к различным праздникам.

Рисование на темыиз окружающей жизни или иллюстрирование сюжетов литературных произведений ведется по памяти, на основе предварительных наблюдений и по воображению.

Подготовительным этапом работы могут быть наброски и зарисовки с натуры.

При знакомстве учащихся с иллюстрацией надо рассказать им, что иллюстрация — это элемент художественного оформления книги. Иллюстрации раскрывают содержание книги, выделяют наиболее важные моменты из него. В каждой книжке есть обложка, которая тоже может быть использована в виде иллюстрации.

Но не следует книжные иллюстрации предлагать детям для срисовывания. Такое срисовывание помешает им осмыслить свои представления и наблюдения из жизни, которые важно выразить в самостоятельном рисунке.

Начинать работать над иллюстрацией надо с выбора эпизода из прочитанной книги. Затем подумать, что и как будет изображено на листе и начать работать над композицией рисунка, выбрав для этого соответствующее расположение листа (вертикальное или горизонтальное).

Полезно сделать предварительно эскиз, а уже на его основе создавать иллюстрацию.

В иллюстрации очень важна композиция рисунка, а также выбор и показ главного в сюжете. При прорисовке персонажей важно показать их одежду, позы, а также окружение, по возможности надо показать характер героев (добрый, злой, веселый, скромный, скучный и др.). Все эти качества персонажей поможет детям выразить не только рисунок, но и цвет.

Рисование учащихся на темы также желательно связывать с заданиями по аппликации и лепке. Для аппликации характерно использование обобщенных форм. А умение обобщать очень важно и в рисовании. Способ аппликации — вырезывание деталей, передвижение их на цветном фоне поможет им понять разные варианты композиции, приучит их к цветовой заполненности листа и в рисовании на темы.

Как подготовительный процесс к рисованию на темы важна и лепка. Лепка поможет детям почувствовать объем фигур людей и животных, показать их в движении.

Задания по рисованию на темы из окружающей жизни или иллюстрированию сказок лучше предлагать детям выполнять гуашью на цветном фоне, который создает готовый фон неба, леса, поля, моря. Это облегчит работу и научит в дальнейшем покрывать краской весь рисунок.

При рисовании на темы времен года полезно воздействовать на чувства детей путем совместного показа произведений изобразительного искусства, предусмотренных школьной программой, чтением лирических произведений русских и советских поэтов о природе и временах года, а также прослушивания музыки, посвященной данной теме. Такой прием оказывает положительное воздействие на детское воображение, вызывает у них эмоциональный отклик, что в свою очередь положительно влияет на выразительность рисунков.

Беседы об изобразительном искусствев начальных классах в качестве отдельных уроков проводятся очень редко. Зато они являются составной частью при проведении всех видов работ по этому предмету.

В беседах с младшими школьниками об искусстве в доступной для них форме необходимо раскрывать такие понятия, как пейзаж, натюрморт, портрет, представления о которых они должны будут закрепить в своей практической работе. Эти беседы должны содействовать обогащению духовного мира школьников, воспитывать любовь к изобразительному искусству и потребность постоянного общения с ним.

Успех занятийизобразительным искусством во многом будет зависеть от условий выполнения работы: оборудования рабочего места ученика (отсутствие на рабочем месте лишних ненужных предметов, расположение материалов и инструментов справа от рисующего, возможность использования наклонной плоскости для рисования и т.д.), наличия и качества наглядных пособий (в том числе и технических средств обучения), личного показа учителем приемов изображения и умелого анализа результатов работы школьников, который важно проводить в конце каждого урока.

Наконец, при подготовке к проведению урока по изобразительному искусству в младших классах надо помнить о важности взаимосвязи различных видов работ по этому предмету, а также о межпредметных связях. Так, необходимо постоянно связывать уроки изобразительного искусства с уроками трудового обучения, музыки, природоведения, по развитию речи и другими учебными предметами.

Рисунок

С рисунка начинается всякое изображение формы на плоскости. Великий художник эпохи Возрождения Микеланджело писал, что рисунок есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры: рисунок является источником и душой всех видов живописи.

Приобщение к изобразительному искусству должно начинаться с рисунка. С него начинали обучение художники и Древнего Египта, и Древней Греции, и эпохи Возрождения.

Рисунок и в целом умение рисовать являются весьма полезными в жизни каждого человека, способствуют лучшему овладению множеством профессий.

Преподавание рисунка в школе решает целый ряд важных задач обучения, художественно-эстетического воспитания и развития учащихся. В процессе обучения рисунку необходимо:

u научить пользоваться рисовальными материалами;

u научить правильно и точно видеть и передавать строение, пропорции предметов и их форму;

u научить передавать объем средствами светотени с учетом тональных отношений;

u научить выполнять зарисовки и наброски и использовать их в сюжетных композициях.

u

Живопись

В живописи художник передает не только объем и форму предметов, но и их цвет.

Надо научить школьника различать цвета, их светлоту и насыщенность. Эти качества нужны людям почти всех профессий. Так, например:

u маляр должен уметь подобрать нужный колер;

u рабочий текстильной и полиграфической промышленности должен уметь различать множество тончайших оттенков цвета;

u полярный летчик по цвету льда угадывает его толщину и определяет возможность посадки и т. д.

Обучаясь основам живописи, школьник учится правильно видеть и передавать цвет предметов и цветовые отношения (локальный цвет предмета в светоцветовоздушной среде), получает необходимые знания, умения, навыки на практических занятиях изобразительным искусством.

Постоянная работа красками поможет развить цветоощущение учащихся, что позволит им обогатить свое восприятие окружающего мира и глубже понять искусство живописи.

Преподавание живописи в школе решает целый ряд важнейших задач обучения, художественно-эстетического воспитания и развития учащихся. При обучении живописи необходимо:

u научить обращаться с художественными материалами;

u научить различным приемам работы акварелью, гуашью;

u дать знания об основном и дополнительном цветах, цветовых гаммах, способах получения различных цветов и их оттенков;

u научить передавать предметы в условиях световоздушной среды тоном и цветом;

u помочь развитию видения цвета.

Задания по рисунку и живописи с натуры выполняются карандашом, пером и кистью. Они могут быть относительно длительными (1—3 урока) и кратковременными, выполняемыми за 10— 20 мин (наброски и зарисовки). Наброски и зарисовки могут выполняться на разных этапах урока в зависимости от его цели и конкретных задач.

Задачи композиции решаются как в работах по рисунку и живописи, так и в сюжетных заданиях.

Сюжетные задания — это рисование на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений. Работы по сюжетному рисованию предваряются эскизом (карандаш, один-два цвета). Задания на темы могут выполняться как в черно-белом решении, так и в цвете (акварель или гуашь).

Выбор тем проводится как по желанию учащихся, так и по заданию учителя.

ИЗО в начальной школе: ресурсы УМК для достижения образовательных результатов


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: