Как пользоваться дневником

«И проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во

всех народах…»

(Лк.24, 47)

Дневник удобно проходить с помощью опытного в духовной жизни руководителя.

Святоотеческий опыт разделяет все грехи на восемь групп – страстей. Каждая страсть имеет своё название, и проявляется особым образом. Всякое проявление страсти мы должны признавать грехом, враждой против Бога, служением сатане. Таким образом, повторяя безбоязненно грехи, мы растим страсти – этим более и более продаём себя в рабство дьяволу.

В дневнике восемь глав, каждая из которых посвящена отдельной страсти. Внутри каждой страсти грехи разделены на три группы:

1) жирным шрифтом выделены грехи смертные, и даже один, любой из них, отрывает нас от Церкви, отлучает от Христа, лишает Божественной Благодати и отправляет на вечные муки в ад – такова их тяжесть, если они остаются нераскаянными.

2) обычным шрифтом написаны грехи тяжкие, которые нужно обязательно замечать и регулярно с сокрушением сердца исповедовать. Нельзя их «копить»: от этого враг укрепляется в сердце, помрачает ум и лишает его способности замечать грехи.

3) курсивом выделеныгрехи «условно» простительные.«Условно» потому, что в разных ситуациях у разных людей степень их опасности может меняться – они могут переходить и в разряд тяжких. Простительные грехи в виде помыслов и чувств не оставляли даже святых, но они при этом сокрушались так, как мы не можем сокрушаться даже о смертных грехов. Опасность простительных грехов в том, что если их не признавать за грехи и оставлять без раскаяния, то можно набрать целый «мешок песчинок», который по весу будет не меньше тяжелого камня (смертного греха), и так же утянет на дно ада.

С детских лет сатана развивает в нас страсти: сначала приучая ко «грешкам», потом дальше и дальше, желая подвести нас ко грехам смертным, чтобы гарантировано заполучить свою добычу. По этой причине не только смертный грех, но и любая из страстей, оставленная без борьбы, развитая, да ещё и любимая, точно так же отрывает нас от Христа и лишает Вечной Жизни.

Исследуем себя! Проверим, на сколько крючков (страстей) поймал нас враг. А ведь для рыбы достаточно проглотить и один, чтобы быть пойманной! Но точно так и для души и одной страсти, оставленной без борьбы, достаточно для погибели. К ужасу своему, обнаружим при честном рассмотрении все восемь!

Если имеем заботу о своей будущей вечной участи, то незамедлительно начнём борьбу. Дерево (страсть), которое долго растили, и выкорчевать нелегко, но с помощью Божьей всё возможно.

Любой из грехов может быть прощён христианину в Таинстве Исповеди при выполнении следующего:

1) грех должен быть признан грехом (раньше мы могли не считать то или иное дело греховным и спокойно его совершали, не волнуясь о последствиях);

2) человеку необходимо раскаяться во грехе, причём степень покаяния должна соответствовать степени греха, чего у большинства из нас обычно не получается из-за отсутствия страха Божьего. Как следствие, грехи с лёгкостью повторяются до тех пор, пока человек по-настоящему не сокрушится сердцем. Требуется борьба до «кровавого пота». В прежние века для этого назначали епитимии;

3) кающемуся не нужно отныне повторять этот грех, в его сердце должен произойти разрыв со грехом и должны родиться ненависть и брезгливость к нему. При одном воспоминании о грехе должна закипать вражда против него.

В левой части каждой страницы дневника оставлено три колонки. В первой колонке нужно отметить грехи, совершенные за всю прошедшую жизнь. Во второй колонке отметить грехи, совершаемые в настоящее время. В третьей колонке отмечается частота повторения нынешних грехов, например, за неделю. Если грех повторяется многократно, то необходимо найти адекватные меры для его устранения – в этом поможет священник.

Пример заполнения дневника:

Наименование греха
? ? ? ? + + Привязанность к лакомствам

Всё, что будет намечено для исправления (периодичность исповеди, молитвенное правило, режим поста и прочее), можно отметить на последних страницах дневника, специально оставленных пустыми.

Надеемся, что большой перечень грехов, приведённый по каждой страсти, не толкнёт никого в отчаяние, а, наоборот, поможет родиться в сердце сокрушению, без которого спасение не начинается.

В заключение хочется напомнить об ответственности христианина в Таинстве Причастия: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьёт от Чаши сей. Ибо кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор.II, 28 — 30). Нераскаянный соответствующей степенью покаяния смертный грех и страсть, оставленная в сердце без борьбы, разлучают нас со Христом, следовательно, приступать к Таинству Причастия в таком состоянии пока невозможно – обернётся в осуждение. Сначала необходимо исправить свою жизнь, то есть обрести покаяние.

Да умудрит вас Бог.

ЗАЧЕМ ВЕСТИ ЛИЧНЫЙ ДНЕВНИК? ПИСЬМО, КАК ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: