При работе над контрольной работой № 1 (сценарная заявка)студент обязан:
— Представить подробную сценарную заявку (а не тематическую). Написанную в свободной литературной форме не менее 1,5 – 2 стр. (При этом, если 1-й вариант сценарной заявки был не выполнен, но второй обнаружил способность студента творчески развиваться, то не надо стесняться ошибок);
— Выполнить сценарную заявку в соответствии с требованиями Департамента по кинематографии и Министерства культуры РФ.
В сценарной заявке документального фильма (ТВ- программы) должно быть указано:
1. Вначале надо четко и ясно определить тему будущего фильма. В двух-трех предложениях: о чем будет кино?
2. Уже в сценарной заявке нужно указать основной драматургический ход. Сюжетные линии и главную историю;
Из заявки должно быть абсолютно ясно:
1. на чем будет выстроена драматургия;
2. какой центральный конфликт будет лежать в основе истории;
3. за счет каких пружин будет держаться внимание зрителя и чем, собственно, вы его будете удивлять.
3. Дополнительно необходимо указать следущее:
— на основании каких источников предполагается строить фильм;
— какие эксклюзивные материалы или решения будут использованы;
— какая хроника и фильмография войдут в фильм;
— основные источники снимаемого видеоряда (реконструкция, объекты и т.п.);
— консультанта (если этого требует тема) и людей. Которые будут давать интервью;
— режиссера и оператора будущего фильма. (Из требований Департамента по кинематографии Министерства культуры России).
При работе над контрольной № 2 (синопсисом) студент обязан (1-2 стр.):
— Ярко и убедительно изложить основную историю, которую он будет рассказывать в фильме;
— Кратко изложить содержание фильма;
— Обозначить фабульную линию и возможные перепетии в развитии конфликта;
— Написать очень кратко, ярко, почти, как в рекламе (4-5 строк) историю, которую он будет рассказывать. Это не дублирует первый пункт, а его развивает. Если сценарист и режиссер способны очень кратко, емко, образно, увлекательно (рекламно) написать историю, то это значительно поможет ему при создании фильма.
При работе на контрольной №3 ( режиссерская экспликация) студент обязян:
— Усвоить, что сценарно-режиссерская разработка (2-3 стр.) я вляется обязательным творческим и юридическим документом, без которого невозможно начать производство фильма;
— Знать определение режиссерской экспликации, данное Департаментом по кинематографии Министерства культуры РФ.
Режиссерская экспликация – это изложение режиссером-постановщиком фильма своего видения литературного сценария, его концепция содержания будущей картины и соображения о тех способах, которыми он предполагает добиться желаемого творческого.
(Конкурсная документация открытого конкурса на право заключения государственного контракта на создание неигрового национального видеофильма с частичной государственной финансовой поддержкой. Стр. 59)
— Знать, что в отдельных случаях, возможно, снять документальный фильм без написания литературного сценария, но для этого необходимо обязательно иметь подробную сценарно-режиссерскую разработку;
— В разработке находит свое развитие главная идея фильма, его смысловые элементы, более точно прописывается его структура, способы (методы), которые будут реализованы в фильме.
— Сценарно-режиссерская разработка может писаться в свободной литературной форме, отражающей личность автора, однако в ней, прежде всего, должна проявляться не столько личность автора, сколько его стиль, манера, художественное своеобразие, гражданственность и этическая позиция;
— В сценарно-режиссерской экспликации обязательно должны быть даны ответы на такие вопросы:
1. Про что Ваше кино?
2. Каковы его тема и идея?
3. Кто главный герой (главные герои) и почему?
4. Как (чем) будет (эскизно) начинаться Ваш фильм, как (через конфликт) он будет развиваться (т.е. развитие конфликта, а не изложение материала);
5. В чем суть конфликта? Внешнего? Внутреннего? (у кого?)
6. Где и как будет завязываться конфликт Вашего фильма (завязка)
7. Как будет он развиваться? В каких сценах, которые Вам предстоит снять.
8. Где ( в каких сценах и как) Вы предполагаете сделать кульминацию Вашего фильма (это не значит. Что не следует искать на съемках более выразительных,
доказательных и образных сцен!);
9. В каком жанре и жанровых соединениях Вы будете снимать фильм и почему так?
10. Какие задачи Вы поставите перед оператором? Какие, в каких сценах Вы изберете методы расстановки камер ( постановки камер), методы съемок (с рук, в движении, статично, смена планов, наезды и т.д.) и почему именно такие?
11. Какие средства (способы) Вы намерены использовать в фильме, т.е. художественные методы?
12. Как Вы намерены работать с актерами и неактерами?
13. Какие используете методы и приемы?
14. Каково стилистическое своеобразие Вашего фильма? И почему?
15. Какая музыка (интонация) звучит в вашей душе в период создания этих документов?
16. Какие Вам представляются ритмы?
17. Ваша съемочная группа для создания преддипломной работы-фамилии, имена, (если студенты, то укажите № группы и профессию):
1) оператор____________________
2) звукорежиссер___________________
3) звукотехник (если есть)_________________
4) асс. режиссера (если есть)_____________________
5) графика и дизайн (если есть)_____________________
6) монтаж (если необходим)_____________________
7) музыкальный оформитель (если есть)______________________
………………………_______________________
18. Дата съемок с___________по______________
19. Объекты места съемок:
1)
2)
3)
и т.д.
20. Монтажно-тонировочный период с_________по___________
21. Показ на курсе 1-го варианта_________________
22. Доработка с_________по________
23. Созданиедокументального фильма с________до__________
1) Сценарная расшифровка
2) Музыкальная справка
3) Описание творческо-производственного опыта
4) Информационный паспорт
и др.
Кафедра напоминает, что студенты 4 курса дневного отделения в 9 семестре обучаются по 10 мая, а вечернего отделения – до 15 апреля, затем у них практика и экзамены.
Студент обязан работать планомерно и тогда работа будет сделана качественно и своевременно.
Задание и методические указания разработаны профессором, кандидатом искусствоведения В.И. Потемкиным и доцентом, кандидатом искусствоведения С.В. Потемкиным.
Задание и методические указания обсуждены на заседании кафедры кинотележурналистики 19 ноября 2009 г.
Зав. кафедрой кинотележурналистики
профессор______________ В.И. Потемкин