Каковы условия оправдания по заставлению и насилию

Ответ Мухаммада ибн Хизама:

Шурут аль-Икрах — Каковы условия принуждения.

Не каждое принуждение позволяет кушать, пить и совершить половой акт в дневное время рамадана. Допустим если к тебе пришел ребенок с водяным пистолетом и говорит — Если не покушаешь я тебя убью. Это является принуждением или нет? Это является принуждением в образе, но не является принуждением в действительности. У принуждения есть свои условия. Обладатели знания упомянули какие условия должны соблюдаться при принуждении, чтобы принуждение было действительным.

Первое условие. Чтобы тот, который заставляет, был способным притворить в жизнь свою угрозу, либо из-за того, что он является опекуном того, кого он заставляет и обладает над ним властью, либо побеждает, обладает силой над ним, то есть тот, кого заставляют слабее, чем тот, кто заставляет или сильно нападает на него. Если ребенок угрожает взрослому человеку, то это не принимается как действительное принуждение.

Второе условие, чтобы тот, кого заставляют не был способен оборонятся, то есть бывает так, что тот, кто заставляет, может привести в жизнь свою угрозу, допустим стоять с пистолетом, хоть он и слабый, а тот, кого заставляют сильный, но этот стоит с оружием. Второе, чтобы тот, который защищается, то есть тот, кого заставляют не был способен сопротивляться, а если он способен сопротивляться и допустим обладает боевым искусством так, что он может обезвредить этого человека и отнять у него оружие и направить наоборот на него, тогда не говорится, что этот человек заставлен. А если этот человек способен обороняться либо нанести равносильный удар человеку, то есть способен с ним сражаться или может позвать на помощь кого-то или может убежать, но, не смотря на это, не сопротивляется, то не считается, что он заставлен. То есть он может либо сопротивляться, либо позвать кого-то на помощь либо убежать, все это он способен сделать, но не делает, тогда он не считается заставленным.

Третье условие. Чтобы то, чем угрожает угрожающий было запрещено для него, угрожать таким делом. Например если тот, который имеет право на кысас (возмездие), скажет преступнику: «Разведи твою жену» — или – «Сделай разговение в этот день рамадана», а иначе я приведу в жизнь возмездие. Это не считается принуждением. То есть человек убил человека, приходит родственник убитого. Он имеет право на убийство этого убийцы первого? Имеет, если есть на это постановление от судьи и т.п. То есть происходит возмездие относительно убийцы. И теперь этот родственник убитого приходит к убийце и говорит — Если не разговеешься сегодня в рамадан, я не откажусь от кысаса и притворю его в жизнь, то есть притворю в жизнь возмездие и убью тебя. Может ли он разговеться в данном случае? Не может. Почему? Потому, что угроза, с которой пришел угрожающий, он имеет право на эту угрозу, то есть та угроза с которой пришел угрожающий, он не должен иметь на него право, чтобы человек действительно был заставленным, считался заставленным.

Четвертое условие: — чтобы то, чем угрожают было сиюминутно, была угроза, что опасность или угроза притворится в жизнь сейчас, на данный момент, а не просто когда то через неделю — Если ты сейчас не покушаешь, я тебя через неделю убью — Допустим — или через месяц я тебя убью. Это не считается принуждением. И чтобы тот, кого заставляют наверняка предполагал, что этот человек может привести свою угрозу в жизнь сейчас, в данное время, если он не выполнит то, чем он ему угрожает. Если же он скажет — Я тебя убью завтра, если не покушаешь сегодня — или тому подобное. Это не называется принуждением. То есть он не должен сегодня кушать, но может покушать завтра, когда уже наступит завтра и он скажет — Все. Сегодня я тебя убью, если ты не покушаешь — тогда другой вопрос.

Пятое условие: Чтобы было так, что я действительно выполню требование заставляющего, он перестал мне угрожать. Допустим человек, говорит: Если ты не покушаешь сейчас, я тебя побью. Ты ему говоришь — А если я покушаю? — Все равно тебя побью. Тогда можно ему кушать или нет? Нельзя кушать. То есть ты можешь покушать только в том случае, если это удалит угрозу, которое на тебя направлено.

Шестое условие: чтобы не было права выбора у этого человека, после того, как его заставляли. Заставили его покушать, первую ложку покушал. Потом говорят — Ладно. Все, мы больше тебя не заставляем, а он дальше продолжает кушать. Теперь уже право выбора есть, но он продолжает нарушать. Тогда это не считается за принуждение. Как тот человек, которого заставили совершать половой акт, но после введения полового органа дали ему право выбора и он все равно не приостановился, такой не считается принужденным.

Источник: Книга Поста «Шарх Булуг Аль-Марам «Фатх уль-‘Аллям» Мухаммада ибн Хизама. Перевод Руслана Абу Ибрахима».

86.Каковы условия оправдания по заставлению и насилию


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: