Методические указания по самостоятельной работе с учебником

( 1, 2 семестр)

Основная цель УМК 1 курса — обучение устной речи на основе развития необходимых автоматизированных речевых навыков, развитие техники чтения и умения понимать английский текст, содержащий усвоенную ранее лексику и грамматику, а также развитие навыков письменной речи в пределах программы для 1 курса.

Учебник состоит из четырех частей:

1. Коррективный курс (уроки 1—11);

2. Основной курс (уроки 12—20):

3. Раздел упражнений по интонации;

4. Раздел упражнений по грамматике.

Коррективный курс включает уроки, в которых постановка произношения сочетается с работой по развитию речевых навыков при постепенном усложнении структуры речи. Здесь же даны основные сведения по английской орфографии, правилам чтения.

Уроки Основного курса содержат по два текста, один из которых описательного характера, другой — диалогического. В начале каждого урока с целью тренировки речевых образцов даны подстановочные таблицы. Перед текстами помещены грамматические упражнения, построенные на лексическом материале предыдущих уроков и имеющие целью первичное закрепление грамматических явлений, встречающихся в тексте. После текстов даются: лексический и фонетический комментарии и упражнения, способствующие развитию навыков устной речи на основе овладения фонетическими, лексическими и грамматическими явлениями текста. В большинстве уроков помимо поурочного словаря дается тематический список слов и словосочетаний (Topical Vocabulary) для использования в упражнениях по теме урока, а также разговорные фразы, употребительные в разговорной речи, которые частично заимствованы из книги L Jones Functionsof English L , 1982. После каждого урока приведен перечень заданий, которые должны быть выполнены студентами самостоятельно и с использованием магнитофонной записи и звукозаписывающей аппаратуры. Разделы упражнений по интонации и грамматике имеют целью дальнейшее и более прочное закрепление интонационных и грамматических структур изучаемых на 1 курсе.

Раздел упражнений по интонации состоит из серии обучающих, контролирующих и творческих упражнений, предназначенных для выработки автоматизированных навыков воспроизведения и употребления изучаемых на 1 курсе интонационных структур. Работа над интонационной структурой начинается с прослушивания и повторения за диктором одно синтагменного предложения и на определенном этапе завершается употреблением этой структуры в спонтанной речи. Обучающие упражнения предназначены в основном для лабораторной работы (в лаборатории устной речи), контролирующие и творческие — для работы в аудитории. Специальных упражнений на транскрибирование, интонирование и изображение интонации в этом разделе нет, но такое задание может быть дано по усмотрению преподавателя к любому упражнению. В конце раздела предлагаются тексты, предназначенные для аудирования. В разделе упражнений по интонации использованы упражнения и тексты из книг известного английского фонетиста Дж O’ Коннора. Работу над данными упражнениями целесообразно начинать одновременно с уроком Коррективного курса. В дальнейшем предполагается параллельная работа над материалом урока и соответствующим подразделом (Section) упражнений по интонации.

Раздел упражнений по грамматике содержит тренировочный материал по изучаемым грамматическим темам. Материал для упражнений заимствован из произведений современных английских авторов. Упражнения составлены поурочно с использованием лексики учебника.

Рекомендации по работе

Работая над Коррективным курсом, рекомендуется начинать каждое занятие с гимнастики органов речи, которая включает немые двигательные упражнения на выработку активной энергичной артикуляции, упражнения для языка, губ и другие. Начиная с 6—7 уроков можно подключить голос и проводить фонетическую зарядку на словах, составленных из пройденных гласных и согласных звуков.

Из разнообразия упражнений артикуляционной гимнастики приводим лишь несколько наиболее типичных и необходимых для английского уклада речи:

I. 1. Широко раскройте рот. Нижняя челюсть максимально опущена.

2. Закройте рот.

П. 1. Полуоткройте рот.

2. Откройте рот шире. Нижняя челюсть максимально опущена.

3. Закройте рот.

Ш. 1. Растяните губы как при улыбке.

2. Сомкните губы (нейтральное положение губ).

IV. 1. Обнажите верхние и нижние зубы (упражнение — так называемый «оскал»). Губы не прикрывают зубы.

2. Сомкните губы (губы принимают нейтральное положение).

V. 1. Раскройте рот. Поднимите кончик языка к альвеолам (кончик языка касается альвеол).

2. Опустите язык. Кончик языка лежит плоско во рту.

VI. 1. Широко раскройте рот, оттяните весь язык назад. Задняя спинка языка поднимается к мягкому нёбу.

2. Опустите язык и продвиньте его вперед. Кончик языка касается нижних зубов. Не закрывайте рот.

Все упражнения выполняются по несколько раз перед зеркалом.

Порядок работы над фонетическими упражнениями:

1. Прослушивание упражнения с пленки.

2. Объяснение артикуляции корректируемого звука.

3. Показ артикуляции звука преподавателем, подкрепленный наглядными пособиями (схемами, таблицами).

4. Воспроизведение артикуляции звука студентами перед зеркалом.

5. Произнесение звука студентами индивидуально.

6. Прослушивание пленки и повторение каждого слова за диктором.

7. Индивидуальное чтение упражнения студентами перед зеркалом под контролем преподавателя.

8. Первое тренировочное чтение упражнения отдельными студентами при одновременном прослушивании упражнения всеми остальными студентами через наушники.

9. Второе чтение тренировочного упражнения при участии всех студентов в исправлении ошибок.

10. Контрольное чтение упражнения.

Можно предложить следующую последовательность видов работы над уроками Основного курса (работа над каждым уроком занимает 36—38 часов (две недели):

I. Прослушивание текста в записи на магнитную ленту и интонационная разметка текста. Этот вид работы проводится самостоятельно в лаборатории, реже — в аудитории с участием преподавателя.

П. Речевая тренировка с подстановочными таблицами и выполнение грамматических упражнений (часто проводится параллельно с последующим видом работы).

Ш. Объяснительное тренировочное чтение с объяснением всех новых и трудных лексических и грамматических явлений в тексте, интонационный анализ и проверка интонационной разметки текста, перевод на русский язык отдельных предложений.

IV. Контрольное чтение текста. Контроль орфографии, знания активной лексики и фразеологии. Тренировка вопросо — ответных речевых единиц.

V. Активизация лексики и грамматического материала текста в различного рода речевых тренировочных упражнениях.

VI. Пересказ текста (беседа по тексту) и контроль выполнения части тренировочных лабораторных работ.

VII. Дальнейшая тренировочная речевая работа. Упражнения более — сложного творческого характера: описание картинок, составление ситуаций, диалогов, иллюстрация пословиц.

Советы по изучению иностранного языка


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: