Лекции виды и требования

СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ

СИСТЕМА ВУЗОВСКОЙ УЧЕБНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

ЛЕКЦИИ Виды и требования

Издание официальное

Сибирский государственный технологический университет

Красноярск

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН секцией активных методов обучения Методического совета и отделом стандартизации Сибирского государственного технологического университета.

Ответственные исполнители В.В. Силин и В.Ф. Харин.

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом ректора № 280-0 от 01.06.2001 г.

3 Требования стандарта отвечают требованиям системы обеспечения качества, управления процессом учебно-методической деятельности вуза.

4 Введен впервые.

Содержание

1 Область применения 3

2 Нормативные ссылки 3

3 Общие положения 3

4 Структура лекции 5

5 Критерии оценки качества лекции 5

СТАНДАРТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Система вузовской учебной документации ЛЕКЦИИ Виды и требования

Дата введения 2001-06-01

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на лекции по учебным дисциплинам любого профиля.

Стандарт устанавливает требования к видам, структуре и оценке качества лекций.

Стандарт предназначен для преподавателей Сибирского государственного технологического университета, обеспечивающих проведение лекционных занятий.

2 НОРМА ТИВНЫЕ ССЫЛКИ

СТП 3.4.001-01 Система вузовской учебной документации. Основные положения.

СТП 3.4.002-01 Система вузовской учебной документации. Формы организации учебного процесса в вузе.

3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1.Лекция — метод обучения, одна из основных организаций учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала. Предшествует всем другим формам организации учебного процесса; позволяет оперативно актуализировать учебный материал курса.

3.2Цель лекции — организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины.

З.ЗЗадачи лекции:

• обеспечивать формирование системы знаний по учебной дисциплине;

• учить умению аргументированно излагать научный материал;

• формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

• отражать новые знания, еще не получившие освещение в учебниках и учебных пособиях;

• оптимизировать все другие формы организации учебного процесса с позиций новейших достижений науки, техники и технологии.

3.4Функции лекции-.

• информационная — изложение системы знаний;

• мотивационная — формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста;

• ориентировочная — обеспечение основы для дальнейшего усвоения учебного материала;

• воспитательная — формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развитие интереса к учебной дисциплине, содействие активизации мышления студентов.

3. SB иды лекции, В практике работы вузов принято выделение следующих видов лекций:

1 По целевому назначению курса:

1.1 Лекции, составляющие вводные курсы,

1.2 Лекции, составляющие общий систематический курс:

1.2.1 Вступительные или вводные лекции,

1.2.2 Основные лекции,

1.2.3 Заключительные лекции,

1.3 Лекции, составляющие обзорные курсы,

1.4 Лекции, составляющие специальные курсы.

2 По форме обучения:

2.1Установочные лекции,

2.2 Эпизодические (разовые) лекции,

2.3 Обзорные лекции.

3 По форме организации:

3.1 Информационная лекция,

3.2 Проблемная лекция,

3.3 Лекция-визуализация,

3.4 Лекция-вдвоем,

3.5 Лекция с заранее запланированными ошибками,

3.6 Лекция-пресс-конференция,

3.7 Лекция-дискуссия,

3.8 Лекция-беседа,

3.9 Лекция с применением обратной связи,

ЗЛО Лекция с опорным конспектированием.

3.11 Другие формы.

4 СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ

4.1 Элементы лекции. К типичным структурным элементам лекции относятся: вступление, основная часть, заключение.

4.1.1 Вступление — часть лекции, цель которой — заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала. В его состав входят:

• формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности, цели лекции;

• изложение плана лекции, включающего наименования основных вопросов, подлежащих рассмотрению на лекции;

• характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для организации самостоятельной работы студентов;

• ретроспекция-напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции, связь их с новым материалом, указание на его роль, место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук.

4.1.2 Основная часть — изложение содержания лекции в строгом соответствии с предложенным планом. Включает раскрывающий тему лекции концептуальный и фактический материал, его анализ и оценку, различные способы аргументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений. Определяется видом лекции.

4.1.3 Заключение — подведение общего итога лекции, обобщение материала, формулировка выводов по теме лекции; ответы на вопросы студентов.

5 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КА ЧЕСТВА ЛЕКЦИИ

Анализ качества лекции предполагает оценку содержания, методики чтения, организации лекции, руководства работой студентов на лекции, лекторских данных преподавателя, результативности лекции.

5.1 Критерии оценки содержания лекции:

• соответствие темы и содержания лекции тематическому плану и учебной программе курса;

• научность, соответствие современному уровню развития науки;

• точность используемой научной терминологии;

• информативность; раскрытие основных понятий темы; сочетание теоретического материала с конкретными примерами;

• реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений;

• реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей;

• связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;

• соотношение содержания лекции с содержанием учебника (излагается материал, которого нет в учебнике; разъясняются особо сложные вопросы; дается задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику, пересказывается учебник и т.п.).

5.2 Критерии оценки методики чтения лекции:

• дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм и методов изложения материала;

• структурированность содержания лекции: наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части лекции;

• акцентирование внимания аудитории на основных положениях и выводах лекции;

• рациональное сочетание методических приемов традиционной педагогики и новых методов обучения (проблемного, программного, контекстного, дея- тельностного и др.);

• логичность, доказательность и аргументированность изложения;

• ясность и доступность материала с учетом подготовленности обучаемых;

• соответствие темпов изложения возможностям его восприятия и ведения записей студентами;

использование методов активизации мышления студентов;

• использование приемов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т.п., подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце каждой лекции);

• использование записей на доске, наглядных пособий;

• использование раздаточного материала на лекции;

• использование технических средств обучения.

5.3 Критерии оценки организации лекции:

• соответствие лекции учебному расписанию;

• четкость начала лекции (задержка во времени, вход лектора в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т.п.);

• посещаемость лекции студентами;

• дисциплина на лекции;

• рациональное распределение времени на лекции;

• соответствие аудитории, в которой проводится лекция, современным нормам и требованием (достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление и т.п.);

• наличие необходимых средств наглядности и технических средств.

5.4 Критерии оценки руководства работой студентов на лекции:

• осуществление контроля за ведением студентами конспекта лекций;

• оказание студентам помощи в ведении записи лекции (акцентирование изложения материала лекции, выделение голосом, интонацией, темпом речи наиболее важной информации, использование пауз для записи таблиц, вычерчивания схем и т.п.);

• просмотр конспектов лекций студентов (до, во время, после лекции);

• использование приемов поддержания внимания и снятия усталости студентов на лекции (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы, рассказы из жизни замечательных людей, из опыта научно-исследовательской, творческой работы преподавателя и т.п.);

• разрешение задавать вопросы лектору (в ходе лекции или после нее);

• согласование сообщаемого на лекции материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работ студентов.

5.5 Критерии оценки лекторских данных преподавателя:

• знание предмета;

• убежденность;

• эмоциональность, манера чтения (живая, увлекательная, монотонная,

скучная);

• степень использования опорных материалов при чтении лекции (обращение к конспекту или тексту лекций, свободное владение материалом);

культура речи;

• речевые данные, дикция;

внешний вид;

• манера поведения, умение держаться перед аудиторией;

• контакт со студенческой аудиторией (хороший, недостаточный, отсутствует);

• отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.);

• отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое, равнодушное и т.п.);

5.6 Критерии оценки результативности лекции:

• степень реализации плана лекции (полная, частичная);

• степень полноты и точности рассмотрения основных вопросов, раскрытие темы лекции;

• информационно-познавательная ценность лекции;

• воспитательное действие лекции.

СИСТЕМА ВУЗОВСКОЙ УЧЕБНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Лекции Виды и требования

Издание официальное

Силин Владимир Викторович Харин Владимир Федорович

Редактор РИО Г.А. Маслакова

Подписано в печать Сдано в производство

Формат 60 х 84 1/16. Бумага типографская. Печать офсетная. Усл. печ. л. Уч.-изд. л. Тираж экз. Изд №

Заказ № Лицензия ЛР №020346. 20.01.97 г.

Редакционно-издательский отдел СибГТУ. 660049, г. Красноярск, пр. Мира, 82, типография СибГТУ.

Фрагменты лекции «Виды уборки, требования, контроль качества» эпидемиолога ДГКБ 5 Галактионовой Е.В.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: