Классические положения тела

СЭИНЧИН НО КАМАЭ

(Ката)

Это положение иногда называется «тора но камаэ», или позицией тигра. Руки в этом положении расположены на уровне пупка.

Классические положения тела Классические положения тела
Вид спереди Применение

ХАРИ УКЭ НО КАМАЭ

(Защита в положении лучника)

Эта стойка имитирует движения лучника, натягивающего тетиву.

Классические положения тела Классические положения тела
Вид спереди Применение

ЯМА УКЭ НО КАМАЭ

(Защита в форме горы)

Это защитная стойка, иными словами — блок. Руки как бы изображают контур горы.

Классические положения тела Классические положения тела
Вид спереди Применение

ИНУ НО КАМАЭ

(Форма собаки)

Это положение имитирует собачью стойку. Обе руки расположены перед грудью.

Классические положения тела Классические положения тела
Вид спереди Применение

СЭИПАИ НО КАМАЭ

(Ката)

Это начальное движение в ката «Сэйпай».

Классические положения тела Классические положения тела
Вид спереди Вид сбоку

ЦУРУ НО КАМАЭ

(Форма журавля)

Это положение имитирует журавля. Руки свободно вытянуты на уровне плеч, кисти расслаблены.

Классические положения тела

КУРУРУМФА НО КАМАЭ

(Ката)

Приведенная ниже последовательность позиций из ката «Курурумфа» – типичный пример камаэ классического типа. Здесь они даны как иллюстрация исходных оригинальных положений годзю-рю. На шести фотографиях показана серия форм, называемых «курурумфа но камаэ». Эта серия применяется в целях самозащиты, например если противник захватил вас сзади захватом типа «полный нельсон».

1. В данной конкретной ситуации вам следует расслабиться и вытянуть руки и ноги в стороны для сохранения равновесия (речь идет о том, чтобы не допустить смещения проекции центра тяжести за пределы площади опоры. Хотя автор об этом умалчивает по понятным причинам, при выполнении данного движения рекомендуется сделать полный выдох и несколько понизить центр тяжести. – Прим. пер.).

Классические положения тела Классические положения тела
Вид спереди Применение

2. Переведите предплечья в вертикальное положение.

Классические положения тела Классические положения тела
Вид спереди Применение

3. Опуститесь в стойку шико дачи, вытяните руки вверх и назад, сомкните их так, чтобы большие пальцы были направлены вперед. Это движение позволит вам разблокировать захват шеи.

Классические положения тела Классические положения тела
Вид спереди Применение

4. После освобождения от захвата выполните двойной удар локтями назад.

Классические положения тела Классические положения тела
Вид спереди Применение

5. Если противник попытается захватить вас снова на уровне груди, резко выпрямите обе руки вперед для ослабления его захвата.

Классические положения тела Классические положения тела
Вид спереди Применение

6. Выполните удар задней частью головы в лицо противника и одновременно удар обеими ладонями в его паховую область.

Классические положения тела Классические положения тела
Вид спереди Применение

Классические положения тела ТЕХНИКА НАНЕСЕНИЯ УДАРОВ

В поединке каратэ может использоваться любая часть тела. Например, жесткие части тела (кончики пальцев, суставы пальцев), скругленные части (кулак и колено) и мягкие части (ладонь) могут быть использованы для нанесения ударов, то есть в качестве оружия. Однако необходимо заметить, что эти удары эффективны только тогда, когда они направлены точно в определенные зоны или точки. Если удар нанесен не той частью тела или не в ту точку, то это либо чревато травмой, либо, в лучшем случае, является бесполезным движением.

ЗОНЫ НАНЕСЕНИЯ УДАРОВ

Классические положения тела Классические положения тела
Ударная конечность Ударная часть Применение (прием) Перевод названия приема
Рука Кончики пальцев Нукитэ «Рука-копье»
Иппон нукитэ Удар одним пальцем
Нихон нукитэ Удар двумя пальцами
Шикё Удар пальцами в форме ножниц
Коко Удар пальцами в форме «пасть тигра»
Суставы пальцев Иппон кэн Удар средним суставом указательного пальца
Накадака иппон кэн Удар средним суставом среднего пальца
Кайко кэн Удар средними суставами трех пальцев
Хира кэн Угловой удар средними суставами пальцев
Ударная (передняя) сторона кулака (первые суставы указательного и среднего пальцев) Сэйкэн Прямой удар кулаком
Ура учи кэн Удар тыльной частью кулака
Фури учи кэн Удар кулаком по круговой траектории
Нижняя сторона кулака Тэцуи Удар кулаком в положении «рука-молот»
Тыльная сторона ладони Хайшю Удар тыльной стороной ладони
Ребро ладони Шюто «Рука-меч» (наружное ребро ладони)
Хайто учи «Обратная рука-меч» (внутреннее ребро ладони)
Открытая ладонь Тэйшо Удар нижней частью открытой ладони
Хари укэ шо «Блок стрелка из лука»
Запястье и предплечье Запястье Какуто «Голова журавля»
Какэ укэ шо «Крюкообразная» (зацепляющая) защита
Маваши укэ Круговой блок
Сукуи укэ «Сметающая» защита
Предплечье Агэ укэ Защита на верхнем уровне
Ёко укэ Защита на среднем уровне
Дзёгэ укэ Защита на среднем и нижнем уровнях
Хараи отоши укэ Защита на нижнем уровне (сверху вниз)
Локоть Локоть Хидзи атэ Удар локтем
Плечо Плечо Яма укэ Блок в форме контура горы
Колено Колено Хидза атэ Удар коленом
Стопа Верхняя поверхность стопы Коган гэри Удар в пах
Подпальцевая подушечка Маэ гэри Прямой передний удар
Ёко гэри Круговой удар
Ребро стопы Кансэцу гэри Удар по коленному суставу
Сокуто гэри Удар ребром стопы («Нога-меч»)
Пятка Какато гэри Удар пяткой
Уширо гэри Вращательный удар

НУКИТЭ

(«Рука-копье»)

Если этот удар наносится в солнечное сплетение, плотно сожмите первые три пальца. Пальцы делают как бы протыкающее движение. Если этот удар наносится в глаза, несколько расслабьте кисть и раздвиньте пальцы. При ударе в ребра сильно напрягите пальцы.

Классические положения тела Классические положения тела Классические положения тела
Применение Применение

ИППОН НУКИТЭ

(Удар одним пальцем)

Целями этого удара могут быть гортань, солнечное сплетение, ребра или глаза.

Классические положения тела Классические положения тела
Применение

НИХОН НУКИТЭ

(Удар двумя пальцами)

Удар наносится указательным и средним пальцами в глаза, солнечное сплетение или ребра. При ударе в глаза ладонь расположена горизонтально и направлена вниз. При ударе в солнечное сплетение ладонь расположена в вертикальной плоскости и направлена в сторону, а при нанесении удара в ребра – ладонь горизонтальна и направлена вверх.

Классические положения тела Классические положения тела
Применение

ШИКЁ

(Удар пальцами в форме ножниц)

Большой и указательный пальцы сложены в форме латинской буквы «U». Удар наносится в верхнюю губу, горло или в пах. Используйте кончики пальцев для того, чтобы проткнуть и вырвать глаза, горло и половые органы противника. (Здесь и далее сохранена терминология автора. Понятно, что в спортивном каратэ все пальцевые удары, а также удары в глаза и в горло категорически запрещены. – Прим. пер.)

Классические положения тела Классические положения тела
Применение

КОКО

(Удар пальцами в форме «пасть тигра»)

Цели этого удара те же, что и для шике. Средний палец согнут, и его сустав также наносит удар.

Классические положения тела Классические положения тела
Применение

ИППОН КЭН

(Удар средним суставом указательного пальца)

Удар наносится в верхнюю губу, лоб, горло, челюсть, межреберные мышцы, солнечное сплетение или в область почек.

Классические положения тела Классические положения тела
Применение

НАКАДАКА ИППОН КЭН

(Удар средним суставом среднего пальца)

Цели те же, что и для иппон кэн, но удар наносится средним суставом среднего пальца.

Классические положения тела Классические положения тела
Применение

КАИКО КЭН

(Удар средними суставами трех пальцев)

Цели те же, что и для иппон кэн, но удар наносится средними суставами указательного, среднего и безымянного пальцев. В зависимости от цели удара разверните ладонь вверх, вниз или в сторону так, как описано в разделе о нихон нукитэ.

Классические положения тела Классические положения тела Классические положения тела
Применение Применение

ХИРА КЭН

(Угловой удар средними суставами пальцев)

Ударные точки те же, что для удара иппон кэн. Сложите кулак точно так, как для сэйкэн. Различие состоит только в том, что при выполнении хира кэн удар наносится средними, а не первыми суставами пальцев, а ладонная (пальцевая) сторона сложенного кулака направлена вверх.

Классические положения тела Классические положения тела
Применение

СЭЙКЭН

(Прямой удар кулаком)

Сэйкэн – наиболее часто используемый удар в каратэ. Для того чтобы правильно сложить кулак, сначала вытяните руку вперед, пальцы прижаты друг к другу. Затем сильно согните все суставы пальцев (кроме большого) поочередно от последнего к первым (есть два способа – начиная с мизинца или с указательного пальца. – Прим. пер.) как можно плотнее. После этого прижмите средние фаланги указательного и среднего пальцев первой фалангой большого. Ударной поверхностью (называемой «кэнтос». – Прим. пер.) служат первые два сустава и первые (нижние) фаланги указательного и среднего пальцев.

Классические положения тела Классические положения тела Классические положения тела
Классические положения тела Классические положения тела Классические положения тела
Вид спереди Вид сбоку

Классические положения тела

Применение

УРА УЧИ КЭН

(Удар тыльной частью кулака)

Ударная поверхность здесь либо та же, что и в ударе сэйкэн, либо тыльная сторона кулака, расположенная рядом с первыми двумя суставами указательного и среднего пальцев. Хлесткость удара достигается изгибом лучезапястного сустава, как это показано на фотографии.

Классические положения тела Классические положения тела
Применение

ФУРИ УЧИ КЭН

(Удар кулаком по круговой траектории)

В этом движении, как и в предыдущем, кулак в положении сэйкэн сочетается с изгибом лучезапястного сустава. Кулак движется по круговой траектории, а удар завершается хлестким движением.

Классические положения тела Классические положения тела
Применение

ТЭЦУИ

(Удар кулаком в положении «рука-молот»)

Несмотря на то что при этом ударе кулак сжат в таком же положении, как и в сэйкэн, ударная часть здесь другая. Это нижняя часть плотно сложенного кулака, между первым суставом согнутого мизинца и запястьем. При выполнении этого движения имитируется удар молотом. Целями являются виски, позвоночник, нос, лоб, основание черепа, а также задняя сторона шеи.

Классические положения тела Классические положения тела Классические положения тела
Применение Применение

ХАЙШЮ

(Удар тыльной стороной ладони)

Этот прием практически такой же, как и вариант удара ура учи кэн. Он выполняется движением, которое напоминает нанесение пощечины обратной стороной открытой ладони.

Классические положения тела Классические положения тела
Применение

ШЮТО УЧИ

(Удар открытой ладонью «рука-меч» – наружное ребро ладони)

(Японский термин «учи* означает удары по непрямой (круговой, дугообразной и т.п.) траектории, в отличие от термина «цуки», который в подавляющем большинстве случаев означает удар строго по прямой линии. – Прим. пер.)

Распрямите ладонь. Для того чтобы при ударе не сломать пальцы, в частности мизинец, немного согните все суставы пальцевых фаланг к ладони. Ладонь должна быть расположена вертикально. Ударная поверхность – между основанием мизинца и лучезапястным суставом. Для предохранения большого пальца от перелома до предела согните его к ладони. Целями этого удара являются виски, шея, ключица, ребра и область брюшного пресса.

Классические положения тела Классические положения тела
Применение

ШЮТО УКЭ

(Защита наружным ребром открытой ладони – «рука-меч»)

Наружное ребро открытой ладони, сформированной так, как это только что было описано, используется также для выполнения очень жестких блоков против ударов руками и ногами.

Классические положения тела Классические положения тела
Применение

ХАЙТО УЧИ

(«Обратная рука-меч» – внутреннее ребро ладони)

Внутреннее ребро ладони может быть эффективно использовано для выполнения ударов и защит только в том случае, если большой палец очень сильно согнут внутрь и практически прижат к поверхности ладони. Ударной поверхностью служит зона между основанием указательного пальца и лучезапястным суставом. При этом приеме ладонь Должна быть строго параллельна предплечью. Цели те же самые, что и для удара шюто учи.

Классические положения тела Классические положения тела
Применение

ТЭЙШО АТЭ

(Удар нижней частью открытой ладони)

Удар нижней частью открытой ладони наносится в нос, подбородок, солнечное сплетение или пах противника.

Классические положения тела Классические положения тела
Применение

ТЭЙШО УКЭ

(Защита нижней частью открытой ладони)

Это положение кисти может использоваться для проведения блоков против ударов руками и ногами.

Классические положения тела Классические положения тела
Применение

ХАРИ УКЭ

(«Блок стрелка из лука»)

Захватите запястье наносящего удар противника между большим и указательным пальцами своей руки, отводя тем самым его удар от цели. Этим же приемом можно блокировать и другую руку противника, отклоняя ее от цели удара нажатием ладони.

Классические положения тела Классические положения тела
Применение

КАКУТО АТЭ

(Удар запястьем в положении «голова журавля»)

Верхняя часть сильно согнутого запястья используется для нанесения этого удара. Максимально согните ладонь книзу, при этом большой палец должен находиться между средним и безымянным пальцами. Целями этого удара являются солнечное сплетение, челюсть, область висков и ушей, подбородок и точка над верхней губой.

(Этот прием в полном смысле слова универсален для стиля годзю-рю. Он может выполняться в различных плоскостях и направлениях, при этом главное его преимущество заключается в абсолютной непредсказуемости следующего движения. Он особенно эффективен при нанесении ударов по так называемым «мягким» зонам в сочетании с техникой тэйшо учи по «твердым» зонам. – Прим. пер.)

Классические положения тела Классические положения тела
Применение

КАКУТО УКЭ

(Защита запястьем в положении «голова журавля»)

В случае выполнение блока против запястья противника можно использовать либо верхнюю часть своего запястья для движения снизу вверх, либо внешнюю сторону большого пальца для отбива запястья атакующей руки в сторону. (Здесь автор упоминает только очень малую часть возможных применений какуто укэ. – Прим. пер.)

Классические положения тела Классические положения тела
Применение

КАКЭ УКЭ

(«Крюкообразная» или зацепляющая защита запястьем)

Исходное положение кисти для выполнения этой защиты – шюто укэ. В случае защиты правой рукой ладонь поворачивается вправо по часовой стрелке и блокирует атакующую конечность противника, зацепляя ее и отводя в сторону от цели удара. При выполнении этого движения левой рукой ладонь в форме шюто движется влево, против часовой стрелки.

Классические положения тела Классические положения тела
Применение

МАВАШИ УКЭ

(Круговой «колесоподобный» блок запястьем)

В технике маваши укэ используется движение, подобное какэ укэ, но блокирующая ладонь при этом, перемещается почти строго в вертикальной плоскости (при этом, в отличие от какэ укэ, отсутствует движение «натягивания конечности противника»). (При всем глубочайшем уважении переводчика к автору книги он вынужден заметить, что описание техники «какэ укэ» в этой книге весьма далеко от совершенства. Дело в том, что «какэ укэ» – это, пожалуй, один из наиболее характерных и эффективных методов защит в годзю-рю. У него есть как минимум четыре основных типа: «учи какэ укэ», «сото какэ укэ», «учи ура какэ укэ» и «сото ура какэ укэ», и все они присутствуют в трех вариантах базовой ката «тэнсё». Принципиальная суть их не меняется, хотя названия могут варьироваться в разных школах стиля годзю-рю. Эта техника намного лучше описана и показана в книге отца Госэя Ямагучи – Гогэна Ямагучи – «Годзю-рю каратэ-до», а также в работах основоположника стиля Кёкусинкай Масутацу Ояма и в некоторых других произведениях разных авторов. – Прим. пер.)

Классические положения тела Классические положения тела
Применение

СУКУИ УКЭ

(«Сметающая» защита)

Блокируйте удар рукой или ногой противника «сметтающим» движением основания открытой ладони или верхней стороной запястья. (Это движение часто называется «вычерпывающей» защитой. – Прим. пер.)

Классические положения тела Классические положения тела
Применение

УДЭ УКЭ

(Блоки предплечьем)

Это четыре блока, включенные в кихон № 1.

Классические положения тела

Классические положения тела Классические положения тела
1. Блок внутренней (со стороны большого пальца) поверхностью предплечья, кулака и запястья при выполнении защиты на среднем уровне (дзёгэ укэ) и наружной (со стороны мизинца) поверхностью предплечья, кулака и запястья при одновременном выполнении защиты на нижнем уровне. 2. Блок наружной (со стороны мизинца) поверхностью предплечья и запястья при выполнении опускающегося блока хараи отоши укэ.
Классические положения тела Классические положения тела
3. Блок внутренней (со стороны большого пальца) поверхностью предплечья, кулака и запястья при выполнении зацепляющего блока в сторону – ёко укэ. 4. Блок наружной (со стороны мизинца) поверхностью предплечья и запястья при выполнении верхнего (поднимающегося) блока – агэ укэ.

ХИДЗИ АТЭ

(Удар локтем)

Классические положения тела

Локтевые удары имеют много вариантов и используются по разным целям. В зависимости от угла наклона и траектории перемещения локтя целями могут быть:

Классические положения тела Классические положения тела
1) задняя поверхность шеи; 2) солнечное сплетение;
Классические положения тела Классические положения тела
3) область ребер или почек; 4) подбородок.

ЯМА УКЭ

(Блок в форме контура горы)

Соедините кисти обеих рук вместе и разведите локти в стороны для освобождения от захвата шеи или одежды спереди. Блок проводится верхними наружными сторонами обоих предплечий.

Классические положения тела Классические положения тела
Применение

ХИДЗА АТЭ

(Удар коленом)

Удары наносятся в пах, живот, подбородок и лицо. Все движения начинаются высоким подъемом колена ударной ноги.

Классические положения тела Классические положения тела
Применение

КОГАН ГЭРИ

(Удар в пах)

Для удара в пах используется поверхность стопы между голеностопным суставом и пальцами ноги.

Классические положения тела Классические положения тела
Применение
МАЭ ГЭРИ (Прямой передний удар) ЁКО ГЭРИ (Круговой удар)

Приемы ёко гэри и маэ гэри используются дя нанесения ударов подпальцевой подушечкой в челюсть, подбородок, солнечное сплетение и область почек.

Классические положения тела Классические положения тела Классические положения тела
Применение Применение
СОКУТО ГЭРИ (Удар ребром стопы «нога-меч») КАНСЭЦУ ГЭРИ (Удар ребром стопы подколенному суставу)

В этих приемах наружное (внешнее) ребро стопы используется для нанесения ударов в шею, область брюшного пресса и ребер, внешнюю и внутреннюю сторону коленного сустава, а также в область подмышки.

Классические положения тела Классические положения тела Классические положения тела
Применение Применение

КАКАТО ГЭРИ

(Удар пяткой)

При выполнении этого приема, а также его разновидности уширо гэри (на рисунках не показано. – Прим. авт.) удар пяткой наносится в лицо, область брюшного пресса и в пах. («Какато», пятка – это обозначение ударной поверхности, а «уширо» – это направление удара назад. Таким образом, удар какато гэри, то есть удар пяткой, который может выполняться в разных направлениях, плоскостях и траекториях, не совпадает с ударом уширо гэри, всегда выполняемым «какато». – Прим. пер.)

Классические положения тела Классические положения тела
Применение

КИХОН № 1

Классические положения тела Кихон № 1 является первой программой, которую преподают в школах годзю. Эта программа представляет собой поочередное одиночное выполнение всех базовых блоков, ударов руками и ногами. Программа предназначена для того, чтобы подготовить ученика к двум следующим, главным программам, а именно – ката и кумитэ, где ученик будет применять свою технику, переходя из одной стойки в другую с последовательным усложнением. Другими словами, при изучении кихон № 1 ученик выполняет как бы отдельные части целого, отшлифовывает их выполнение до того уровня, когда он будет готов объединить их в целое.

Однако, несмотря на то, что кихон № 1 кажется элементарным и примитивным, на самом деле это не просто предварительная программа, которую можно забыть после ее изучения. Наоборот, в течение всего обучения годзю ее следует повторять постоянно, независимо от других методов тренировки. Это необходимо для обретения максимальной эффективности каждого из базовых приемов и совершенствования всех основных (базовых) стоек.

Постановка корпуса и рук в классическом танце. Татьяна Духовская, Санкт-Петербург


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: