Композиционно-стилистическое членение текста. сфе и абзац

При рассмотрении речевой организации текста выделяются две основные семантико-структурные единицы: высказывание и СФЕ. Это единицы семантико-синтаксического членения текста.

Однако членение семантико-синтаксическое совмещается обычно с членением иного уровня – композиционно-стилистическим. На этом уровне членения самая крупная единица текста – том или книга, далее выделяются часть, глава, главка, отбивка, абзац (возможно, том, глава, параграф, часть, фрагмент, абзац).

Таким образом, абзац – это единица членения текста композиционно-стилистическая; это часть текста, заключенная между двумя отступами.

Сущность абзаца лучше всего постигается при сравнении его с СФЕ.

Границы абзаца и СФЕ могут не совпадать: в абзац может быть вынесено одно предложение (и даже часть предложения; например, в официально-деловом тексте). В одном абзаце может быть два и более СФЕ.

СФЕ и абзац могут совпадать. Такие абзацы стилистически нейтральны. Если же абзацы состоят из одного предложения или делятся на два-три СФЕ, то они служат стилистическим целям: в первом случае выражают экспрессию выделения, дают события крупным планом; а во втором, наоборот, служат для объединения событий в одной картине.

Чем более стандартен текст (в сферах научной, деловой коммуникации), тем более сближаются уровни членения (синтаксическое и композиционное), чем менее стандартен текст (публицистический, художественный), тем больше расхождений между уровнями членения.

Объем и структура абзаца в художественном тексте всецело связаны с волей автора, особой манерой его письма. Абзацное членение может и вообще отсутствовать, если автор избирает подобный литературный прием подачи текстового материала. И наоборот, выделение почти каждого предложения (реже — СФЕ) в отдельный абзац также может служить стилистическим целям автора. Так, например, в рассказе Л.. Толстого «Лев и собачка» этот прием создает особую напряженность в развитии действия, придает особую значимость каждому эпизоду:

…Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее.

Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

Лев тронул ее лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее … и т.д.

Абзацное выделение предложений заставляет при чтении текста обратить на них особое внимание. В приведенном примере Л.Н. Толстой таким образом «руководит» восприятием текста малолетним и малограмотным читателем.

По мнению Л.М. Лосевой, существует три основные причины, заставляющие пишущего выделять абзацы. Это, во-первых, новизна информации, во-вторых, ее важность в масштабах всего текста и, в-третьих, невозможность дальнейшего представления новых сведений из-за логической несовместимости их с предыдущими (Лосева, 1980,с. 86-87).

Абзац и СФЕ совпадают в тех случаях, когда изложение материала ведется по логико- смысловому принципу, когда границы абзацев и СФЕ намечают переход от одной микротемы к другой. Такой абзац, совпадающий с СФЕ, называют тематическим или классическим, т.е. составленным по определенной схеме: здесь всегда есть стержневая фраза (или тематическое предложение) и комментирующая часть. Стержневая (или ключевая) фраза может состоять и из нескольких предложений, так же как и комментирующая часть.

Наряду с двухчастной структурой абзаца распространена трехчастная структура. Абзац в этом случае содержит не только ключевую и комментирующую части, но и вывод, обобщение, концовку. В любом случае концовка содержит «подсказку», что развитие темы в данном абзаце завершено. Такая структура именуется «закрытой». Ключевая фраза не всегда совпадает с зачином абзаца, который может лишь вводить микротему, подготавливать читателя к восприятию основной мысли абзаца. Вот пример абзаца открытой структуры:

Только у колодца перепуганный Тимур остановился. (зачин). Вышла ошибка (стержневая фраза). Он принял спящего джентльмена за Колю, а седой джентльмен, конечно, принял его за жулика. (комментирующая часть).

(А.Гайдар. Тимур и его команда)

А вот пример абзаца закрытой структуры:

И вот мама приготовила на три дня три обеда, три завтрака и три ужина и показала мальчикам, как их нужно разогревать. А отец принес дров на три дня и дал Старшему коробку спичек. После этого запрягли лошадь в сани, бубенчики зазвенели, полозья заскрипели, и родители уехали (концовка).

(Е. Шварц. Два брата).

В зависимости от местоположения ключевой фразы выделяются следующие модели построения абзаца: с ключевой фразой в начале, в конце, в середине и абзац без ключевой фразы (все предложения абзаца информативны в равной степени) (Москальская, 1981). Кроме того, ключевая фраза сама может составлять абзац.

В зависимости от темы абзацы могут быть монотематические, смешанные и политематические. В монотематическом абзаце излагается только одна тема, смешанные абзацы характеризуются переплетением нескольких тематических линий, а в политематических, помимо главной линии повествования, есть авторские отступления и (или) второстепенные линии повествования.

К композиционно-стилистическому членению текста имеет отношение и так называемая «автосемантия отрезков текста»

Под автосемантией отрезков текста И.Р. Гальперин понимает возможность появления в нем таких фрагментов, которые непосредственно с основным содержанием текста не связаны (семантически автономны).

Автосемантичными можно считать микроотступления (или авторские отступления) (Гальперин, 2005, с. 100-101). Л.М. Лосева автосемантичные отрезки текста называет «свободными предложениями» и обособляет их от сложного синтаксического целого (СФЕ).

В поступательном движении текста автосемантия отдельных отрезков служит как бы паузой, передышкой, отключает внимание читателя от линии повествования. В начале или в конце текста – акцентирует внимание.

Обычно автосемантичные фрагменты содержат размышления автора. Они могут быть выражены в форме сентенции, разного рода обобщений, заключений, предположений. Например:

Мамы разные нужны,

Мамы всякие важны.

(С.В. Михалков. А что у вас?)

С формально-структурной стороны они представлены в виде «свободных предложений» в пределах абзаца или выделены в отдельные абзацы.

Автосемантией обладают такие отрезки текста, как мораль басен, цитаты в зачинах и концовках текстов, эпиграфы и т.п.

Итак, членение на абзацы в разных видах текста имеет общую основу – логико-смысловую, однако есть специфические различия в использовании абзаца. Это специфика создается разным характером воздействия на читателя: для текстов, направленных только на интеллектуальное восприятие, показательны абзацы, построенные по тематическому принципу; для текстов, рассчитанных не только на интеллектуальное, но и на эмоциональное восприятие, — абзацы акцентные, экспрессивно-выделительные. При этом нельзя забывать и об авторской манере абзацного членения текста. Таким образом, композиционно-стилистическое, абзацное членение гораздо субъективнее семантико–синтаксического членения на СФЕ, которое можно считать объективным.

Rauf Faik — Вечера [2018] (Текст/Lyrics)


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: