Конспект урока русского языка, проведенного 25.02.15 в 6 «б» классе студенткой группы н1311 долженко александрой дмитриевной

Тема:Сочинение-описание природы по картине П. Крымова «Зимний вечер»

Цель:формирование умения создавать сочинение-описание природы (по картине П. Крымова «Зимний вечер»)

Задачи:

Развивающая: развивать речь (соблюдать языковые нормы, активизировать лексику на тему «Зима»), память, логическое мышление, орфографическую зоркость; совершенствовать навык культуры речи (грамотность, выразительность, точность и др. качества речи);

Образовательная: познакомить с особенностями описания природы, представленными в произведениях живописи пейзажного характера; формировать понятие о структуре и особенностях текста — описания природы; отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой, логически выстраивать текст; совершенствовать содержание и языковое оформление текстов.

Воспитательная: воспитывать любовь к природе; учить видеть красоту окружающего мира; приобщать к искусству.

Ожидаемый результат:использовать языковые средства в соответствии с заданным типом и структурой текста (сочинение-описание), связно излагать мысли с учётом заданной речевой ситуации.

Оборудование:учебник 6 класса по русскому языку; тетради; презентация

Эскиз доски:

Двадцать пятое февраля. Классная работа. Сочинение-описание по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер» План:
Этапы урока Ход урока Универсальные учебные действия
1.Организационный момент 2.Сообщение темы и задач предстоящего сочинения и обсуждение их с обучающимися 3.Беседа с целью накопления материала -рассказ о художнике, -анализ картины 4.Составление плана 5.Физкультминутка 6.Речевая подготовка текста 7.Самостоятельное письмо сочинения. Саморедактирование текста 8.Прослушивание вариантов сочинений. Анализ работ 9.Подведение итогов урока. Рефлексия — Добрый день, ребята! Меня зовут Александра Дмитриевна, сегодня урок русского языка у вас проведу я. — Наш урок будет посвящен работе над сочинением-описанием по картине художника Н.П.Крымова. — Наша задача — познакомиться с Крымовым Николаем Петровичем и его живописью, особенной манерой его письма и создать собственное художественное произведение -сочинение по картине. — В истории живописи Н.П.Крымов известен как превосходный мастер лирического пейзажа, как поэт скромной русской природы. — Ребята, посмотрите на доску, перед вами портрет Николая Петровича. (презентация) — Родился он 2 мая 1884 года, (а умер 6 мая 1958 г.г) в Москве в потомственной семье художников. Художниками были его прадед, отец, брат. Мальчик с детства рос в мире искусства. Отец Николая Петровича был первым учителем, сумевшим прекрасно подготовить его в школу живописи, ваяния и зодчества, куда Крымов поступил в 1904 году. Склонность Н. П. Крымова к пейзажу определилась с юношеских лет. Он страстно любил природу. В основе его творчества лежало живое восприятие мира. Крымов по-новому увидел и утвердил красоту природы, показал природу в тесной связи с человеком. Н. П. Крымов вошел в историю искусства как певец русской природы, среди которой мы живем и трудимся. В пейзажах Крымова ощущается глубокая любовь к русской природе, к Родине, любовь, которую он умеет передать нам, зрителям. В его солнечных картинах громко звучит радостное утверждение жизни, красоты нашей великой Родины, счастья жить на нашей земле. (презентация, репродукции картин) Большое место в творчестве Крымова занимает изображение зимы. Именно в зимних пейзажах с особой силой проявилось умение Н. П. Крымова запечатлевать в живописных полотнах поэзию будней. Покоем и тишиной веет от мирной, неторопливой жизни. Человеческие фигурки, являясь неотъемлемой частью природы, помогают более глубокому раскрытию ее состояния. — Картина «Зимний вечер» была написана художником в 1919 г. Написал он эту картину летом, когда приехал со своей семьей, а именно, женой, сестрой и племянниками в Рязанскую губернию в имение друга Николая Петровича. В основном, художник писал пейзажи по памяти, тоже самое относится и к данной работе. Только крыши домов были написаны зимой. Он глядел из окна дома и воплощал увиденное на полотно. — Ребята, какие типы речи вы знаете? (описание, повествование, рассуждение) — Чем они отличаются? — Какие ключевые вопросы отражают отличительные особенности каждого типа текста? (описание – кого? повествование – что делали? рассуждение – почему? зачем?) Конспект урока русского языка, проведенного 25.02.15 в 6 «б» классе студенткой группы н1311 долженко александрой дмитриевной
— Ребята, что такое текст-описание? (Текст-описание — тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.) — Рассмотрите репродукцию картины. — Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину Крымова «Зимний вечер»? — Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера? — Что с первого взгляда привлекает в картине? (цвета) — Да, действительно. В этой работе именно цвета привлекают. — Какие признаки наступающего вечера вы видите на картине? (Можно это увидеть, глядя на тени, которые отбрасывают люди, кустарники и повозка) — Верно. — Каким изобразил художник небо в предвечерний час? (теплыми цветами) — Какие цвета относятся к теплым? (желтый, зеленый, красный, оранжевый) — Какими изобразил художник деревья? (величавые, мрачные, устрашающие) — В чем особенности построения картины? (передний и задний план) — Что изображено на переднем плане? Какие цвета использует художник? (холодные и теплые цвета) — Что видим на заднем плане? — Какие цвета использовал художник для описания зимнего вечера? — Что чувствуете вы и о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? — Чувствуется умиротворение, спокойствие приходит в каждую клеточку кожи. — Давайте составим план написания сочинения, откройте тетради, оформите их. -Вспомните, какова структура сочинения. (3 части: вступление, основная часть и заключение) — Что должен раскрывать первый пункт плана? (информацию о художнике, об истории написания картины) — Как озаглавим первый пункт плана? — Посмотрите на доску, вот такой вариант вам предлагаю я. — Скажите, какой вариант вступления может быть? Посмотрите на доску, прочитайте. (читает ученик) — Хорошо, каково содержание второго пункта плана? (описание картины) — Как озаглавим? (высказывают предложения) -Посмотрите на доску, вот так озаглавила я. — Что будем раскрывать в последнем пункте плана? (свои впечатления о картине) — Как озаглавим данный пункт плана? — Как мы можем написать заключительную часть? О чем? — Посмотрите возможный вариант заключения. — Итак, посмотрите план, запишите в тетрадь. I.Н. П. Крымов — замечательный русский художник. II. Зима в изображении художника Н. П. Крымова. 1.Признаки наступления зимнего вечера: а) тени, б) снег, в) небо, воздух. 2. Особенности композиции пейзажа. 3. Цвета, используемые художником для описания зимнего вечера. III. Какие чувства и мысли вызывает эта картина? — Проводит ученик. — Посмотрите на репродукцию картины, скажите, какими словами можно описать пейзаж? (великолепный, обыденный, морозный и т.д.) — Подберите оценочные прилагательные к слову пейзаж. (Красивый, прекрасный, превосходный, замечательный, чудный, чудесный, великолепный, живописный, изумительный, дивный, сказочный, незабываемый, бесподобный, прелестный.) — Подберите прилагательные для описания снега, изображенного на картине. (Снег белый, голубой, голубовато-синеватый, светло-синий; рыхлый, мягкий, свежий, глубокий.) — У вас на партах лежат карточки с незаконченными предложениями, прочитайте их и закончите по смысловому содержанию. На большей части картины художник изобразил снег. __________, _____, снег лежит везде: ______, _________, он почти скрывает под собой небольшие кустики и бурьян на переднем плане. Мне кажется, что Н. П.Крымову важно было подчеркнуть обилие снега, потому что именно снег – это ____________. На переднем плане пейзажа художник изобразил замёрзшую речку. Она _____ и _________, лёд на ней гладкий, бесснежный. У берега водоёма из-подо льда выглядывают _______________, а на самом _______________. Несколько маленьких пташек расселись у кромки льда и на кусте. Мы можем предположить, что картина рисовалась художником с противоположного берега. В этот момент Крымов был на возвышенности. — Сдаем карточки. — Итак, приступаем к написанию сочинения. — Давайте послушаем, что получилось у вас. (Ученик зачитывает сочинение) — Учитель комментирует озвученное сочинение. — Сдаем тетради. — Чему мы посвятили сегодняшний урок? — С каким художником мы познакомились? — Какие впечатления на вас произвела репродукция картины Н. Крымова? -Какие сложности возникли в процессе работы? — Всем спасибо. Урок окончен.
Личностные: уважительно относиться друг к другу Коммуникативные: вступать в беседу с учителем и одноклассниками; умение высказывать свое мнение с достаточной точность и полнотой Регулятивные: концентрация внимания, психологический настрой на формирование определенных учебных умений и навыков, психологический настрой на успешность обучения. Познавательные: расширение кругозора Коммуникативные: умение отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать свою точку зрения и отстаивать ее; умение отвечать полным ответом; умение слушать и слышать друг друга и учителя. Предметные: наблюдение, анализ, сравнение; формулирование обобщений, выводов по результатам наблюдений над картиной; Познавательные: умение работать с репродукцией картины; умение анализировать и выражать свои мысли с точностью; умение объяснять свои мысли; построение ответов на вопросы Коммуникативные: умение в полной мере выражать свои мысли Регулятивные: характеристика результатов проведённой на данном уроке работы; адекватная самооценка; самостоятельно адекватно оценивать правильность написания сочинения-описания.

Учитель: Методист:

Урок русского языка.Част 2


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: