I. Организационный момент (психологический тренинг)
II. Упражнение, направленное на развитие правильности восприятия и понимания текста.
(Отрывок из русской народной сказки «Морозко»).
— Перед вами лежит текст (отдельные буквы, окончания, части слов закрашены белым цветом).
— Воспроизведите текст полностью
— Прочитайте текст глазами. Прочитайте вполголоса своему товарищу (у учащихся на столах карточки с текстом).
(Поехал старик в лес, доезжает до того места, — под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около — короб с богатыми подарками.
Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой).
Поехал старик … лес, доезжа.. до того места, — … большою ел…ю сидит его дочь, весел…, румян…, в собольей шубе, вся в золоте, .. серебре, и около — коро… с богатыми п…дарками.
Ст..рик обрадова…, положил все добро в сани, посадил дочь, пове.. домой.
— Кто догадался, из какого произведения этот отрывок? (Из русской народной сказки «Морозко»).
— Объясните, почему сказка называется народной? (Сочинил народ, передавал из уст в уста).
— Какие виды сказок вы знаете? Заполните схему.
(На доске появляется схема:
СКАЗКИ
НАРОДНЫЕ
ВОЛШЕБНЫЕ БЫТОВЫЕ О ЖИВОТНЫХ
— К какому виду сказок относится сказка «Морозко»? (волшебная сказка)
— Давайте вспомним, что характерно для волшебных сказок?
- Присказка
- Наличие чудес, волшебства
- Троекратное повторение
- Конец: Добро побеждает зло.
— Какие черты волшебной сказки можно обнаружить в этом фрагменте?
(чудо: падчерица сидела под большою елью вся в золоте, в серебре и около короб с богатыми подарками).
III. Сообщение темы и цели урока.
— Откройте учебники на странице 169.
— Прочитайте название раздела. (Литературные сказки).
-Просмотрите сказки, которые мы будем изучать в этом разделе?
— Как вы думаете, чем отличается литературная сказка от народной? (Литературными сказки называются так, потому что они написаны писателями. Иногда писатели обрабатывают народные сказки и они становятся литературными).
— Так произошло и со сказкой «Мороз Иванович», которую писатель В.Ф. Одоевский написал на основе русской народной сказки «Морозко».
Цель урока: вот сегодня, ребята, мы начнем читать сказку «Мороз Иванович» и попробуем ее сравнить с русской народной сказкой «Морозко»: что общего? Чем они отличаются? Что нового открыла сказка, обработанная В.Ф. Одоевским?
IV. Работа над новым материалом.
1.
— Можно ли сразу определить вид сказки?
— Прежде чем начать читать, я хотела бы обратить ваше внимание на иллюстрацию, которая дана на странице 173.
— Рассмотрите иллюстрацию. (работа по иллюстрации)
— Для работы над сказками нам пригодится схема- план:
«Морозко» | «Мороз Иванович» |
1. Главные герои | |
2. Какие персонажи помогают главным героям? | |
3. Волшебные предметы | |
4. Чудеса, превращения. | |
5. Троекратность (повторы) | |
6. Автор сказки | |
7. Твой любимый герой | |
Работа над сказкой.
2.1. Чтение первой части.
(Учитель читает часть сказки, дети глазами следят).
— Подумайте, как можно озаглавить данную часть.(Жизнь Рукодельницы и Ленивицы. В одном доме жили. Знакомство с Ленивицей и Рукодельницей).
В одном доме жили Рукодельница да Ленивица. | В одном доме жили две девочки Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила. А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась, уж разве наскучит лежать, так скажет спросонья: Нянюшка ,надень мне чулочки, нянюшка, завяжи башмачки, а потом заговорит: Нянюшка, нет ли булочки? Встанет, попрыгает, да и сядет к окошку мух считать; сколько прилетело да сколько улетело; Как всех пересчитает Ленивица, так ужи не знает, за что приняться и чем бы заняться; ей бы в постельку да спать не хочется; ей бы покушать да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать да и то надоело. Сидит, горемычная, и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты. Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет; да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная; а потом Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить, да еще рукодельную песенку затянет; и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим делом, а тут, смотришь, и вечер день прошел. |
— Что вы заметили в этих сказках? (в сказке «Мороз Иванович» у девочек есть имена, которые характеризуют самих девочек).
Класс делится на 2 группы.
1 группа. Представьте Рукодельницу, ее внешний облик. Подберите слова, характеризующие девушку. Докажите словами из текста. Найдите в тексте описание. Подготовьте чтение.
Сравнить с падчерицей.
2 группа. Представьте Ленивицу, ее внешний облик. Подберите слова, характеризующие девушку. Докажите словами из текста. Найдите в тексте описание. Подготовьте чтение.
Сравнить с родной дочерью.