Методические рекомендации по реализации комплекса театральных этюдов

В данных этюдах разыгрываются ситуации, систематизированные по темам, а так же по степени возрастающей трудности. Мы рекомендуем начинать комплекс упражнений — этюдов с более доступных примеров, цель которых сформировать творческую личность ребенка средствами театральной педагогики.

v Задачами данных этюдов для основы сценического движения будут: воспитание воли, тренировка психофизических качеств и обучение двигательным навыкам.

v Каждое занятие целесообразно вести с группой в 8-12 человек, продолжительность занятий — 45 минут. А сами этюды исполняются 5-10 мин. В помещении должна быть возможность поместить группу на стульях, полукругом вокруг ведущего. Хорошо если в комнате будет стоять стол, какая-то мягкая мебель (кресло, диван, банкетка), музыкальный инструмент, достаточно света и достаточно звукоизоляция от громких шумов за дверью и окном.

Напомним, ученики садятся полукругом. Такое положение наиболее удобно для проведения упражнений, так как руководитель хорошо видит всех участников кружка, а они — руководителя и друг друга. В этюдах задания для детей должны быть выполнимы, а задачи конкретными и понятными. Именно правильное выполнение и есть основа в процессе обучения. Требовательность руководителя и его умение заметить каждую погрешность вызывают серьезное отношение к заданию, заставлять учеников мобилизовать все силы и внимание на точное выполнение, а иногда рождают чисто спортивный азарт. Азарт — это уже увлеченность, захваченность заданием, а чем больше заинтересованы учащиеся занятием, тем полнее и явственней проявляются их индивидуальные особенности и возможности.

Исполнение этюда требует ряд логических обоснованных и взаимосвязанных действий в предлагаемых обстоятельствах. Содержание этюда может быть самым разнообразным, но не должно выходить за пределы понятных ситуаций, знакомых ребятам по их собственному опыту и наблюдениям. Необходимо, чтобы ученики в исполнении этюда вносили выдумку, развивали предложенную руководителем тему, находили интересные приспособления, новые подробности и детали.

v В процессе работы над театральными этюдами, можно выделить основные направления по реализации педагогических задач:

  • Воспитать у учащихся потребность увлеченно и целеустремленно выполнять любое, самое простое физическое задание. Освободиться от самой боязни и зажимов, можно только воспитав способность увлеченно действовать при выполнении любой сценической задачи. В предмете, цель может быть достигнута также благодаря правильному применению принципов основной методики. Так же от самоуверенности детей.
  • Привить школьнику чувство ответственности за каждое выполняемое им на сцене действие, и даже отдельные движения. Требовательность педагога на уроках к точному, активному выполнению движений, помогает выработать чувство ответственности, столь необходимое для точного выполнения каждого задания.
  • Как правило, двигательные возможности у большинства учеников уже в самом начале работы по воспитанию движения раскрываются быстро и активно, сразу создавая верную психологическую настройку, увлеченность предметом, вызывая веру в свои силы. Если активность и повышенный эмоциональный тонус будут на каждом уроке в течение всего учебного периода, то и фактические результаты окажутся весьма высокими; у учащихся появится потребность в ярком, многокрасочном выполнении всех упражнений и убежденность в возможности двигаться и действовать именно так.
  • Научиться связывать между собою словесные и физические действия. Навык взаимодействия между словом и движением создается специальными упражнениями, но успех подготовки решается не самими упражнениями, а главным образом верной методикой их применения. В театральном учебном заведении правильное взаимодействие между речью и движением является важнейшими и труднейшими педагогическими задачами при обучении драматическому искусству. На овладение всем этим уходит значительное время.

Продуктивность упражнений в этюде, во многом зависит от того, насколько ответственно к ним относятся дети.

Рассмотрим из комплекса этюдов несколько упражнений более подробно:

Этюд «Уличный фотограф»

Упражнение индивидуального тренинга, развивающего зрительную память и навыки наблюдательности. При постановке данного этюда перед исполнителем стоит задача: «Воспроизвести только что сделанный снимок»

Установка: вы идете по улице, упражняетесь в мгновенном фотографировании. Вот навстречу вам идет человек. Направьте на него объектив и через секунду отведите. Сразу же восстановите изображение в памяти, а затем сверьте снимок с оригиналом, как в фотографии:

Снимаем — печатаем — рассматриваем.

Точно так же упражняйте память на фотографии щитов с афишами, витрин магазинов, домов. Ваш глаз должен уметь за секунду точно запечатлеть изображение во всех подробностях. Вернее, глаз — то ваш это умеет, он все время только так и делает. А вот осознать запечатленное памятью изображение мы не всегда умеем. Такое умение надо тренировать.

Этюд «Зеркало»

Для постановки этого этюда нужна пара, задание заключается в следующем: необходимо встать паре друг против друга. Один — «Человек», другой — Зеркало». Пусть Человек делает то, что обыкновенно делает перед зеркалом: причесывается, бреется, «наводит косметику», примеряет костюм. Зеркало обязано точно отразить все действия Человека.

У Человека есть, конечно, конкретная цель его действий: допустим, он причесывается и приглаживается, готовясь к встрече, он бреется наспех, боясь опоздать на занятия; он примеряет новый костюм или платье. Он живет в кругу своих вымышленных обстоятельств и верит в них.

Студиец, играющий отражение- Зеркало, воспроизводит все подробно и тщательно, надо, чтобы в нем отразилось и внутренняя жизнь Человека, надо угадать его цели (хотя бы приблизительно!), надо жить его мыслями (предполагаемыми вами). Это упражнение носит принципиальный характер, ибо в нем, кроме работы над вниманием и воображением, осуществляется переход к постижению внешних и внутренних проявлений поведения другого человека, — начало постижения характерности. Упражнение, если оно выполняется достаточно уверенно большинством группы, стоит усложнить, назвав его Кривым зеркалом, отражающим тот или иной взгляд отражения» на действия отражаемого — их интерпретацию. Педагогу стоит обратить внимание на то, что часто ученики выбирают путь наименьшего сопротивления, пародируя внешние признаки поведения объекта. Желание рассмешить аудиторию, присущее любому актеру, не вредно, само по себе, но стоит обратить внимание на то, какими средствами оно достигается. Следует обратить внимание на необходимые волевые качества, которые помогают точно понять и выполнить задачу:

Максимальное внимание

Сосредоточение на подробностях

Отношение к действиям партнера, создающее «кривизну зеркала»

Чувство перспективы действия

Оговоримся, чаще всего для того, чтобы упражнение не вышло скомканным, надо дать исполнителям предварительно оговорить хотя бы схему физических действий и стоящих за ними событий. Это дает верное направление фантазии и помогает не думать о следующем шаге в этюде.

Поменяйтесь ролями.

В этом упражнении стоит достичь, прежде всего, взаимосвязи и взаимозависимостью партнеров.

Этюд «Тень».

Парный этюд. Ребята выбирают партнера. Молча договариваются — кто будет Человеком, а кто тенью. Человек ходит по комнате, как по лесу, собирает грибы, рвет ягоды, ловит бабочек. Второй будет его Тенью, он ходит за спиной Человека и повторяет в точности все его движения. Повторяя движения Человека, Тень должна действовать в том же ритме и в том же самочувствии. Мало повторять движения, надо еще попытаться проникнуть в мысли Человека, догадаться о целях его действий, уловить его сегодняшнее физическое самочувствие.

Этюд Разные отношения

В этом этюде участвуют четыре человека. Один и трое, каждый из них разные по отношению к одному из участников.

Условие: к разным людям мы относимся по разному, представим себе что вчера, один из вас забыл какую-то вещь и желает ее найти. Он должен подойти к другу, к недругу, к какой-то важной персоне.

Как необходимо спрашивать у каждого из них? Здесь демонстрируется личное отношение к каждому по разному.

Этюд «Сад»

Это Групповой этюд, говорят один из любимых упражнений Станиславского.

В саду рвут яблоки и груши. Дети должны не просто показать, как рвать яблоко с дерева, а именно найти верное напряжения в руках. В размерах и формах яблоки разные: маленькое, кривобокое, его легко сорвать или огромное, на толстом черенке, на него нужно больше усилий. Помочь себе внутренними видениями, и почувствовать правду действия. Напряжение в пальцах должно быть максимальными. Потом- рывок. И тут все напряжение сразу спадает, потому что яблоко сорвано. Главное — последнее действие: яблоко сорвано, пальцы освободились после рывка, стали легкими, теперь требуется совсем небольшое напряжения, чтобы удержать в руке плод.

v Выше перечисленные и рекомендованные этюды содержат в себе задание выполняемые публично, в которых развивается смелость, пластическая выразительность движений, наблюдательность, фантазия и воображение, необходимые для личностного полноценного развития школьника.

Заключение

Константин Сергеевич Станиславский — русский театральный режиссер, преподаватель, актер, педагог, теоретик театра. Он основатель знаменитой актерской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире. Со времен Станиславского, ни один режиссер-новатор, артист или художник не может пройти мимо теории и методологии сценического творчества. Константин Сергеевич Станиславский ярчайший пример для всех стран. Системой пользуются не только взрослые актеры, ну и дети, которые смотрят на мир совсем с другой стороны, со своими взглядами, мыслями, воображениями и фантазиями.

v Театральная деятельность детей — это приобщение их к искусству и его призвание направлять на развитие и совершенствование психической и физической природы ученика. В театре ребенок, «свободный артист от природы», развивается, прежде всего, личностно, а не профессионально в зависимости от собственных потребностей, и приобретает жизненно необходимые умения. Конечным продуктом детского театра является само творчество детей, захватывающее своей непосредственностью и безыскусностью. Так же как детство ценно само по себе, а не как подготовка к взрослой жизни, так и творчество детей во время спектакля является ценностным результатом. Театр открывает для ребенка другой мир, вступая в него, они наполняются светом и счастьем, заряжаются энергией радости, которой дышит и восхищается этот мир. Система Станиславского в детских театрах вошла плотно, особенно упражнения, которые знакомят детей с элементами актерской техники: речи, правильного дыхания, пластики движений, мышечной памяти, мышечно-двигательного восприятия, мысленного действия, сенсорного восприятия и зрительной памяти, организованность, способность взаимодействовать с партнерами, способность проявлять артистическую смелость.

Цель этюдной работы заключается не только в развитии необходимых актеру профессиональных качеств, — но и имеет большое воспитательное значение. Дети, приобретая технические навыки, легко овладевают природную органику. И пройденный этюд, для них становится уже упражнением для дальнейшего развития как актера — и как личности.

Таким образом, наша актуальность выбранной темы обусловлена потребностью общества педагогики искусства, в театре с тенденцией использования театральных этюдов для развития актерской техники в творческой индивидуальности детей. Именно этюды развивают смелость, пластичность, выразительность движений, наблюдательность, фантазию, воображение, а в будущем, работа над ролью и творение собственной импровизации детей для личностного полноценного развития школьника.

Театральный этюд \


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: