Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников
Цвето-рисуночный тест разработан А.О.Прохоровым и Г.Н.Гениниг. Он предназначен для диагностики психических состояний младших школьников в ходе учебной деятельности. Он создан на основе обследования около 1000 младших школьников и апробирован в разных школах. Тест имеет высокие корреляты с референтными методиками диагностики психических состояний: тестом Люшера, методикой Лутошкина. Он доступен и удобен в применении как учителем в процессе обучения, так и психологом в условиях психологического консультирования. В рисунках и цвете дети выражают то, что им трудно сказать словами в силу недостаточного развития самосознания, рефлексии и способности к идентификации. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания, эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.
Для проведения теста необходимо иметь лист белой бумаги и цветные карандаши: красный, желтый, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый, голубой, розовый. На листе бумаги с левой стороны должен быть нарисован квадрат размером 50×50 мм (правая сторона листа предназначена для рисунка).
Инструкция 1: «Ребята! Перед каждым из вас лежат листок бумаги и цветные карандаши. На листке бумаги с левой стороны нарисован квадрат. Сейчас вы должны будете в этом квадрате цветом нарисовать ваше состояние, т.е. то состояние, которое в данный момент испытываете (для учащихся 1-х классов термин состояние можно заменить словом настроение). Если состояние нельзя нарисовать одним цветом, то разделите квадрат на несколько частей и закрасьте его различными цветами. При этом рекомендуется показать мелом на доске, как можно разделить квадрат (одной диагональю, двумя диагоналями, горизонтальной линией, двумя перпендикулярами на четыре части, горизонталью и перпендикуляром к ней на три части и т.д.) Если у детей возникнут вопросы, то инструкцию следует объяснить индивидуально.
После того как школьники справятся с заданием, экспериментатор дает инструкцию 2: «Ребята! Сейчас каждый из вас нарисовал свое состояние цветом, а теперь подумайте, на что похоже ваше состояние, в виде какого образа вы могли бы его представить и нарисовать. Это могут быть и окружающие вас предметы: парта, доска, наш класс, а могут быть и предметы, которых здесь нет, но на которые похоже ваше состояние. Например: цветок, мяч, солнце, дождь и т.д. Если вы затрудняетесь нарисовать свое состояние одним предметом или образом, то нарисуйте целую композицию (рисунок), рисовать можно на правой стороне листа».
Время для проверки теста не должно ограничиваться.
Ключ к обработке результатов
Цвет (в квадрате) | Рисунок | Состояние |
Красный | Тетрадь Парта Класс Доска и др. Школьные атрибуты | Активность (активация) |
Красный, сочетание красного и желтого | Радуга, Новый год, елка Торт, мороженое Конфеты Подарок Горка «5» Солнце Воздушные шары | Радость |
Зеленый | Светофор Машина Телевизор Беговая дорожка Жонглер в цирке Классная доска | Внимание, сосредоточение (в 1-м классе это состояние может быть изображено красным цветом) |
Розовый | Робот Компьютер Машина Принцесса Кукла | Мечтание, фантазирование |
Черный | Дождь Клякса Ребенок спит за партой | Утомление, усталость |
Оранжевый | Цветы Дети играют Животные Ребенок помогает старушке | Дружелюбие, доброжелательность |
Желтый | Разбитая ваза Ребенок с учительницей, мамой | Искренность |
Голубой | Душ Бассейн Море | Бодрость |
Синий | Скакалка Волейбол Футбол Поднятая рука | Азарт |
Синий | Дети с учительницей, со старшими | Уважение |
Коричневый | Поле Скорая помощь Могилка Ребенок упал Мама гладит по голове ребенка | Сочувствие, сострадание |
Примечание: в таблице представлены не все, а только основные психические состояния детей младшего школьного возраста, отмеченные как наиболее часто встречающиеся в учебной деятельности.
При обработке результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры часто говорят об обратном.
Пользуясь данной методикой, экспериментатор должен помнить, что динамическая структура психического состояния может и не иметь «монохарактеристики», так как доминирующее значение на какое-то время может приобрести не один, а несколько компонентов психики. Например, в 1-м классе состояние интереса, активации, радости и внимания чаще всего объединены в одно «полисостояние», где ведущим является состояние интереса. Поэтому дети изображают эти состояния одним цветом — красным.