Краеведческая конференция

(11 класс)

В 11 классе можно предложить учащимся поработать с православными изданиями. Человек гораздо лучше понимает и усваивает материал, когда не только слышит о чем-то, но и имеет возможность с этим поработать.

Прежде чем организовывать краеведческую конференцию, необходимо убедиться, что необходимая литература учащимся будет доступна в библиотеках города: например, что им разрешат работать в крупных библиотеках, где есть необходимые источники, или в библиотеках приходов или монастырей, где такие книги тоже могут быть, или разрешат аккуратно поработать с книгой из чьей-то семейной библиотеки.

Краеведческая конференция будет полезна во всех отношениях. Учащиеся получат новые знания: о природе, истории, культуре, особенностях родного края. Подростки будут бережнее относиться к родной природе, к своему городу и селу, к старым зданиям, если будут больше знать о них. У подростков будут развиваться исследовательские умения и устная и письменная речь в результате подготовки к такой конференции.

Если населенный пункт возник не в самые последние годы, у него уже есть интересная история. Темой для доклада может стать и отдельное здание, и природные особенности именно этого места, и жизнеописания земляков, которые стали чем-то известны, и местные промыслы или предприятия, и, конечно, история или какие-то отдельные особенности местных храмов и монастырей. Конечно, темой могут стать и местные библиотеки, и издательства, и вообще все книжные собрания или сохранившиеся старые книги, имеющие какое-то отношение к населенному пункту, к этому району, краю.

Некоторые сведения, вероятно, можно найти в Интернете. Для более подробных сведений придется обратиться к книгам. И это могут быть книги как современные, так и предыдущих веков.

Конечно, учитель должен убедиться, что книги нужной тематики учащимся вполне доступны, и быть готовым посоветовать книги в случае необходимости. Кроме того, не следует забывать, что это пока только школьники, поэтому задача просмотреть, например, журнальные подборки за несколько лет может быть трудновыполнимой, а за год или два – вполне по силам.

Если педагогу и учащимся в библиотеке доступны, например, хотя бы какие-то периодические издания XIX– начала XX веков, то можно надеяться, что в числе их будут и православные издания. Если это так, то они могут помочь учащимся в поиске материала по разным направлениям, потому что в таких изданиях освещался довольно широкий круг вопросов, в числе которых и распространение просвещения и образования, и открытие библиотек, и благотворительность, и книгоиздание, и некоторые события государственного и регионального масштаба, и многое другое. Поэтому работа с этими журналами актуальна не только для тех, кто выберет темы по краеведению, связанные с храмами, монастырями, но и для выбравших темы из других областей.

Работа с малоизвестными и не очень изученными источниками даст возможность учащимся представить материал, который почти никому неизвестен. Конечно, это будут только отдельные детали, отдельные факты, но и это должно сыграть свою роль. Учащийся осознает: подготовка к конференции – не условная игра, проходящая по заданию учителя, а действительно полезная работа.

Учащиеся работают с источниками, находят нужные сведения, составляют текст доклада. Все доклады проверяются и обсуждаются педагогом и учащимся (автором) вместе. После этого учащиеся выступают с докладами. Это может быть внутришкольная или районная ученическая конференция, выступление перед учащимися 6–10 классов, мероприятие в библиотеке, на которое могут прийти все желающие.

Наиболее интересные и качественно выполненные работы в напечатанном виде (если есть возможность, с фотографиями) могут быть оформлены в виде небольшой познавательной тематической выставки или общедоступной папки в школе или в библиотеке.

Если в классе есть учащиеся, которых намного больше привлекает работа с техникой, чем со словом, их можно привлечь к фотографированию и оформлению выставки или презентации с обязательным пояснением к фото, к работе над видеороликами и видеоматериалами по краеведению просветительского характера. Для такой работы ученики должны будут поработать с источниками, использовать сведения оттуда, а результаты своей работы могут представить не в виде текста, а в форме фото- или видеоматериалов, презентаций (на основе своих фото и своих находок) и т.п. Эти материалы также могут быть представлены в ходе ученических конференций и мероприятий в библиотеке.

Краеведческая конференция город Донецк


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: