Технологические графики подготовки ВС
Технологический график подготовки ВС к отправлению должен устанавливаться с учетом взаимодействия всех служб аэропорта (авиакомпании), занятых технической и коммерческой подготовкой ВС к вылету, а также с учётом максимального удобства расположения техники на перроне.
Виды технологических графиков подготовки ВС к отправлению
Технологические графики разрабатываются в аэропортах (авиакомпаниях), для каждого типа ВС с учетом статуса рейса (внутренний, международный) и предназначения ВС (грузовой, пассажирский), а затем рассылаются заинтересованным службам.
Наиболее удобно для практической работы использовать повременный технологический график подготовки ВС к вылету в виде таблицы, в которой отражены последовательность основных работ и служб исполнителей, по обслуживанию начальных, конечных, транзитных и оборотных рейсов.
В основном пять служб готовят ВС к вылету: авиационно-техническая база, служба спецавтотранспорта (ССТ), служба горюче-смазочных материалов (ГСМ), служба организации перевозок (СОП) и производственно-диспечерская служба предприятия (ПДСП).
Технологический график содержит:
— данные о наименовании исполнителей (спецмашин) ;
— наименование работ (команды, которые выполняются службами и подразделениями аэропорта);
— ответственные службы, за исполнения работ;
— порядковый номер технологических работ;
— последовательность операций при подготовке ВС к вылету;
— время начало и окончание работ по обслуживанию ВС (до отправления);
— продолжительность выполнения работ службами аэропорта по обслуживания ВС на перроне.
Контроль за подготовки ВС к вылету осуществляет диспетчер ГК ПДСП. По докладам диспетчеров заинтересованных служб диспетчер ГК ПДСП фиксирует в пооперационном графике фактическое время начало и окончании выполнения технологических работ. Диспетчер-контролер на перроне выявляет виновную службу в нарушении технологического графика и при необходимости составляет «Акт на задержку рейса».
Основные действия обслуживания ВС на перроне:
• выгрузка и загрузка багажа, перевозимого в отсека ВС
• выгрузка и загрузка груза и почты
• процедуры управления и контроля загрузочных операций с целью обеспечения правильной центровки ВС
• освобождение от отходов и пополнение запасов кухни ВС бортовым питанием
• процедуры инженерного сопровождения по проверке систем и обслуживанию ВС
• уборка пассажирских салонов и обслуживание туалетов ВС
• дозаправка ВС авиационным топливом, маслами и водой
• смена и инструктаж экипажа ВС
• высадка и последующая посадка пассажиров в ВС
• обеспечение ВС электроэнергией и кондиционированным воздухом в период отключения его собственных систем
• буксировка и процедуры запуска двигателей ВС
• и т. д.
Все вышеуказанные действия должны быть осуществлены в соответствии с технологическим графиком, основанным на выборе оптимального для этого времени.
Сбой во времени одной процедуры может серьезно повлиять на выполнение других процедур в интервалах выделенного для них времени в технологическом графике обслуживания данного типа ВС.
Любая задержка или помеха вынудит ВС пропустить выделенное для него время взлета. Это в свою очередь, задержит постановку на данное место стоянки заходящего на посадку другого прибывающего ВС, что может повлечь перераспределение мест стоянок с соответствующим перераспределением действий по обработке ВС и перемещения пассажиров из одной области пассажирского терминала в другую,
В случае группового сбоя обслуживания ВС на стоянках, возможно, потребуются действия УВД по задержке прибывающих ВС в воздушном пространстве аэропорта или даже отклонения их маршрутов в другие аэропорты.
Оперативное управление и координация деятельности
Подразделений и служб при комплектовании рейса
Комплектование коммерческой загрузки в процессе бронирования и продажи перевозок и услуг
Одним из основных этапов организации воздушной перевозки является комплектование рейса в процессе бронирования и продажи перевозок и услуг. При современных объёмах перевозок авиакомпаний и сложных маршрутных сетей управление ресурсом мест и обеспечение доступа к нему агентов производится через системы бронирования перевозок.
Наиболее крупнейшими из них являются: AMADEUS (ФГУП ГТК «Россия»),
SABRE (ОАО «Аэрофлот РАЛ»), GABRIEL (ОАО «Трансаэро»), GALILEO,
WORLDSPAN и др.
Российскими (внутренними АСБ) являются «Сирена — 2000» и «Сирена — 2.3», «Сирена — 3» и др. Как правило, АК сами выбирают, в какой именно из выше перечисленных систем размещать ресурсы своих рейсов.
В последнее время в развитии АСБ наблюдается довольно интенсивный процесс их интеграции, заключающийся в обмене пакетами услуг между отдельными пакетами услуг между отдельными крупными компьютерными системами. Так, например, компания «GALILEO» сотрудничает с «GALILEO», «AMADEUS» с «SABRE» и т.д. Некоторые авиакомпании участвуют нескольких АСБ коллективного пользования.
При выборе системы управления ресурсами рейсов, АК руководствуются следующими критериями:
- услуги, предлагаемые ведущими глобальными распределительными системами;
- участие авиакомпании во внутренних и международных альянсах с другими АК;
- наличие в системе других программ, таких как: «Учёт выручки», «Управление отправками в аэропорту», «Управление грузовыми отправками», «Управление доходами» и т.д.
Комплектование коммерческой загрузки в процессе бронирования и продажи перевозок, услуг АК производится, как посредством собственных офисах продаж и Интернет — сайтов, так и через агентскую сеть.
В среднем комплектование на данном этапе, т.е. рейс, открывается для продажи (глубина продажи) за 30 дней до вылета рейса, но существуют тарифы, по которым можно бронировать билеты за год до вылета; другие (специальные) тарифы ограничивают сроки бронирования за месяц, две недели, неделю до начала перевозки и т.д. Некоторые тарифы обязывают клиентов выкупать билеты сразу – в течение 24 – 72 ч или без предоставления «тайм лимита» (ограничение срока приобретения авиабилета).
Количество мест подлежащих реализации, определяется перевозчиком (АК) выполняющим рейс исходя плановой предельной коммерческой грузоподъёмности, а также компоновки ВС эксплуатируемым на данном маршруте (авиалинии).
Большинство авиакомпаний при введении ресурсов рейса в АСБ могут ограничивать провозную ёмкость ВС и/или резервировать некоторые места на ВС для собственных нужд (резервного экипажа, технического персонала и т.д.), а также под спецбронь.
Для организации чёткой работы направленная на повышение коммерческой загрузки рейсов, с целью более эффективного использования самолетного парка в АК при коммерческих службах создают специальные отделы по контролю и управлению ресурсами рейсов.
В функции данного отдела входят:
- осуществление контроля за пассажирской и грузовой загрузкой на рейсах АК;
- регулирование предложений продажи, управляющие параметры контролируемых рейсов;
- обеспечивает ввод и модификацию технических и коммерческих данных рейсов авиакомпании в соответствующие автоматизированные системы бронирования и продажи мест;
- производит описание полномочий пультов и операторов, а также доступа агентов по продаже к ресурсам рейсов авиакомпании в соответствующие автоматизированные системы бронирования и продажи мест;
- контролирует правильность бронирования, выявляет нарушения, допускаемые со стороны агентов по процедурам бронирования и продаже авиабилетов, принимает меры по их своевременному устранению, направляет информацию в Центр расчетов авиакомпании для проведения проверки и выставления штрафных санкций;
- обрабатывает поступающие системные очереди и сообщения из подключенных и не подключенных центров с запросами на подтверждение бронирования мест для групп и индивидуальных пассажиров;
- производит ввод ограничения коммерческой загрузки, открытие и закрытие рейсов на продажу, ввод информации о задержках вылетов рейсов.
- проводит выверку фактической пассажирской загрузки контролируемых рейсов, дает предложения по оперативной корректировке расписания;
- обеспечивает контроль использования промежуточной и обратной брони на рейсах авиакомпании;
- обеспечивает контроль использования «спецброней» на рейсах авиакомпании;
- проводит анализ статистических данных по бронированию на контролируемых рейсах;
- разрабатывает мероприятия, направленные на совершенствование организации и технологии бронирования с целью максимального удовлетворения спроса на авиаперевозки и повышения коммерческой загрузки рейсов авиакомпании.