Открытая ОД «Познавательное развитие»
В подготовительной к школе группе.
Воспитатель — Ахмедова Е.Я.
Тема: « Путешествие вокруг света»
Цель: расширение представлений детей о материках Земли, о их растительном и животном мирах.
Задачи:
Обучающая :
формирование у детей целостной картины мира;
формировать представление детей о жизни растений и животных в среде обитания,
о многообразии признаков приспособления к среде в разных климатических условиях (в условиях жаркого климата, пустыни, холодного климата);
дать детям представление о местоположении материков на карте;
активизировать словарь по данной теме.
Развивающая :
развивать познавательный интерес к многообразию природного мира на Земле;
развивать умение складывать фигуры животных из геометрических форм;
развивать умение характеризовать объект по размещению его в пространстве, замечать сходства и различия форм и величин.
Воспитывающая: воспитывать патриотизм, любовь к своей Родине;
воспитывать умение выслушивать, не перебивая, ответы сверстников и дополнять их; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость.
Словарь: названия океанов, материков, названия животных и растений, первооткрыватели, путешествия, путешественники, мореплаватели, ледокол, исследовательские станции.
Интеграция: Познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; развитие речи; социально-коммуникативное развитие.
Материалы и оборудование:презентация, ноутбук, проектор, экран, сундук, 6 замков, 6 ключей, карточки с символами России (матрешка, флаг России, картинки береза, фотография Кремля), картинки материков, карта, глобус, штурвал корабля;корзинка, в которой картошка, помидор, кукуруза, кофе и шоколад; игры «Танграм»
Предварительная работа: знакомство детей с картой и глобусом, с растительным и животным миром материков, природных зон через реализацию проекта «По материкам и океанам»
Ход НОД
I. Вводная часть.
Организационный момент:Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, легкий ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Я живу в родном краю,
Всех я вас приветствую!
В: Ребята! Сегодня к нам в детский сад прислали вот этот сундук. И просили передать его к нам в группу. (Дети осматривают сундук).
К нему прилагается письмо. Давайте присядем на стулья и прочитаем письмо (Воспитатель зачитывает письмо):
Внутри сундука находится сокровище, которое мы должны любить, беречь и охранять.
«Откроет клад сей только тот,
кто шар земной объедет без хлопот.
На свете много островов,
Так много, что не счесть…
А вот больших материков
Мы насчитаем (шесть).
Вы все их посетите — ключи от сундука найдите».
В:Что же там за сокровище? (Воспитатель выслушивает предположения детей).
Но открыть сундук мы этот не сможем. На нем замки и нам надо раздобыть ключи.
Что нам для этого надо сделать? (Ответы детей: отправиться в путешествие)
II. Основная часть Слайд 1
В. Я с вами согласна, и мы отправляемся в путешествие вокруг света, чтобы узнать больше о материках и получить необходимые нам ключи! Слайд 2
Мы с Вами будем первооткрывателями, как и путешественники в давние времена.
В. Вы помните, какой формы у нас Земля? (Воспитатель показывает глобус)
А что такое глобус? (модель Земли)
Слайд 3 В.Что такое материки? (выслушивает ответы детей)
У меня на столе разложены 6 бумажных материков, которые мы с вами, по мере изучения, будем помещать на нашей карте. Кто скажет, чем карта отличается от глобуса? (Воспитатель уточняет: глобус круглый , а карта — плоская, из бумаги, легче глобуса, ее удобнее брать с собой в путешествие)
В.- Ребята, вы, любите путешествовать? ( ответы детей).
Воспитатель — Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по странам и континентам.
Мы летим на самый маленький материк.
— А это что за материк? (Австралия) Прикрепляем материк на нашу карту.
В.- Ребята, а на каком виде транспорта мы будем путешествовать. (на самолете) Слайд 4
Я рада приветствовать вас, на борту самолета.Пристегните ремни безопасности, примите вертикальное положение: спина прямая, колени вместе, пятки на полу. ( Дети проверяют осанку.) Звучит звук взлетающего лайнера
Слайд 5 Да, действительно, мы попали в Австралию.
Рассказ детей о материке Австралия (Австралия, самый маленький материк. Там живут сумчатые животные. В Австралии очень много кроликов, живет утконос и собака Динго.)
Слайд 6 В: Какие деревья растут в Австралии? (эвкалипт, бутылочное дерево)
Слайд 7
В. Отгадайте загадки:
- Она в Австралии живет,
На обед траву жует.
У нее высокий рост,
Ей опорой служит хвост.
На двух лапках она скачет,
Малыша в кармане прячет.
Кто это? ( Кенгуру )
- Австралийский мишка
с круглыми ушами
Эвкалипта листья
может есть часами.(коала) - Он не птицей называется,
Хоть откладывает яйца,
У него утинный нос,
Зверь зовётся …(утконос). - Колючий зверь, яйцо снесёт
И в сумке кожаной несёт.
Он без зубов, он безобидный,
Ест муравьёв, зовут
(ехидна).
В:Как их можно назвать одним словом? (сумчатые)
Слайд 8 Д/У «Назови птиц» (казуар, пеликан, страус Эму, киви, райская птица)
( Получаем ключ)
В:Мы отправляемся на самый холодный материк. Как он называется? (Антарктида)
Прикрепляем материк на карту.
На чем мы туда можем добраться, ведь он окружен льдами? (На ледоколе) Слай9
— Что-то холодом повеяло? Мы с вами оказались еще на одном материке.
Слайд10
Рассказ детей о материке Антарктида. (Антарктида, самый холодный материк. В Антарктиде не живут люди.Температура воздуха до 80 градусов, а толщина льда с 10 этажный дом. Слайд11 Там работают ученые-полярники, которые проводят исследования. Слайд 12 В Антарктиде живут пингвины. Это птицы, но они не летают, но зато хорошо плавают и ныряют. Пингвины высиживают птенцов прямо на льду, держа яйцо в жировых складках. Слайд13В Антарктиде живут тюлени, морские котики, морские слоны. В морях материка плавают касатки, синий кит. Долетает туда выносливая птица- альбатрос.
Д/У «Птицы, животные и растения Антарктиды»
В:Ребята, я буду перечислять названия птиц, животных и растений, а вы внимательно слушайте. Если я называю обитателя Антарктиды, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то прячете руки за спину. ( Пингвин, медведь, тюлень, мхи и лишайники, береза, альбатрос, северный олень, касатка, синий кит, заяц, морской котик)
( Получаем ключ)
Релаксация «Шум моря»
— Сядем в круг, закроем глаза и представим удивительный образ моря. Солнце касается нас своими теплыми лучами… Дует легкий ласковый ветерок…Волна нахлынула на берег, и с тихим шелестом медленно ушла обратно, сегодня она нам расскажет много интересного. Сделаем глубокий вдох и выдох.
— Откроем глаза и посмотрите, что за материк перед нами? Слайд14
В:Материк лежит большой-
Самый жаркий и сухой. (Африка) Крепим материк.
Слайд15 Рассказ детей о материке Африка. (Африка — самый жаркий материк. Там много пустынь. Самая большая пустыня Сахара. Ее называют «королевой пустынь». А верблюды – это «корабли пустыни». На материке Африка есть джунгли. Там живут обезьяны. В саванне живут бегемоты, носороги, крокодилы, слоны и самое высокое животное жираф.)