Комментарий и рекомендации

Эмоции – это субъективное отношение человека к миру, переживаемое как удовлетворение или неудовлетворение потребностей.

Поскольку любая эмоция положительна или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении целей. Таким образом, эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.

Эмоции, в отличие от аффекта, представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые.

Любая эмоция всегда имеет несколько составляющих. Одна из них распознаётся как субъективное переживание. Другая – это реакция организма. Третья составляющая – совокупность мыслей, сопровождающих эмоцию и приходящих на ум. Четвёртая – особое выражение лица. Пятая – склонность к действиям, которые ассоциированы с данной эмоцией, т.е. тенденция вести себя так, как обычно ведут себя люди при переживании определённой эмоции. Гнев, например, может вести к агрессивному поведению. При возникновении определённой эмоции все эти составляющие проявляются одновременно.

Когда мы переживаем сильную эмоцию, то чувствуем ускорение сердцебиения и дыхания, сухость во рту, наше тело может покрыться испариной, дрожь и ощущение слабости, бледность или покраснение лица, расширение зрачков. Большинство физиологических изменений, происходящих при эмоциональном возбуждении, являются следствием активации симпатического отдела автономной нервной системы, когда она готовит организм к экстренным действиям. Когда эмоция стихает, начинают преобладать энергосберегающие функции парасимпатического отдела, возвращающего организм в его нормальное состояние.

Очень важным для человека считается не просто испытывать переживания, но и точно их понимать. Значение способности точно понимать эмоции и переживать сознательно, впервые показал американский психолог К. Роджерс, по мнению которого таким образом мы защищаем себя от разрушительного влияния неотреагированных эмоций. Некоторые эмоции, например, ярость, ненависть, гнев, зависть, человек старается подавлять в себе, потому что они не соответствуют его представлению о «хорошем». Роджерс показал, — нет «плохих» чувств, все чувства принадлежат человеку и все важны для него. Другое дело, как он их выражает. Кроме того, сдерживание своих эмоций не ведёт к освобождению от них, запрет лишь усиливает стресс, напряжение.

Что касается стрессового состояния, то человек, находящийся в состоянии умеренного стресса, чувствует себя мобилизованным, деятельность его оказывается более успешной. Спортсмены на соревнованиях обычно показывают лучшие результаты, чем на тренировках благодаря стрессу. Такое состояние в психологии называется эустресс. Когда напряжение становится слишком сильным, возникает торможение или чрезмерная суетливость. Такой стресс называется дистресс. Внимание при эустрессе улучшается, возрастает способность к концентрации, переключению и распределению, деятельность прогнозируется на несколько ходов вперёд. Расширение объема внимания даёт удивительное ощущение собранности. Улучшается память, человек быстрее и успешнее запоминает, с лёгкостью вспоминает забытое.

При дистрессе запоминание ухудшается, появляются трудности в управлении вниманием. Человек легко отвлекается по любому поводу, иногда проявляется гиперфиксация внимания, т.е. решая проблему, человек застревает на ней, не в состоянии найти выход. Явно ухудшается качество мышления, сохраняются только самые простые мыслительные операции. Характерная особенность мышления в состоянии стресса – сужение сознания. Отсюда и нечувствительность к юмору.

Проблема регуляции эмоциональных состояний одна из самых сложных. В результате многолетних экспериментальных исследований этой проблемы учёные пришли к выводу о том, что существуют характеристики личности, которые определяют успешность саморегуляции и адаптации в самых разнообразных условиях. К их числу в первую очередь следует отнести уровень нервно-психической устойчивости, самооценку личности, ощущение своей значимости для окружающих, уровень конфликтности, опыт общения, ориентация на требования ближайшего окружения, адекватность реакций, сформированность личной шкалы ценностей.

Таким образом, одним из основных способов избегания чрезмерного эмоционального напряжения является гармоничное развитие личности, формирование у него самостоятельной мировоззренческой позиции. Причем это развитие начинается с первых дней жизни человека, а его успех в значительной степени зависит от того, насколько умело строят воспитательный процесс родители ребёнка, педагоги в школе, и от много другого.

Например, положительные эмоции у ребёнка развиваются постепенно через игру и исследовательское поведение. Не стоит препятствовать проявлению заинтересованности и любопытства, поскольку там, где отсутствует любопытство, появляется страх.

Развитие отрицательных эмоций в значительной мере обусловлено неустойчивостью эмоциональной сферы детей и тесно связано с фрустрацией. Фрустрация может быть разрешена по-разному в зависимость от того, преодолено ли препятствие, сделан ли его обход или найдена замещающая цель. Часто повторяющиеся в раннем детстве состояния фрустрации и стереотипные формы её преодоления у одних закрепляют вялость, безразличие, безынициативность, у других – агрессивность, завистливость и озлобленность. Поэтому для избежания подобных эффектов нежелательно при воспитании ребёнка слишком часто добиваться выполнения своих требований прямым нажимом. Настаивая на немедленном выполнении требований, взрослые не предоставляют ребёнку возможности самому достигнуть поставленной перед ним цели и создают фрустрирующие условия, которые способствуют закреплению упрямства и агрессивности у одних и безынициативности – у других. Более целесообразным в этом случае является использование возрастной особенности детей, которая проявляется в неустойчивости внимания. Достаточно отвлечь ребёнка от возникшей проблемной ситуации, и он сам сможет выполнить поставленные перед ним цели.

На возникновение и закрепление негативных эмоций у детей оказывает также большое влияние наказание ребёнка, особенно мера наказания.

Поскольку воспитание эмоций и чувств человека начинается с самого раннего детства, то важнейшим условием формирования положительных эмоций и чувств является забота со стороны взрослых. Тот ребёнок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым. Для возникновения эмоциональной чуткости также важна ответственность за другого, забота о младших братьях и сестрах, а если таковых нет, то о домашних животных.

Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей и связаны с особенностями жизнедеятельности организма. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать нарушения в организме. Как показывают исследования, сердце чаще поражается страхом, печень – гневом, желудок – апатией и подавленным состоянием. Говоря словами Сократа: тело не болеет отдельно и независимо от души. Решение подобного рода проблем – научиться осознавать всё, что с вами происходит. Вы будете знать, когда вы напуганы, а когда сердиты или печальны, и сможете делать что-то со своими чувствами, не подавляя их и не приписывая им неправильные значения.

Таким образом, под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных болезней. И наоборот, существует значительное количество примеров, когда под влиянием эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления. Неслучайно принято считать, что слово тоже лечит. При этом имеется ввиду, прежде всего, вербальное воздействие врача, психолога, психотерапевта на эмоциональное состояние больного.

В учебном процессе эмоции принимают самое непосредственное участие. Эмоции успеха-неуспеха обладают способностью привить любовь или навсегда угасить её по отношению к тому виду деятельности, которой занимается человек. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.

К чему нужно стремиться при выражении эмоций?

1. Стараться избегать соблазна наказать или обвинить.

2. Стараться улучшить ситуацию или изменить её, но, если не в состоянии изменить обстоятельства, измените отношение к ним.

3. Стремиться адекватно передавать свои чувства.

4. Стремиться улучшить отношения (уважай заблуждения других как свои собственные) и расширить общение.

5. Избегать повторения подобной ситуации.

Между людьми наблюдаются существенные различия в глубине и устойчивости чувств. Одних людей эмоции захватывают целиком, оставляя глубокий след после себя. У других людей чувства носят поверхностный характер, протекают легко, малозаметно, проходят быстро и совершенно бесследно. У эмоционально возбудимых людей малейший пустяк может вызвать сильные эмоции, колебания настроения. Есть люди эмоционально мало чуткие, у которых только какие-либо чрезвычайные события вызывают ярко выраженные эмоции. Такие люди не столько чувствуют, попав в ту или иную жизненную ситуацию, сколько осознают её умом. Любые эмоциональные проявления во многом зависят от типа темперамента.

Различия в проявлении эмоций и чувств обусловливают неповторимость конкретного человека и определяют его индивидуальность. «То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность» (Ф. Крюгер).

Клейтон М. Кристенсен \


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: