Концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития.

Концепция системного построение процесса воспитания.

Авторы концепции:Владимир Абрамович Караковский, Людмила Ивановна Новикова, Наталья Леонидовна Селиванова.

Концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития.

Понятие воспитания Цели и задачи Принципы Содержание Механизм воспитания
воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности. Оно является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Главное в нем — это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности систематического развития человека как субъекта деятельности как личности и как индивидуальности. воспитание направлено на всестороннее гармоничное развитие личности Задачи: 1. формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира. 2. формирование самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины. 3. приобщение детей к общечеловеческим ценностям 4. развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности. 5. формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации. принципы воспитательного процесса: а)личностный подход в воспитании б)гуманистичес-кий подход к построению отношений в воспитательном процессе; в) средовой подход в воспитательной деятельности, т.е использование возможностей внутренней и внешней среды в развитии личности ребенка; г)дифференцированный подход к воспитанию детей д)природосообраз-ность воспитания, е)культуросообра-зность воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на традиции народа, его культуру; ж) эстетизация среды жизнедеятель-ности и развития ребенка. Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Человек — абсолютная ценность, «мера всех вещей». Семья — начальная структурная единица общества, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Труд — основа человеческого бытия, «вечное естественное условие человеческой жизни». Знания — результат разнообразного, прежде всего творческого труда. Культура — великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Отечество единственная уникальная для каждого человека Родина Земля — общий дом человечества. Мир — согласие между людьми, народами и государствами — главное условие существования Земли, человеческой цивилизации. Главный механизм воспитания — это функционирование воспитательной системы в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего развития учащихся. Под воспитательной системой авторы концепции понимают «целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат». Система воспитания должна быть гуманистической и обладать свойственными для нее признаками: · наличие разделяемого и принимаемого как взрослыми, так и детьми целостного образа собственного учебного заведения, интеграция воспитательных воздействий через включение их в коллективные творческие дела; · формирование здорового образа жизни учебного заведения, в котором преобладают порядок, позитивные ценности, мажорный тон, динамизм · педагогически целесообразная организация внутренней среды учебного заведения — предметно-эстетической, пространственной, духовной; · реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого ребенка и педагога.

Концепция Педагогической поддержки ребенка и процесса его развития.

Автор- Олег Семенович Газман, потом продолжили его ученики и коллеги Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова и др.

Концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития. О.С. Газман

Понятие пед.поддержки Цель и принципы Содержание Программы воспитания
Развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов — социализации и индивидуализации. Социализация способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности, а индиивидуализация – развитию индивидуально-неповторимого в конкретном человеке. По мнению О.С.Газмана в образовании не существу-ет процесса, направленного на развитие индивидуаль-ности и субъектности ребенка. Таким процессом и должна стать пед. поддержка. Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал своевременную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффек-тивной деловой и межличнос-тной коммуникацией; с жизненным, профессиональ-ным, этическим выбором . О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть 2 вида цели — цель как идеал и реальная цель. Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели. А реальная цель воспитания: дать каждому ребенку базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия и объективные возможности семьи, школы, общественности. Воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов. 1. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении. 2. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка. 3. Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — диалог культур. 4. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий. 5.Признавай право на ошибку и не суди за нее. 6. Защищая ребенка, учи его защищаться. нормы поддержки: а) любовь к ребенку; б) приверженность к диалоговым формам общения с детьми; в) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка; г) ожидание успеха в решении проблемы; д) признание права ребенка на свободу; е) поощрение и одобрение самостоятельности; ж) умение быть товарищем для ребенка. Основу содержания воспитания составляет базовая культура личности «некоторая целостность, включающая в себя оптимальное наличие свойств, качеств, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой. Приоритетные направления базовой культуры : · культура жизненного самоопределения; · культура семейных отношений; · экономическая культура и культура труда; · политическая, демократическая и правовая культура; · интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура; · экологическая культура; · художественная культура; · физическая культура. Центральное звено базовой культуры в четырех важнейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера. Сфера «Человек» предполагает самоопределение в понимании человека как вершины эволюции, самоценности человеческой жизни, индивидуальности Сфера«Общество» происходит через освоение ценностей: Родина, демократия, правовое государство, семья, труд. Сфера «Природа» может строиться через осознание себя как части природы. Оно включает также овладение экологической культурой, понимание собственной ответственности в процессе освоения и преобразования природы. «Ноосфера» предполагает формирование гражданского отношения к историческим, духовным, нравственным завоеваниям народа, воссоздание национальных традиций и их развитие как части мировой духовной и материальной культуры. О.С. Газман предлагал 5 целевых программ: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни». Ученики О.С. Газмана разработали и описали механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складываете из пяти этапов: 1 этап (диагностический) — диагностика предполагаемой проблемы, установле-ние контакта с ребенком, прогова-ривание проблемы самим школьни-ком, совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка. II этап (поисковый) — организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы,взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»); III этап (договорный) — проектирование действий ребенка по решению проблемы IV этап деятельностный — действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий. V этап (рефлексивный) — совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы.

Возрастная психология. Социогенетическое направление Залкинда.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: