Цель: усвоить основные принципы генетики микроорганизмов, ее практическое использование, получение и применение вакцинных штаммов микроорганизмов. Оценить степень усвоения теоретического и практического материала по пройденным разделам.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
1. Геном бактерий. Генотип и фенотип. Виды изменчивости.
2. Плазмиды бактерий, их функции и свойства. Использование плазмид в генной инженерии.
3. Передача наследственного материала у бактерий. Подвижные генетические элементы: транспозоны и IS- элементы, их роль в эволюции бактерий.
4. Молекулярно- биологические методы, используемые в диагностике инфекционных заболеваний: ПЦР, рестрикционный анализ и др.
5. Медицинская биотехнология, ее задачи и достижения.
6. Генетика вирусов.
7. Теоретические и практические вопросы, занятий №№ 9 -11.
1. Изучить влияние фенола на фенотип протея, зарисовать и дать заключение.
2. По готовой демонстрации описать свойства R и S –формы колоний.
3. Зарисовать схему постановки и результаты опытов по генетическим рекомбинациям: трансформации, трансдукции и конъюгации.
4. Оценить и зарисовать результат действия акридинового оранжевого на антибиотико-резистентность культуры..
5. Описать методы получения вакцин: БЦЖ, антирабической, сибиреязвенной, энджерикс В.
6. Изучить и записать принцип постановки и учета полимеразно-цепной реакции (ПЦР).
7. Ответить на 20 вопросов ЭВМ — тестирования, включающих теоретические и практические аспекты раздела.
8. Уборка рабочего места.
Работа №1: Влияние фенола на фенотип протея
(посев по Шукевичу)
МПА с фенолом МПА
Результат:__________________________________________________
_____________________________________________________________
Это говорит о том, что __________________________________________
Заключение: __________________________________________________
_____________________________________________________________
Работа №2: Cвойства S и R –форм колоний
Свойства | S-колонии | R-колонии |
Форма | ||
Жгутики | ||
Капсула | ||
Биохимические | ||
Антигенные | ||
Вирулентные |
Большинство бактерий вирулентны в S форме колоний, но есть и исключения. Такие бактерии, как ________________________________
____________________________________________________________
вирулентны в R форме, а при переходе в S форму теряют свою вирулентность. У дифтерийной палочки различные формы колоний определяют ее___________________.
Работа №3: Генетические рекомбинации:
Схемы постановки опытов и учет результатов
Трансформация –это _______________________________________
Донор-______________________________________________________
Реципиент __________________________________________________
Селективная среда –________________________________________
донор смесь реципиент
Результат: на секторе донора __________________________________ _____________________________________________________________
На секторе реципиента ________________________________________
_____________________________________________________________
На секторе смеси______________________________________________
_____________________________________________________________
Заключение: __________________________________________________
_____________________________________________________________
Трансдукция-это ____________________________________________
Донор – ____________________________________________________
Реципиент – _______________________________________________
Селективная среда –________________________________________
донор смесь реципиент
Результат: на секторе донора __________________________________
потому, что___________________________________________________.
На секторе реципиента ________________________________________,
потому, что __________________________________________________.
На секторе смеси _____________________________________________
_____________________________________________________________
Заключение:_______________________________________________________________________________________________________________
Конъюгация – это__________________________________________
Донор – ______________________________________________________
Реципиент – __________________________________________________
Селективная среда –___________________________________________
донор смесь реципиент
Результат: на секторе донора _________________________________,
потому, что _________________________________________________.
На секторе реципиента _______________________________________,
потому, что _________________________________________________ .
На секторе смеси ____________________________________________ ,
_________________________________________________________________________________________________________________________.
Заключение:_______________________________________________________________________________________________________________
Работа №4: Действие акридинового оранжевого