Методическое обеспечение программы

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»

Пояснительная записка

Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих проблемы с экспрессивной речью растет.

В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.

Задачи рабочей программы:

1. Сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;

2. Научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач;

3. Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка;

4.Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

5.Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях; развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму.

6. Развивать понимание ситуативной и бытовой речи;

7. Формировать первичные коммуникативные навыки и лексику на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков, восклицания, крики птиц, голоса животных, слов, обозначающих наиболее употребляемые предметы.

Планируемые результаты.

В результате освоения программы у дошкольников будут сформированы:

1. Потребность в коммуникации.

2. Способность понимать обращённую речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, символов.

3. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

— использовать предметы для выражения потребностей путём указания на них жестом;

— использовать доступные жесты, взгляд, мимику для передачи сообщений;

— использовать графические изображения (символы) объектов и действий путём указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.

4. Способность понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

5. Умение использовать вербальные средства коммуникации.

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение индивидуальных и групповых занятий во вторую половину дня. Занятия каждой группы и индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю. На индивидуальные занятия отводится 15-20 минут на каждого обучающегося. На занятия с группой обучающихся 20-30 минут. Рекомендуемая наполняемость групп для занятий – 2-4 обучающихся. Количество часов, предусмотренных учебным планом – 66 часов в год.

Содержание программы

Раздел Содержание программы
Сформированности импрессивной речи Расширение и активизация пассивного словаря. Понимание существительных. Понимание на картинке целого и частей предмета. Понимание глаголов. Понимание названий признаков. Выявление нарушений в понимании и дифференциации грамматических категорий и понимании словообразовательных моделей и конструкций. Дифференциация единственного и множественного числа существительного. Дифференциация приставочных глаголов.Выявление нарушений в понимании предложений. Понимание простой инструкции. Понимание предложений, передающих линию отношений субъект-предикат-объект. Понимание предложений, близких по ситуации. Понимание предложений, далеких по ситуации.
Сформированности экспрессиыной речи Исследование активного словаря. Расширение активного словаря имен существительных. Возможность называния на картинке(символе) целого и частей предмета. Возможность актуализации глаголов. Употребление в речи предлогов. Дифференциация глаголов с различными приставками на картинке. Умение построения предложений. Возможность построения фразы с опорой на реальные действия. составление предложений, передающих линию отношений субъект-предикат-объект. Проговаривание предложений, близких по ситуации. называние предложений, далеких по ситуации.
Исследование возможности применения пиктографических средств альтернативной и дополнительной коммуникации. Сформированность экспрессивной речи с помощью альтернативных коммуникаций( словарь Макатон) Исследование активного словаря с помощью символов Макатон. Расширение активного словаря имен существительных. Возможность называния на картинке(символе) целого и частей предмета.Умение построения предложений с опорой на карточки с символами. Составление предложений, передающих линию отношений субъект-предикат-объект при помощи символических изображений. Проговаривание предложений, близких по ситуации. Называние предложений, далеких по ситуации с заменой пар карточек далеких по смыслу.

Тематическое планирование

Месяц Тема раздела Тема занятия Цель и задачи Материалы и оборудование
Сентябрь Обследование общего развития обучающихся. Обследование речи: -понимание обращённой речи. — внятность речи. -лексический строй речи. 3. Психомоторное развитие: -мелкая моторика рук. -общая координация движений. -мимика. 4. Обследование психических процессов. Цель: Провести первичную (скрининговую) диагностику. Логопедические альбомы, наглядно- дидактические пособия, дидактические игры. Карточки символов, пиктограмм.
Начинаем общаться: «Жесты, символы и их значение» 1.Жесты, символы и их значение 2. Жест и символ «Здравствуй, привет» 3. Жест и символ «До свидания, пока» Цель: Расширить рамки коммуникации с окружающими. Задачи: 1.Ввести понятие «жест», «символ», объяснить их значение. 2.Расширить рамки слухового восприятия. 3.Развивать мелкую моторику рук. Наглядно дидактические пособия, символы, дидактические игры.
Мимика и её роль в общении. 1.Положительные эмоции на лице (радость, восторг) 2. Положительные эмоции на лице (грусть, удивление, огорчение) 3. Отрицательные эмоции на лице (страх, злость, стеснение, стыд, отвращение). Цель: Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации. Задачи: 1. Ввести понятие «мимика». 2.Учить использовать доступную мимику для передачи сообщений. 3. Учить понимать эмоциональные реакции окружающих, правильно на них реагировать. 4. Научить распознавать эмоции. Карточки с эмоциями, рисунки, технические средства обучения (презентации), дидактические игры. Игра «Закончи предложение»
Октябрь Жесты и символы: «Основные нужды» 1.Знакомство с жестом и символом «Есть/кушать» 2. Знакомство с жестом и символом «Пить» 3.Ситуация «Я хочу есть» 4.Ситуация «Я хочу пить» 5. Знакомство с жестом и символом «Да» 6. Знакомство с жестом и символом «Нет» Цель: Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации. Задачи: 1.Учить использовать доступные жесты для передачи сообщений. 2. Учить соотносить жест со словом. 3.Развивать понимание ситуативной и бытовой речи. 4. Формировать первичные коммуникативные навыки. 5. Автоматизировать в диалогической речи коммуникативнозначимые слова (да, нет и т.д.) Сюжетные картинки, символы, рисунки, технические средства обучения (презентации), дидактические игры.
Жесты и символы «Основные нужды» Повторение символа и жеста: «Я хочу есть» 2. Знакомство с жестом и символом «Еда» 3. Знакомство с жестом и символом «Печенье» 4. Повторение жеста и символа «Я хочу пить» 5. Знакомство с жестом и символом «Вода/питьевая» 6. Знакомство с жестом и символом «Мыть/Мыть руки» 7. Знакомство с жестом и символом «Кран» 8. Знакомство с жестом и символом «Мыться/Принимать душ» 9. Знакомство с жестом и символом «Туалет» 10. Ситуация «Я хочу в туалет» 11. Ситуация «В столовой» Цель: Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации. Задачи: 1. Учить использовать доступные жесты для передачи сообщений. 2.Учить соотносить жест со словом. 3.Развивать понимание ситуативной и бытовой речи. 4.Формировать первичные коммуникативные навыки. Символы, рисунки, дидактические игры, стимульный материал.
Жесты и символы «Повседневные действия» 1. Знакомство с жестом и символом «Вставать» 2. Знакомство с жестом и символом «Сидеть/Садиться» 3. Знакомство с жестом и символом «Давать» 4-5. Повторение Цель: Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации. Задачи: 1. Учить использовать доступные жесты для передачи сообщений. 2.Учить соотносить жест со словом. 3.Развивать понимание ситуативной и бытовой речи. 4.Формировать первичные коммуникативные навыки. Символы, сюжетные картинки, дидактические игры, стимульный материал, пиктограммы.
Я — ребенок 1. Знакомство с жестом и символом «Я, мне» 2. Знакомство с жестом и символом «Ты, тебе» 3. Знакомство с жестом и символом «Дом/свой дом» 4. Знакомство с жестом и символом «Хороший/Хорошо» 5. Знакомство с жестом и символом «Плохой/Плохо» 6. Знакомство с жестом и символом «Молодец» Цель: Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации. Задачи: 1. Учить использовать доступные жесты для передачи сообщений. 2.Учить соотносить жест со словом. 3.Развивать понимание ситуативной и бытовой речи. 4. Формировать первичные коммуникативные умения. Символы, рисунки, технические средства обучения (презентации), дидактические игры.
Ноябрь Ребёнок в семье 1. Знакомство с жестом и символом «Мама» 2. Знакомство с жестом и символом «Папа» 3. Знакомство с жестом и символом «Бабушка» 4. Знакомство с жестом и символом «Брат» 5. Знакомство с жестом и символом «Сестра» 6. Сюжетно-ролевая игра «Моя семья» 7. Знакомство с жестами и символами «Кровать», «Спать» 8. Знакомство с жестом и символом «Диван» символом «Мама» 2. Знакомство с жестом и символом «Папа» 3. Знакомство с жестом и символом «Бабушка» 4. Знакомство с жестом и символом «Брат» 5. Знакомство с жестом и символом «Сестра» 6. Сюжетно-ролевая игра «Моя семья» 7. Знакомство с жестами и символами «Кровать», «Спать» 8. Знакомство с жестом и символом «Диван» Цель: Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации. Задачи: 1. Учить использовать доступные жесты для передачи сообщений. 2.Учить соотносить жест со словом. 3.Развивать понимание ситуативной и бытовой речи. 4. Формировать первичные коммуникативные умения Символы, фотографии, рисунки, технические средства обучения (презентации), дидактические игры.
Ребёнок и его игрушки 1. Знакомство с жестом и символом «Кукла» 2. Знакомство с жестом и символом «Кубики» 3. Знакомство с жестом и символом «Мяч» 4.Повторение Цель: Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации. Задачи: 1. Учить использовать доступные жесты для передачи сообщений. 2.Учить соотносить жест со словом. 3.Развивать понимание ситуативной и бытовой речи. 4. Формировать первичные коммуникативные умения. Символы, игрушки, карточки символов, дидактические игры.
Ребёнок и улица, повседневные действия 1. Знакомство с жестом и символом «Идти/Иди сюда» 2. Знакомство с жестом и символом «Стоять» 3. Знакомство с жестом и символом «Смотреть/Видеть» 4. Знакомство с жестом и символом «Машина» 5. Знакомство с жестом и символом «Автобус» 6. Повторение жеста и символа «Дом/Свой дом» 7. Знакомство с жестом и символом «Одеваться» 8. Знакомство с жестом и символом «Раздеваться» Задачи: 1. Учить использовать доступные жесты для передачи сообщений. 2.Учить соотносить жест со словом. 3.Развивать понимание ситуативной и бытовой речи. 4. Формировать первичные коммуникативные навыки. Символы, игрушки, карточки символов, дидактические игры.
декабрь Ребёнок и улица, повседневные действия 1. Знакомство с жестом и символом «Идти/Иди сюда» 2. Знакомство с жестом и символом «Стоять» 3. Знакомство с жестом и символом «Смотреть/Видеть» 4. Знакомство с жестом и символом «Машина» 5. Знакомство с жестом и символом «Автобус» 6. Повторение жеста и символа «Дом/Свой дом» 7. Знакомство с жестом и символом «Одеваться» 8. Знакомство с жестом и символом «Раздеваться» Цель: Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации. Задачи: 1. Учить использовать доступные жесты для передачи сообщений. 2.Учить соотносить жест со словом. 3.Развивать понимание ситуативной и бытовой речи. 4. Формировать первичные коммуникативные навыки. Символы, игрушки, карточки символов, дидактические игры.
Обследование дошкольников Обследование речи: -понимание обращённой речи. — внятность речи. -лексический строй речи. 2. Психомоторное развитие: -мелкая моторика рук. -общая координация движений. — артикуляционная моторика; -мимика. 3.Понимание , использование альтернативных средств коммуникации Цель: Провести итоговую диагностику. Логопедические альбомы, наглядно- дидактические пособия в виде каточек с символами(пиктограммами), дидактические игры, сюжетные картинки.

Методическое обеспечение программы

Логопедическая работа формированию речи с помощью альтернативной коммуникации проводится в форме подгрупповых и индивидуальных занятий. Подгрупповые занятия проводятся с использованием:

• воображаемых путешествий, поездок,;

• литературных персонажей;

• известных и придуманных игр;

• элементов сюжетно-дидактической игры;

• сюжетных картинок;

• специально изготовленных пособий;

• настольно-печатных игр;

• карточек с пиктограммами;

При проведении занятий используются следующие методы:

u практические (упражнения, дидактические игры, моделирование);

u наглядные (наблюдения, рассматривание рисунков, символов, пиктограмм).

u словесные (беседа, составление предложения по сюжетной картинке).

Работа с родителями

В логопедической группе учитель-логопед привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии. Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную деятельность с ребенком,на что нужно обратить внимание. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые , тем самым развивают его экспрессивную и импрессивную речь.

Кроме того взаимодействие с родителями можно организовать в следующих формах:

  • Родительские собрания
  • Информационные издания, стенды, папки.
  • Индивидуальные беседы
  • Консультации
  • Домашние задания
  • Открытые занятия для родителей (индивидуальные и фронтальные).

Учебно-методическое обеспечение образования детей с ОВЗ


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: