Учебно-методический комплекс
по модулю ДПП.Ф.11.7 «Методика преподавания изобразительной деятельности»
Факультет: дефектологический
Специальность олигофренопедагогика (031700)
Кафедра: Специальной педагогики и специальной психологии
Составитель:
Кузнецова Г.В. канд. пед. наук,
доцент кафедры специальной педагогики
и специальной психологии
Москва-2012
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова
Утверждаю зав.кафедрой
И.Ю. Левченко (ФИО)
Решение заседания
кафедры Протокол № 1
«03» июля 2012г.
Программа дисциплины«Методика преподавания изобразительной деятельности»
Специальность олигофренопедагогика (031700)
Составители: Кузнецова Г.В. канд. пед. наук., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Москва-2012
Методика обучения ИЗО включает в себя знания по организации, содержанию обучения и практические знания по основам трудового обучения в специальной коррекционно-образовательной школе. Дисциплина опирается на знания по: общей, возрастной и специальной психологии и общей и возрастной педагогике. Согласно государственному образовательному стандарту основным направлением по курсу является формирование теоретических и практических знаний и умений и организация коррекционно-развивающего обучения.
Основные цели и задачи курса подготовка учителя — олигофренопедагога к проведению изобразительной деятельности. Формирование знаний по теоретическим вопросам и предметно-практической деятельности в специальной (коррекционной) школе; осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой, реализация личностно-оринтированного к оборудованию и развитию детей; воспитание у них творческого подхода к решению педагогических вопросов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Изобразительная деятельность имеет большое значение для развития детей с нарушениями речи, их обучения и эстетического воспитания, поэтому «Методика преподавания изобразительной деятельности» может быть отнесена к числу учебных дисциплин, наиболее значимых для профессиональной подготовки учителей-логопедов.
Центральная задача курса «Методика преподавания изобразительной деятельности» — знакомство будущих специалистов с основами теории и практики изобразительной деятельности, а также овладение методами и приемами коррекционно-образовательной работы, направленной на активизацию речевой и умственной деятельности, устранение или сглаживание психофизических недостатков детей с первичными нарушениями речевого развития, формирование творческих способностей и эстетическое воспитание. Успешному решению этой задачи способствует сама природа изобразительной деятельности.
Теоретическая и практическая подготовка будущих учителей-логопедов должна осуществляться по двум направлениям. Первое направление предполагает формирование у них основ изобразительной грамоты, усвоение закономерностей и методики построения реалистического рисунка. Второе направление — обучение студентов методике проведения занятий и уроков по изобразительному искусству в дошкольных учреждениях и школах для детей с проблемами в развитии.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
В результате прохождения настоящего курса студента должны овладеть знаниями о:
— специфике и характерных особенностях разных видов изобразительной деятельности;
— закономерностях становления и развития изобразительной деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста;
— коррекционно-развивающем потенциале изобразительной деятельности и способах его реализации в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с проблемами в развитии;
— задачах, содержании, методах и формах знакомства с изобразительным искусством и овладения основами изобразительной деятельности детьми с проблемами в развитии;
особенностях формирования эстетических чувств и представлений у детей с нарушенным речевым развитием;
Будущий учитель-логопед должен владеть основами изобразительной грамоты, графическими умениями и навыками, а также умениями:
— планировать и проводить занятия (уроки) по изобразительному искусству в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях с учетом индивидуально-типологических особенностей и потребностей развития детей;
— использовать возможности изобразительного искусства в целях коррекции (нивелирования) недостатков психофизического развития детей с нарушениями речи, активизации и совершенствования их речевой и познавательной деятельности, развития анализирующих и творческих способностей, формирования эстетических чувств и представлений.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Программа предусматривает проведение лекционных, семинарских и практических занятий. Самостоятельная работа студентов при изучении данного курса направлена на углубление знаний студентов по отдельным разделам программы.
В содержание курса включено два раздела:
— общие вопросы методики изобразительной деятельности, в котором раскрываются понятие изобразительного искусства, виды изобразительного искусства, развитие изобразительной деятельности.
— частные вопросы методики изобразительной деятельности. Второй раздел рассматривает методы и приемы обучения изобразительной деятельности, методики обучения изобразительной деятельности детей с проблемами в развитии.
Каждый раздел завершается контрольными вопросами, которые дают возможность оценить степень усвоения учебного материала, предлагается список литературы, ориентированный на изучение вопросов по данной проблеме.