Методические основы подготовки практических занятий в высшей школе
Одним из важнейших заданий педагогической практики аспирантов является самостоятельное проведение аудиторных занятий со студентами, в первую очередь семинаров, практических и лабораторных занятий.
Задачи практических занятий:
– закрепление и расширение знаний студентов;
– развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления, творческой активности;
– логическое осмысление самостоятельно достигнутых результатов;
– получение навыков рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм деятельности.
Практические занятия делятся на:
a) ознакомительные — закрепление и конкретизация изученного теоретического материала;
b) аналитические — получение новой информации на основе формализованных методов;
c) творческие — получение новой информации путем самостоятельно выбранных подходов решения задач.
Структура практического занятия:
I. Вводная часть — подготовка студентов к работе:
– формулировка темы, цели и задач занятия;
– рассмотрение связей данной темы с другими темами курса и с профессиональной подготовкой студентов;
– краткое изложение теоретической базы;
– характеристика особенностей заданий и объяснение методов их выполнения;
– требования к результату работы;
– вводный инструктаж по технике безопасности при эксплуатации технических средств;
– проверка готовности студентов к выполнению заданий.
II. Основная часть — самостоятельное выполнение заданий студентами:
– ответы на вопросы студентов, объяснения и устранение трудностей по ходу выполнения работы;
– текущий контроль и оценка результатов;
– помощь в работе с оборудованием.
III. Заключительная часть — оценка результатов и подведение общих итогов занятия:
– ответы на вопросы;
– выдача рекомендаций по улучшению показателей работы студентов;
– сбор отчетов студентов для проверки;
– изложение сведений о подготовке к выполнению следующей работы, в частности, о подлежащей изучению учебной литературе.
Вводная и заключительная части лабораторного (практического) занятия проводятся фронтально. Основная часть – индивидуальная или групповая работа студентов.
Методические рекомендации к выполнению задания
В программу педагогической практики кадров высшей квалификации входит:
1. Разработка методической документации, необходимой для проведения аудиторных занятий по учебной дисциплине, модулю (или его части), общим объемом 16 ч.
2. Проведение аудиторных занятий, включая лабораторные и практические, с применением современных образовательных технологий, технологических средств и методов обучения, общим объемом 16 ч.
Проведение занятий со студентами – важная часть учебно-методической деятельности вузовского преподавателя. Перед каждым самостоятельным занятием практиканту необходимо написать план-конспект практического занятия. Для этого следует:
1. Проработать:
– ФГОС ВО для данной специальности;
– утвержденную кафедрой рабочую программу учебной дисциплины;
– учебно-методический комплекс по данной дисциплине;
– учебники, методические пособия и лабораторные практикумы по дисциплине;
– тему и цель занятия.
2. Подобрать:
– задачи, упражнения, практические задания;
– лабораторное оборудование;
– ЦОР по выбранной теме;
– методику и технологию подачи материала.
3. Ознакомиться со студенческой группой и ее уровнем успеваемости.
Желательно перед проведением занятий посоветоваться с основным преподавателем, ведущим данную дисциплину, и куратором студенческой группы.
План-конспект по проведению практического занятия должен (может) содержать:
a) тему и дидактическую цель занятия;
b) изучаемые проблемы и их место в учебном курсе;
c) список рекомендованной литературы;
d) план занятия с примерным расчетом времени на обсуждение каждого вопроса;
e) тезисы вступительного слова: значение темы, важнейшие теоретические вопросы, порядок работы на занятии;
f) вопросы на повторение пройденного материала, которые будут заданы аудитории;
g) краткое содержание учебных заданий;
h) перечень действий студентов при рассмотрении каждого вопроса;
i) список необходимого лабораторного оборудования, раздаточного материала, ТСО, ЦОР;
j) применяемые методы оценивания работы студентов;
k) наиболее характерные ошибки студентов, способы и сроки их устранения;
l) задания для самоподготовки;
m) тезисы заключительного слова: итоги и оценка занятия в целом, разбор действий студентов и их оценивание, обобщение наиболее сложных вопросов, выводы по теме;
n) тема проведения очередного занятия и задания к нему.