Как питались в деревнях верхнетошменского сельсовета

Влияние питания на продолжительность жизни у жителей сельской местности

I. Введение

Наше с. Успенье небольшое, но в нем есть немало людей, проживших долгую жизнь. Так, Фетюковой М.П. исполнилось 94 года. Каковы же основы долголетия?

Большинство геронтологов считают, что потенциальная возможность долголетия обусловлена генетически. Но, полноценное и правильное питание является важнейшим условием продолжительности жизни человека.

«Если отец болезни не известен, то мать ее всегда – питание» Гиппократ.

В нашей работе мы хотим выяснить особенности питания наших предков, проследить, чем питались жители наших деревень?

Новизна исследования в том, что исследователь впервые обобщает материал об особенностях питания жителей нашей местности и определяет роль питания в продолжительности жизни.

Изучение и возрождение традиций родного края, особенностей народной кухни стало для нас актуальной и в то же время интересной темой для исследования. Мы хотели убедиться, что рецепты кухни прошлых лет вкусны и полезны для нашего здоровья, а особенности питания наших старожилов позволяют увеличивать продолжительность жизни. Результатом нашей работы будет также создание буклета «Как правильно питаться».

Цель нашей работы: выявить особенности питания наших долгожителей и привлечь внимание к вопросу возможности сохранения здоровья через питание простыми и доступными продуктами

Для выполнения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи (на стенде)

Объект исследования: долгожители Верхнетолшменского поселения

Предмет исследования:– особенности жизни долгожителей и характеристика рациона питания их в разные периоды их жизни

Методы исследования:

1. Проведение опроса населения

2. Анкетирование

3. Беседа (запись воспоминаний)

4. Наблюдение

II. Основная часть

История русской кухни вологодского края.

Кухня и традиции, связанные с приемом пищи, – неотделимая часть культуры Вологодской области. Набор продуктов и блюд постепенно менялся. Но во все времена продуктом номер один оставался хлеб. Испеченному хлебу давали выстояться под холщовой скатертью. «Хлеб на стол, так и стол – престол. Хлеба ни куска, так и стол – доска» [2, 218].

Традиционно крестьянин кормился от трудов своих. Народная пословица гласит: «Как потопаешь, так и полопаешь». Состав крестьянской пищи определялся выращенными полевыми и огородными культурами. Покупные яства в деревне были редкостью. Пища отличалась простотой, еще ее называли грубой, так как требовала минимум времени на приготовление. Конечно, жили в деревнях в первой половине 20 века в основном бедно. В 1937- 39 годах урожаи были плохие, питались очень скудно. С началом Отечественной войны питание населения Вологодской области резко ухудшилось. Сдавали государству «за план» молоко, яйца, картофель. В послевоенные годы на Севере значительно сократилось производство зерна, картофеля, овощей, уменьшилось поголовье скота. Особенно тяжелыми стали 1946-1947 гг., когда страну охватил голод.

В 1960-е годы стали больше выращивать картофеля, который вместе с хлебом стал важнейшим продуктом питания. Вместе с тем возросли денежные расходы на покупку хлеба, муки, макаронных изделий. Хлеб и хлебные изделия стали покупными уже с конца 1960-х-1970-е годы. Стали развиваться приусадебные хозяйства, поэтому увеличилось потребление мяса и молочных продуктов. Увеличилась и доля покупных продуктов.

Как питались в деревнях Верхнетошменского сельсовета

Чтобы понять, почему наши предки не хворали всяческими современными напастями и всегда пребывали в добром расположении духа, стоит обратить внимание на культуру питания наших долгожителей.

Сельские жители испокон веков отдавали в трапезе предпочтения растительной пище перед мясной. Главными элементами питания служили злаковые растения: пшеница, рожь, ячмень. Огромным подспорьем для питания также служили огородные овощи, а в особенности картофель. Из мясного рациона преобладала говядина, баранина. Любили молоко и молочные продукты – сметану, масло, творог.

В наших деревнях обычно ели три раза в день. За столом собиралась вся семья. Все ели из одного блюда. Щи хлебали с хлебом, каши с хлебом есть не принято. Если щи были «молошными», то есть с мясом, сначала хлебали без мяса, а когда заканчивались щи, хозяин говорил: «Берите с мясом». Из общего блюда ели ложками и молоко, и простоквашу, и квас. Затем пили чай из самовара, который наливали в чашки с блюдцами. Пили из блюдцев с кусочками сахара. Из воспоминаний Скорюковой Л.Н.: «Вот помню: дала мне мать метры 3 холстины, белой-белой, сказала: «Сходи, Лидя, в магазин на Ваулово, принеси сахару». Дала мне тетя Тамара сахару на эту холстину большущой кусок. Самовар наставят, дадут сахару по «бисеринке», так хоть 10 чашек пей».

Почти все продукты получали из личных хозяйств. В лесу собирали ягоды и грибы. Взрослые работали в колхозе, а в лес ходили пожилые и дети. Мясные продукты были свои: разводили овец, телят, кур, обязательно держали корову. Рыбы ели немного, т.к. наша речка небольшая. Да и ловить особо было некогда. Привозными продуктами были сладости: конфеты, пряники, сахар. Но их покупали редко. Соль тоже покупали. С началом летних дней все хозяйки ставили квас. «Наша бабушка квас ставила в корчаге, у которой около дна было отверстие с затычкой. Корчагу она наполняла ржаной соломой, теплой водой, корками хлеба, хмелем. Квас закисал и становился «ядреным», как говорил дед», вспоминает Ушаков М.С.

Квас (так у нас называли окрошку) был одним из основных первых блюд летом. Туда клали перья лука, картошку, крошили яйцо, добавляли сметану, горчицу, соль и студень, если он был. На полях выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмень, горох. Зерно мололи на двух мельницах: Лучкинской и Великодворской. Пекли хлеб сами хозяйки, в 60-х годах пекли на пекарне в Успенье и на поселке (Первомайском).

Первое блюдо – щи, готовили из капусты, картошки, овсяной крупы, моркови, мяса (если было). Все это варилось в чугуне и упревало в вольной печи. «Мясо уприет и картошка разваритцо» (Скорюкова Л.Н.) Щи получались густыми, если с мясом – «молошные», а без мяса – постные. В печи варили и гороховый суп с картошкой и морковью .

Варили суп из субпродкутов – кутаник, его даже подавали на свадьбах. Печень, легкие, сердце, рубец варили, резали кусочками и сушили в вольной печи. Сухой кутаник мог долго храниться. Его варили в чугуне, добавляли картошку, морковь, яйцо. Получалось своеобразное блюдо с особым вкусом.

В почете был и грибной суп с картошкой, морковью, сметаной. Кстати, в суп лук, морковь не обжаривались, все варилось в вольной печи. (Ушаков М.С.)

С наступлением холодов, ближе к Казанской, резали скот: овец и теленка. «Мясо хранили в подвешенном состоянии в «синнике» или в кадках соленым («солонина»). В войну обязаны были сдавать мясо государству. Разнообразны были каши, чаще овсяная. Крупу из зерен делали сами, мололи на ручных жерновах. Особенно хороша была картофельная с яйцом и молоком. Каши варились в печи к обеду и ужину.

Варили овсяный кисель. Утром его ели горячим с льняным маслом и солью. Холодный кисель хлебали с молоком на ужин.

Утром пекли шаньги, они более тонкие, чем оладьи, прожаренные и более вкусные. Пекли их на чугунной сковороде на углях в печи. Пекли на льняном масле и пряженники из пирожного теста на угольях в печи.

На третье подавали кислуху- пареные и высушенные в вольной печи овощи. Морковь и свекла были сладкими, а сладкого всегда хотелось. (Ушаков М.С.) Еще был дежень– это простокваша с толокном, вкусное и сытное блюдо.

Обычно утром ели картошку, сваренную в чугуне у огня в печи. Картошку ели с солеными грибами или квашенной капустой, а то и просто с мелкой солью и хлебом.

Пироги и хлеб были основной едой. Белой муки не было, вся выпечка была серая. Еще были «картофники» — сочни с толченой картошкой. А если вместо картошки заполняли сочень крупой, то получались крупенники, их обычно пекли на праздники.

На праздники готовили соломат. Подавали щи с мясом, кутаник, студень, картошку с телятиной. Выпечка была разнообразна. Белого хлеба и белых пирогов не было.

Когда резали барана, из головы и ног варили студень.

Жарили сморчки. Это внутренний жир пережаривали на сковородке до золотистой корочки и ели с хлебом, макая в растопленный жир. Делали тетери.

К концу войны с едой становилось все хуже. Увеличились налоги с колхоза, да и урожаи были невелики. Коровы доили мало. Молоко тоже сдавали государству.

Питаться стали намного хуже. Ели куглину (коробочки от семян льна). Ее сушили и толкли в ступе, добавляли муку. Разбавляли муку и толченой мякиной (остатки от обработки овса).

Весной на бывшем ржаном поле собирали «пестики», это нераспустившийся хвощ. Их жарили на сковородке, ели сырыми, сушили, растирали и добавляли в муку. А лакомством весной был березовый сок.

В лугах росла кислица. Ребятишки собирали ее за пазуху и ели. Собирали цветки клевера, сушили, толкли, пекли лепешки. Вкус был дурной да и вид тоже. Особенно тяжелыми были 1945-1947 годы. У многих детей были большие животы, хотя голода большого не испытывали. «Зимой мать пекла пышки из гороховой муки и снега. Тесто на снеге получалось пышным. Пышными были и пышки, казалось, что они очень большие»,- вспоминал Ушаков М.С «Только на молоке и выжила, молоко больно пила!» — отмечает Скорюкова Л.Н. Позднее скотину держали, мяса хватало, в огороде все растили. По магазинам тоже немного бегали. В настоящее время сельские жители тоже стараются держать подворье, хотя и реже, но овощи выращивают все сами.

Пища древних славян


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: