Конспект лекции № 3 (см. слайды)
Тема: Логические основы риторики
Ключ к ораторскому искусству лежит в логике
М. В. Ломоносов
С вопросами убедительности и логичности речи тесно связан вопрос о расположении в ней материала. Логика в выступлении – это логичность рассуждения, под которым следует понимать ясность основных понятий и утверждений, отсутствие противоречий и несогласованностей, последовательность переходов от одной мысли к другой, аргументированное изложение материала. В риторике данная сторона выступления рассматривается в риторической диспозиции (развертывании) – искусство организации сообщения, называется оно искусством композиции.
Риторические композиции были разработаны в ориентации на судебную речь как образец.
Композиция– построение речевого произведения, расположение и последовательность в нем частей. Она рассматривает не только то, как построить материал, в какой последовательности излагать ту или иную мысль, но и то, каким образом связать данные части, какие фразы для этого использовать, какие приемы следует использовать для наибольшей убедительности, лучшей эффективности в восприятии материала. Существует определенное требование к построению: установление четкого членения сообщения и обеспечения внутренней связности между его частями.
Для судебной речи характерна, как правило, универсальная композиция, состоящая из трех частей (имеющая трихоматическое членение). В нее обычно включают введение, основную часть и заключение. Рассмотрим подробно каждую из указанных частей.
1. Введение выполняет несколько основных функций:
§ привлекать внимание слушателей (введение – реклама);
§ настраивать аудиторию на позитивное восприятие речи («вербовка союзников»);
§ готовить почву для разработки темы (презентация темы).
Во ведении-рекламе судебный оратор использует призыв, реферирующий к обстоятельствам «здесь» и «сейчас». Цель: выявить потребности и интересы аудитории и, воспользовавшись моментом, привлечь внимание к тому аспекту события, который остался вне поля зрения присутствующих.
Для введения «вербовка союзников» характерно использование двух основных тактик:
1) тактика снятия противоречий (снять противоречие – значит игнорировать его). «Поскольку у меня нет оснований сомневаться в вашем интересе к…», «Давайте постараемся разобраться в этом вместе…» — вот характерные фразы, которые использует оратор;
2) отложительная тактика: говорящий может упомянуть о многоликости истины, о тщетности односторонних характеристик с целью стимулировать у слушателей терпимости к противоположной точки зрения, «усыпить» бдительность, выразить чужую точку зрения как свою.
Презентация темыиспользуется в конвенциональных речевых ситуациях, т. е. когда слушатели ожидают конкретной речи от конкретного лица.
2. Основная часть в судебной речи является двухэелементной: состоит из изложения и аргументации.
Изложение – презентация заранее отобранных фактов. Оратору предстоит показать, что за проблему он намерен представить перед судом. Презентация фактов подчинена критерию релевантности (целесообразности) – критерий меры, предохраняющий от излишнего количества подробностей и от недостатка существующих сведений.
Модели (типы) изложения
1. Линейная (хронологическая, естественная) композиция предполагает выстраивание событий в линию, так, как они происходили в реальной действительности: от более раннего события к более позднему, от причины к следствию.
Слушатель при такой подачи материала чувствует себя предельно комфортно, т. к. ему не приходится проделывать работы по вычленению автора из сообщения, т. е. решать вопрос о том, где здесь факт, а где работа автора с фактом.
Однако такая схема является малоэффективной, т. к. не происходит напряженной совместной коммуникативной работы говорящего и слушающего.
2. Искусственная композиция выполняет задачу заставить слушающего со вниманием следить за ходом мысли говорящего, стимулировать интерес, вызвать появление критического отношения к содержанию речи.
Предполагает использование нескольких методов построения материала.
1) дедуктивный метод – движение от общего к частному, поиск подтверждений высказанному ранее обобщению; «козыри» (сильные аргументы) предъявляются в последнюю очередь;
2) индуктивный метод– репрезентация частного случая, на основе которого делается общий вывод, на первый план выставляется единичное, которое в дальнейшем представляется как общее;
3) метод аналогии– один из вариантов индукции, предполагающий сопоставление фактов, явлений, событий в целях перенесения закономерности, выявленной при анализе хорошо изученного объекта на менее изученный объект;
4) стадиальный метод(напоминает хронологический) отвечает не логике события, но логике движения мысли. Говорящий относится к каждому следующему пассажу как к пассажу, который необходимо закончить, прежде чем переходить к другому;
5) концентрический метод– освещение проблемы (или группы однородных проблем), вокруг которых строится сообщение.
Задача каждого виртуозного оратора состоит в умелой комбинации нескольких методов.
Аргументация – доказательство предполагает искусство подбора веских подтверждений сказанному; а также искусство ведения дискуссии.
Элементы доказательства: тезис, аргумент, демонстрация.
Тезис – положение, нуждающееся в доказательстве. Необходимо помнить следующее:
а) высказать тезис – значит взять на себя обязательства привести доводы в пользу его истинности;
б) тезис выносится на обсуждение, поэтому он должен предполагать базу для дальнейших рассуждений.
Предмет доказывания в суде: события преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); виновность обвиняемого в совершении преступления; обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого и др.
Аргумент – довод, являющийся обоснованием тезиса.
Аргумент и доказательство не одно и то же. Аргументация выполняет коммуникативную функцию, а доказательство – познавательную.
«Материал» аргументов выводится из показаний свидетелей, показаний подозреваемого, заключения эксперта, вещественных доказательств, протоколов следственных и судебных действий.
Доказательство обращено к тезису и ставит целью обосновать истинность, аргументация (внушение) обращена к адресату и ставит цель заставить принять предлагаемые идеи.
Существует различное множество аргументов, различные их классификации. Например, аргументы к логике, аргументы к пафосу и др. (см. документ «виды аргументов»).
Доказательство может быть прямым и косвенным. При прямом доказательстве тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных построений; при косвенном происходит обоснование истинности тезиса посредством опровержения противоречащего положения – антитезиса.
Ценность аргументов во многом зависит от того, насколько они удовлетворяют требованиям логики. Соблюдение логических законов обеспечивало комфортность условий речевого взаимодействия, когда собеседники придерживаются сложившихся норм коммуникации.
Логические законы в риторике
1. Закон тождества «Всякая сущность совпадает сама с собой»
«Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание, т. е. быть тождественна сама себе».
Распространяется на одно речевое целое и включается тогда, когда в его составе предметные границы начинают смещаться. Делая сообщение о неприменимости телесных наказаний, нельзя включать примеры, когда они шли кому-нибудь на пользу.
Во время рассуждения недопустимо один предмет мысли подменять другим, нельзя отождествлять различные мысли, а тождественные мысли принимать за различные.
Например, речь идет о низком качестве выполненной работы. Некоторые коллеги, защищая, начинают говорить о трудолюбии работника.
2. Закон противоречия «Никакое суждение не может быть одновременно истинным и ложным».
Закон предохраняет говорящего и слушающего от тупиковых ситуаций, когда по поводу одного и того же предмета высказываются два прямо противоположных суждения.
Например, является ли суждение «Все женщины праведницы» одновременно истинным и ложным? Оно включает различные понятия (аргументы). Можно также утверждать, что все женщины грешницы.
Сфера действия закона – речевая практика. К реальным противоречиям он не относится.
Суждение и его отрицание не может быть одновременно истинным (если не относится к разным лицам).
Логическое противоречие недопустимо в речи судебного оратора. Он должен последовательно отстаивать высказанную точку зрения.
Если логическое противоречие замечено, следует обратить на него внимание оппонента и всех присутствующих.
3. Закон исключенного третьего «Из двух высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно»
Распространяется на противоречащие аргументы. Главное требование: точность противопоставления.
В ответ на вопрос бандита: «Кошелек или жизнь?» жертва, подумав, задает встречный вопрос: «Простите, не могли бы вы предложить мне на выбор что-нибудь еще?». (Жизнь или смерть)
4. Закон достаточного основания «Всякое принимаемое суждение должно быть надлежащим образом обосновано»
Если выдвигается обвинение против какого-либо лица, то следует привести убедительные доказательства, подтверждающие его виновность. Адвокат, защищая своего клиента, тоже обязан обосновать свою позицию.
Демонстрация (показывание)– состав суждений и форма их предъявления, которые определяют состоятельность всей конструкции.
Продемонстрировать доказательство – значит предъявить тезис и аргументы, на него работающие.
Корректная демонстрация
Включает 4 закона логики, предполагает использование теории аргументации
Некорректная демонстрация
Использует тропы и фигуры, сознательное введение адресата в заблуждение.
У недостаточно подготовленного оратора: логические ошибки (паралогизмы) вследствие неточного определения и деления понятий, а также логические ошибки дедуктивного и индуктивного вывода; силлогические ошибки (см. в учебнике Введенской на стр. 398 – 403).
Заключение
1) элегантный финал: шутка, цитата, самохарактеристика (демонстрирующая скромность оратора), образ (соотнесенный с речью в целом), обрывание речи. цель: контраст между корпусом речи и финалом, произвести глубокое впечатление;
2) целесообразный финал – построить мост между основной частью и заключением, помогая слушателям выйти из речевой ситуации в нужном для оратора направлении.