В работах специалистов по физическому воспитанию и спорту изложено до 20 подходов к классификации конфликтов по различным основаниям. Достаточно широко распространено деление конфликтов на деловые и эмоциональные. Деловой конфликт происходит из-за вполне конкретных причин, к числу которых можно отнести несовпадение взглядов на права, обязанности и ответственность. В отличие от делового, эмоциональный конфликт протекает в форме, когда отношения между его участниками выглядят как перманентно враждебные, для которых объект конфликта всегда отыщется. Источники эмоциональных конфликтов кроются либо в личностных качествах оппонентов, либо в их психологической несовместимости. Особенностью развития делового конфликта является определенная вероятность того, что он может превратиться в эмоциональный, в результате чего формируется негативное отношение оппонентов друг к другу, они теряют свою объективность.
Выделяют конструктивные идеструктивные конфликты. Первый разрешается открытым обсуждением назревших проблем, для второго характерно понижение эффективности деятельности. Конфликты подразделяют на вертикальные, возникающие во взаимоотношениях руководителей и подчиненных (тренеров испортсменов), и, горизонтальные (между спортсменами или между тренерами), которые касаются взаимоотношений людей равного статуса.
По объему конфликты различают на глобальные (когда им охвачены все, кто находится в зоне действия конфликта) ипарциальные (т.е. парный конфликт, между двумя лицами или группами). Конфликты могут быть кратковременными изатяжными.
В зависимости от эмоционального состояния людей выделяют конфликты с высоким или умеренным эмоциональным накалом. Как динамическое явление рассматривают конфликты стихийные или запланированные (спровоцированные или инициативные, кратковременные или затяжные, управляемые, неуправляемые и спонтанные). Могут быть конфликты оправданные и неоправданные.
Классификация конфликтов может быть рассмотрена с позиции противоречий: противоречие поиска, в котором сталкивается новаторство и консерватизм; противоречия групповых интересов; противоречия, связанные с личными эгоистическими побуждениями, когда корысть, карьеризм, подавляют все другие мотивы; противоречия несостоявшихся ожиданий и т.д.
Основанием для классификации конфликтов, как правило, выступают: источники, содержание, значимость конфликтных факторов, функциональные последствия.
Конфликты можно классифицировать также и по форме ихпроявления:
— внутриличностные, представляющие собой столкновение между примерно равными по силе, но противоположными направлениями, интересами, потребностями, влечениями, мотивами и т.д.;
— межличностные, которые определяются как ситуация, где действующие лица либо преследуют несовместимые цели и реализуют противоречивые ценности, либо одновременно в конкурентной борьбе стремятся к достижению одной итой же цели, которая может быть достигнута только лишь одной из сторон;
— межгрупповые, когда конфликтующими сторонами выступают группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления.
ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ
Среди множества вопросов, возникающих при обсуждении проблемы конфликта, одним из наиболее сложных является вопрос о факторах, обуславливающих возникновение и протекание конфликта. В качестве этих факторов выступают некоторые социальные явления, особенности характера ипсихологические свойства спортсменов ихсоциальные установки, жизненные позиции, взгляды и т.п. Межличностный конфликт обычно не возникает мгновенно, ему предшествуют скрытые причины психологического порядка.
Часто причиной возникновения межличностного конфликта является состояние психической напряженности. В определенной степени такое состояние является необходимым для должной активации спортсмена. Оптимальная напряженность обеспечивает продуктивность деятельности, и, как правило, сопровождается положительными эмоциями. Если же напряженность слишком велика, она способствует потере контроля над своим поведением, часто сопровождается отрицательными эмоциями – агрессией, и, тем самым, способствует возникновению межличностного конфликта.
Причиной межличностных конфликтов могут быть также ложные образы конфликтов. В этом случае объективно конфликтная ситуация отсутствует, но некоторые члены команды полагают, что ихотношения носят конфликтный характер. Подобное восприятие взаимных отношений обусловлено, в частности, неправильным истолкованием мнений, высказываний, поступков одного человека другим. Почему же у людей возникает искаженное представление об отношениях друг к другу? Одна, из причин — недостаток неформального общения. Другая — психологическая скованность, неумение или опасение показать окружающим свою расположенность, внимательность. Некоторые люди подчеркнуто поддерживают дистанцию во взаимоотношениях. Естественно, издержками такой тактики поведения является искаженное представление друг о друге. Межличностные конфликты не приносят, как правило, пользы. Они наносят моральный, психологический, порой и материальный ущерб. Особенно это нетерпимо в сборных олимпийских и профессиональных команд. Спортивная деятельность немыслима без постоянного общения соперников и партнеров. Взаимоотношения их складываются на основе совместных тренировок, соревнований, сборов отдыха ипод влиянием реальных условий жизни в стране и за рубежом. Нельзя не учитывать, что наряду с партнерством и дружбой в команде могут возникать инеблагоприятные взаимоотношения.
Анализ спортивной деятельности позволяет определить причины или источники возникновения межличностных конфликтов в командах. Помимо указанных ранее такими могут быть следующие:
Неуравновешенность характера у отдельных спортсменов, неумение владеть собой иконтролировать свои импульсивные действия, раздражительность, болезненная восприимчивость к словам. Это может быть не только результатом плохого воспитания, но и следствием перенапряжения, усталости.
Следует отметить, что человек в процессе формирования себя как личности проходит через различные, в том числе и конфликтные отношения с другими людьми, которые отличаются масштабом, силой, эмоциональной окраской. Если среди этих отношений будут преобладать конфликтные, то у личности могут сформироваться инегативные установки поотношению к другим людям, могут развиваться такие черты характера как замкнутость, недоверчивость, настороженность, грубость. Это может привести к тому, что такой спортсмен будет инициировать выяснение отношений, возбуждение других на поиск виноватых в случае поражения команды.
Легко вступают в конфликт с окружающими прежде всего люди с неподдающимся, негибким характером, те, кто неспособен переносить поведение, противоречащее их принципам и ценностным критериям. Как правило, такие люди инертны, они медленно привыкают к новой обстановке, не общительны и не выносят компромиссов.
Люди основательно отличаются друг от друга и в том, как они реагируют на поведение других. Одни — «управляются изнутри», всегда отталкиваются только от своих представлений и не обращают особого внимания на чувства окружающих. В случае конфликта такие люди рвут контакты.
Другие — «управляют извне», всегда считаются с окружающими, умеют подобрать к ним ключ, вникнуть в психологию другого человека, умеют согласовать свои интересы с интересами других. Конфликты легко возникают тогда, когда люди не знают, что можно ожидать друг от друга. Сочувственное же отношение возникает в том случае, когда понимают, что другой человек и не мог поступить иначе, что на его месте любой поступил бы так же. При помощи различных методов установлено, что люди, которые умеют считаться с другими, приветливы, оптимистичны, сердечны, эмоциональны. И наоборот, люди с низкой эмпатийностью — жестоки, эгоистичны, легко вступают в ссору с окружающими.
Другой причиной конфликта, кроме негибкого поведения, может быть стойкое стремление завоевать признание и уважение окружающих и занять более престижное и влиятельное положение в группе. Такой человек считает себя сведущим во всем, не всегда считается с окружающими. Как правило это связано с неправильными представлениями некоторых спортсменов о своей роли в команде, что в конечном счете может привести к конфликту с другими игроками.
К конфликту в межличностных отношениях может привести и смещение личных установок некоторых игроков в сторону от интересов команды, снижение старательности на тренировках, переориентация интересов на узкогрупповую сферу, а затем переход в другую команду. Возникает ситуация, когда требования тренера игнорируются определенной частью спортсменов и команда расчленяется на нежелательные группировки.
Возникновение конфликтов зависит также и от того, как спортсмен переносит фрустрацию, чувство безысходности при поражении. Фрустрация возникает в том случае, когда человек наталкивается на препятствие, которое оказывается для него непреодолимым или которое он воспринимает как таковое. Часто возникающая фрустрация может придать характеру человека стойкие черты: одним агрессивность и злобность, другим — равнодушие и безразличие.
Еще одним возбудителем конфликтов может быть неспособность осознать многочисленность и непредсказуемость социальных ситуаций. В этом случае человек не умеет взвешивать возможные варианты поведения. Ему не нравится собирать дополнительные сведения и анализировать их; вместо этого он бистро выносит решение, зачастую максималистское.
Интересно, что конфликты в равной мере могут быть обусловлены как излишним конформизмом, так и его противоположностью — негативизмом. При излишнем конформизме мы имеем дело с беспринципным поведением, подверженным влиянию случайных обстоятельств, при котором собственное мнение, позицию, поступки во что бы то ни стало стараются приспособить к мнению и поступкам окружающих. Конформисты легко поддаются влиянию и внушению. При негативизме люди оказывают бессмысленное упрямое сопротивление, которое в молодом возрасте, в период активного физического развития проявляется в строптивости, направленной против взрослых.
Благоприятная почва для конфликтов проявляется и в том случае, если общее представление человека о том, каким он должен быть (его идеальный образ), не совпадает с его действительной самооценкой. Видимо, недостаточная адаптивность и прозорливость в общении непосредственно связана с крайне заниженной самооценкой, для компенсации которой и создан сверх совершенный идеальный образ. Человек пытается привести себя в соответствие с этим представлением, и свои недостатки толкует как добродетели. Это несложно сделать, потому что одни и те же качества можно толковать по-разному (агрессивность, например, принимать за настойчивость и силу). В дальнейшем такой спортсмен может отчаянно ухватиться за свой идеальный образ и стать негибким в общении, потому что у него уже не остается времени и энергии для самопознания и выбора целесообразной манеры поведения. Стараясь жить в соответствии с нереальным идеалом, человек перегибает палку и попадает в затруднительное положение. Затруднения возникают и тогда, когда к окружающим предъявляются нереальные требования, исходящие из идеального «я».
В случае второго варианта — когда самооценка спортсмена с самого начала завышена, — снова возникают конфликты, потому что в первую очередь сопротивление будут оказывать близкие люди, в том числе тренер, затем могут появиться расхождения с действительными возможностями. Тот кто игнорирует разрыв между идеальным «Я» и своими неудачами, часто капризничает, обижается, ведет себя неадекватно, становится злым и подозрительным ко всем.
Объективная самооценка — важное условие не только успешных человеческих взаимоотношений, но и обеспечение работоспособности на тренировках, душевного покоя личности и благоприятной психологической атмосферы в команде.
Личные и командные результаты напрямую зависят оттого, как спортсмены оценивают лично себя. Ваши атлеты будут учиться быстрее, повышать спортивные результаты и иметь меньше проблем в тренировке, если вы поможете им более критично оценивать себя.
Шаг первый.
Уважайте спортсменов
Уважайте Ваших атлетов и они будут уважать вас. Если они вас уважают, они с удовольствием будут учиться у вас и достигать выдающихся результатов ради вас. Ругайте их только при достаточном основании, и тогда они не будут бояться вас и полюбят спорт.
Шаг второй.
Избегайте сравнений.
Слишком часто тренеры делают ошибку, сравнивая атлетов из одной и той же команды. Такие сравнения вызывают у спортсменов чувство недовольства и порождают нездоровую конкуренцию внутри команды. Если вы желаете сравнивать спортсменов, то лучше делать это на позитивном примере (смотрите, как Андрей делает это упражнение, особенно обратите внимание на работу плечевого пояса — вот так и вы должны делать).
Осознавайте вашего атлета как личность.
Если вы видите в своем спортсмене не только человека с определенными физическими задатками, и если атлет знает, что вы заботитесь о нем как о человеке, он всегда вознаградит вас высокой мотивацией, старанием и хорошими результатами.
Шаг четвертый.
Не затрагивайте чувства собственного достоинства спортсмена при анализе результатов.
Когда спортсмены снижают свои результаты или сильно проигрывают, они не становятся в меньшей степени людьми. Они нуждаются в поддержке, если же тренер будет выражать негативные взгляды, в последующем спортсмены будут иметь неприятности в соревнованиях.
Шаг пятый.
Поощряйте спортсменов, не угрожайте им.
Если вы хотите, чтобы ваши спортсмены перешли на следующий уровень мастерства — призывайте их к успеху. Поощряйте их и дайте им понять, что вы верите в их успех — это позволит им больше верить в себя. Угрозы потенциально уменьшают чувство собственного достоинства и настроят атлетов на неправильные отношения с вами.
Шаг шестой.
Будьте в курсе личных проблем ваших спортсменов — это позволит вам развить лучшие отношения с ними.
Когда ваши спортсмены приходят с личными проблемами на тренировку, не рассматривайте это как помеху работе. Вместо этого используйте шанс, чтобы узнать спортсмена лучше и, возможно, помочь ему. Если вы сочувствуете их трудностям, то автоматически поднимаете их чувство собственного достоинства.
Шаг седьмой.
Обсуждайте.
Будьте открыты, прямы и честны в ваших отношениях с атлетами. Дайте им понять, что вы знаете, что происходит. Если вы рассержены или расстроены поведением спортсмена, позвольте ему знать это непосредственно. Не ожидайте, что они сами догадаются о вашем состоянии, обсудите непосредственно с ними, и они в будущем будут делать то же самое.
Шаг восьмой.
Слушайте.
Способность слушать — основа взаимоотношений. Способ помочь атлету чувствовать себя лучше — слушать, когда они говорят о себе. Не планируйте, как ответить спортсмену, просто спокойно слушайте.
Шаг девятый.
Сопереживайте вместе с атлетом.
Нет ничего более приятного, чем знание того, что человек, которого вы уважаете, понимает вас. Сочувствуйте вашим спортсменам, когда они приходят к вам со своими проблемами. Смотрите на проблемы их глазами. Обсуждение с сочувствием — ключевой инструмент, чтобы поднять чувство собственного достоинства в ваших атлетах.
Шагдесятый.
Признание успехов.
Признание успехов — тоже один из способов сильной мотивации. Каждый день давайте спортсменам понять, что вы постоянно оцениваете их. Даже простые фразы «хорошо сделано», «удачно выполнено» или просто «приятно видеть тебя сегодня» — один из способов дать почувствовать спортсменам, что работать с вами приятно. Это все достаточно просто, но может по-настоящему повернуть тренировочный день спортсмена.
Шаг одиннадцатый.
Будьте положительны.
Ничего хорошего не будет от вашего отрицательного отношения к различным вещам. Позитивная тренерская работа более эффективна, чем негативная. Принижение ваших атлетов не дает им возможности почувствовать себя хорошо, да и вам не прибавит хорошего отношения.
Шагдвенадцатый.
Не теряйтесь при ошибках. Исправляйте их конструктивно.
Учите спортсменов, что ошибки и неудачи — необходимая часть процесса обучения, а не причина впадать в уныние и растерянность. Объясните им, что они имеют дело с проявлением риска и не всегда это заканчивается благополучно. Просто расскажите им, что они сами должны стараться избегать ошибок.
Шаг тринадцатый.
Хвалите спортсмена, критикуйте группу.
Когда спортсмен совершил ошибку, не выводите его перед всей группой. Объясните всей группе возможные ошибки в такой ситуации без названия определенных имен, но если атлет действительно сделал что-либо хорошее, похвалите его перед строем. Если вам необходимо критиковать кого-либо, лучше сделать это в индивидуальной беседе.
Шаг четырнадцатый.
Имейте высокое чувство собственного достоинства.
Если вы хотите, чтобы ваши атлеты имели высокое чувство собственного достоинства, убедитесь, что вы сами обладаете таким качеством. Это не означает, что вы должны относиться к спортсменам со снисхождением или панибратски. Вы всегда должны оставаться самим собой, и это будет лучшим фактором вашей тренерской карьеры.
И, наконец, надо отметить, что особенно благоприятную почву для конфликтов создает неуверенность в принятии решений и совершении действий, то есть случаи, когда спортсмен или тренер поступает необдуманно, рискованно, под влиянием мимолетного настроения.
Все названные предпосылки межличностных конфликтов объединяет одно обстоятельство — их можно снизить, если вести продуманную воспитательную работу с каждым спортсменом изучать особенности его характера, нацеливать, на самовоспитание, анализ своих поступков, возможностей, следить за поведением.
Манера поведения — фактор не наследственный это результат жизненного опыта. Умение помочь ученику выбрать соответствующее данной ситуации поведение, является очень существенным для организации спортивно — педагогического взаимодействия.
Организуя учебно-тренировочный процесс, опытный спортивный педагог учитывает, что истоки конфликтов могут быть и в разных сферах повседневной работы. Прежде всего, в основе многих конфликтов лежит, как правило, несоответствие ожиданий людей и возможностей их реализации. У каждого спортсмена сформированы определенные потребности, желания, интересы, взгляды, свои представления о справедливости, организации тренировочного процесса, быта, которые имеются в реальности. Отдельные недостатки расцениваются как невнимательное отношение к ним. Располагая данными о личностных особенностях учеников, тренер получает информацию о возможных причинах конфликтов в команде.
Конфликты в группе характеризуются и совокупностью встречных разногласий, противоречий, которые создают у людей взаимную неудовлетворенность и состояние напряженности.
Одна из принципиальных возможностей уменьшения частоты возникновения конфликтов в команде — знание наиболее характерных признаков конфликтных ситуаций. Прежде всего тренеру необходимо обратить, внимание на факты уклонения от выполнения объема нагрузок на тренировке, негативных суждений о партнерах по команде, резкого изменения отношения к тренировкам и соревнованиям, замкнутости, уединенности, подавленности, унижения достоинства соперников, высказывания недовольства в адрес партнеров и их оскорбление.