МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Исторический факультет
УТВЕРЖДАЮ
_______________________
«______» ________________2011г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Этнология и социальная антропология
История
Профиль подготовки
_____________________________________
Степень выпускника
БАКАЛАВР
Форма обучения
Очная
Ижевск 2011
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Характеристика профессиональной деятельности бакалавра. Область профессиональной деятельности бакалавров включает:
работу в высших учебных заведениях, образовательных учреждениях
среднего профессионального образования, архивах, музеях, в экспертно-
аналитических центрах, общественных и государственных организациях
информационно-аналитического профиля, в средствах массовой информации (включая электронные), органах государственного управления и местного
самоуправления, в туристическо-экскурсионных организациях.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: исторические процессы и явления в их социокультурных, политических, экономических измерениях и их отражение в исторических источниках.
Бакалавр по направлению подготовки 030600 Историяготовится к следующим видам профессиональной деятельности:
педагогическая;
научно-исследовательская;
культурно-просветительская;
экспертно-аналитическая;
организационно-управленческая.
Основные виды профессиональной деятельности выпускника связаны с работой в качестве преподавателя, научного работника, сотрудника архивов, музеев, библиотек, эксперта и аналитика, государственного и муниципального служащего, творческого работника СМИ, специалиста по историко-культурному и познавательному туризму.
Требования к результатам освоения программы бакалавриата по направлению подготовки:
выпускник должен обладать следующими общекультурным компетенциями:
владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
способностью находить организационно — управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);
способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способностью к социальной адаптации (ОК-6)
способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
осознанием социальную значимость своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);
использованием основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);
способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);
готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этнонациональные, религиозные и культурные различия (ОК-11);
способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);
способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики, элементы естественно-научного и математического знания (ОК-13);
осознанием сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-14);
имением навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-15);
способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-16);
владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-17);
Выпускник должен обладать следующими профессиональными
компетенциями в научно-исследовательской деятельности:
способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии и этнологии (ПК-2), источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3), теории и методологии исторической науки (ПК-4);
способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);
способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);
способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);
способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8);
способностью к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);
способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);
в педагогической деятельности:
умением применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательном учреждении (ПК-11);
в организационно-управленческой деятельности:
способностью к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления (ПК-12);
способностью к работе с базами данных и информационными системами (ПК-13);
в культурно-просветительской деятельности:
способностью к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14);
в экспертно-аналитической деятельности:
способностью к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации (ПК-15).
Курс входит в профессиональный базовый цикл ООП бакалавриата.
Курс адресован бакалаврам первого года обучения.
Изучению курса предшествуют следующие дисциплины: Археология, История первобытного общества.
Для успешного освоения курса должны быть сформированы общекультурные и профессиональные компетенции на продвинутом уровне.
Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению дисциплин по профилю «Этнология» в цикле профессиональной, вариативной части ООП бакалавриата.
Программа курса построена регионально-географически.
В курсе выделено несколько разделов/тем: основные проблемы этнологической науки; классификация народов мира; знакомство с этнографией конкретных народов; современные тенденции развития этнологии.
Курс имеет практическую часть в виде семинарских занятий.