Методика использования тсо в художественно — речевой деятельности детей.

Организация просмотра телепередач
Слушание и просмотр детьми телепередач требует внимательного руководства со стороны воспитателей и родителей. Частые просмотры телепередач не рекомендуются, так как снижают интерес, внимание детей. Внимательное изучение программ радио и телепередач позволит воспитателю выбрать те, которые он, естественно, впишет в план воспитательной работы.
Телепередачи должны органично входить в систему приемов и методов воспитания детей, но при этом воспитатель должен предварительно обдумать, что он включит в план и с какой конкретной воспитательной целью.
Детские телепередачи веселые, музыкальные. Они глубоко захватывают детей. Песенки из фильмов они запоминают надолго. Вместе с тем после просмотра мультфильма полезно беседовать с детьми о нем. Беседу можно начинать вопросом: «Дети, вам понравился этот фильм?» Далее воспитатель так направляет ее, чтобы выяснить, как дети поняли содержание.
При просмотре телепередачи воспитатели должны следить, чтобы малыши вели себя культурно, не выражали своих чувств громкими репликами, не мешали смотреть товарищам.
В старшей группе детей знакомят со сказкой братьев Гримм «Бременские музыканты», по которой в 1968 г. «Союзмультфильм» выпустил под тем же названием музыкальную фантазию. За несколько дней до передачи воспитатель вместе с детьми припоминает содержание этой сказки, а в день передачи показывает иллюстрации к ней.
Фильм о дружбе, о доброте трогает всех ребят, они увлеченно пересказывают эпизоды из него. В ходе беседы можно задать такие вопросы: «Какое невероятное событие произошло в конце выступления бременских музыкантов перед замком? Как друзья покинули замок? Что увидели и услышали друзья в лесной избушке? Как друзья выгнали разбойников? Как бременские музыканты напугали глупого короля? Чем кончается этот фильм?»
Организация просмотра телепередач для детей требует не просто знания сюжетов мультфильмов, спектаклей, а глубокого понимания идейного содержания и воспитательной роли произведений. Нельзя допускать бессистемного просмотра передач. Информация, не осмысленная по-настоящему, не развивает, а раздражает и утомляет восприятие малышей.
Воспитатель должен понимать, что только правильно выбранные передачи способствуют расширению знаний детей о мире, в котором они живут, помогают реализовать важные воспитательные цели.
Организация слушания радиопередач

Слушание радиопередач требует от ребенка внимания к слову, развивает его речь и интеллект. Предварительно надо подготовить детей к слушанию передач по радио, показав несколько озвученных диафильмов: привыкнув воспринимать речь диктора с пластинки, они воспримут и речь диктора радио.
Слушая интересную радиопередачу, малыши сами мысленно рисуют события, героев, картины природы, т. е. соотносят слова с предметами и явлениями внеязыковой действительности. Многие радиопередачи для детей составлены из произведений, которые рекомендованы для рассказывания и чтения в детском саду, в исполнении таких мастеров искусства, как В. Сперантова, Р. Плятт, И. Ильинский, Н. Литвинов, М. Жаров и др., а также в исполнении авторов — А. Барто, К Чуковского, Н. Носова.
Например, дети приготовились слушать по радио сказку В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Зная содержание этого интересного произведения, они с большим вниманием слушают о приключениях любопытной квакушки. Воспитатель должен создать такую обстановку, чтобы ничто не отвлекало детей, чтобы они всецело углубились в мир сказки, рассказа. После прослушивания радиопередачи организуется ее обсуждение. Дети частично пересказывают содержание по наводящим вопросам воспитателя, выражают свое отношение к делам и поступкам героев. Если необходимо, он зачитывает фрагменты из прослушанного произведения, комментирует события.
Обеспечивая воспитательное воздействие, воспитатель не должен утомлять детей назидательностью.

В методике показа диафильмов (он наиболее часто встречается в детских садах) важна предварительная подготовка детей к просмотру: чтение экранизированной сказки или другого произведения, близкого к ней по теме, рассматривание картин, близких по содержанию фильму, беседа с детьми. Эту работу проводят за несколько дней до показа. Перед демонстрацией диафильма желательно вступительное слово воспитателя. Рекомендуются различные приемы показа: речевое сопровождение сеанса (оно будет различным при демонстрации художественных и документальных фильмов, новых и повторных), повторный показ в сочетании с детским рассказом. В работе с детьми седьмого года жизни используют такой прием, как придумывание маленьких рассказов к отдельным кадрам фильма при вторичном его просмотре (первый раз диафильм показывается без речевого сопровождения).

Эффективность зрелища будет выше, если воспитатель закрепит полученные впечатления в процессе рисования, лепки, в игре, беседе и т. д.

Каждый воспитатель должен владеть техникой и методикой показа детям кино и театральных спектаклей, твердо знать гигиенические нормы их проведения (длительность, посадка детей), соблюдать правила безопасности.

Показ театральных представлений и кинофильмов можно осуществлять в зале, в групповых комнатах, летом на участке, иногда объединяя одновозрастные группы. В зависимости от последнего устанавливают и время показа. В разных группах его лучше проводить в течение одного-двух дней, чтобы сэкономить время на установку ширмы, экрана, подготовку реквизита.

44. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте

Исследования позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Было выявлено, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают). А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразно начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, к словотворчеству (Н. В. Дурова).

Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается значительно раньше. Так, уже во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук».

Программа «Пралеска” в средней группе cтавит задачу детей 4-х лет знакомить с терминами «слово», «звук» практически, без определений, т.е. учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Развивают фонем. слух, готовят к овладению звуковым анализом : знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком.

В старшей группе дети учатсяориентироваться в звуковой действительности, анализировать звуковой состав слова, различать на слух гласные, твердые и мягкие согласные, сопоставлять слова по звуковому составу. Дети получают знания о слоговой структуре слова, о словесном ударении. Дети знакомятся с предложением и его словесным составом, учатся правильно употреблять соответствующие термины.

В подготовительной к школе группе завершается работа по овладению основами грамоты. Здесь предусматривается знакомство детей с буквами и обучение детей чтению и письму.

Анализ программы показывает, что основное внимание в ней уделяется ознакомлению со звуковым строением слова, формированию действий звукового анализа и последующему обучению началам грамоты.

При определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте целесообразно выделить следующие направления:

1. ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

2. ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи;

3. ознакомление со словесным составом предложения – деление предложения на слова и составление из слов (2–4) предложений;

4. ознакомление со слоговым строением слова – членение слов (из 2–3 слогов) на части и составление слов из слогов;

5. ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысл о различительной роли фонемы.

Ведущую роль играет формирование способности анализировать звуковой состав слов, поскольку, как уже указывалось выше, процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.

Ознакомление со словом

При формировании представлений о слове можно выделить два основных момента: вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы.

С термином «слово» дети начинают знакомиться в средней группе в процессе общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений по обучению звукопроизношению, обогащению словаря. Выражения «Послушай, как я скажу это слово», «Скажи слово. правильно» и другие часто используются педагогом. В старшей и подготовительной к школе группах (а по некоторым рекомендациям со второй половины года в средней проводится специальная работа по ознакомлению детей с понятием «слово».

С целью выделения слов из потока речи используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети словами называют разные предметы и игрушки, их свойства и качества.

Приведем примеры игры для средней группы (Примеры игр Н. В. Дуровой).

«Поезд».

В разных местах комнаты расставляют игрушки (мишка, Чиполлино, кукла, заяц, лиса, матрешка). Названия игрушек – это названия станций, на которых останавливается поезд. Станции объявляет машинист. Роль машиниста берет на себя взрослый, а дети, встав за машинистом, – роли пассажиров. Машинист дает сигнал, и поезд отправляется в путь, имитируя стук колес, гудок. На станции (около игрушки) поезд останавливается, и машинист объявляет ее: «Станция «Зайка», следующая станция «Чиполлино» и т.д. После того как поезд сделает полный круг, игра повторяется. Взрослый и дети меняются ролями. Затем игрушки выставляют на стол. Детям предлагают называть игрушки. Обращают их внимание на то, что, назвав игрушку, ребенок сказал слово («Ты назвал игрушку, сказал слово мишка. Теперь скажи это слово громко, ласково»).

С понятием «слово» можно знакомить детей средствами художественной литературы, при помощи тех произведений, в которых слову принадлежит большая роль. Г. А. Тумакова рекомендовала следующие произведения: сказку бр. Гримм «Горшок каши», русскую народную сказку «По щучьему веленью»; «Айболит», «Жил на свете человек.» К. Чуковского; «Волшебное слово» В. Осеевой; «Игра в слова» А. Бар-то; «Подскажи словечко» Е. Серовой; «О словах разнообразных, одинаковых и разных» Я. Козловского.

С этой же целью используют игры, игровые действия в которых определяются словами, которые можно или нельзя произносить: «Фанты», «Черное и белое», «Телефон», «Эхо», «Скажи наоборот».

Представление о слове закрепляется в разнообразных словарных упражнениях, упражнениях на словообразование. Одновременно они помогают обратить внимание ребенка на смысловую сторону слова (слово обозначает предмет, признак, действие). В формулировках заданий к упражнениям воспитатель употребляет слово: «Подбери слово, близкое по значению слову радостный. Скажи слово, противоположное по смыслу слову грустный» и др.

Для сравнения со словами, имеющими определенный смысл, Ф. А. Сохин (СНОСКА: См.: Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984. С.163) рекомендует произнести какое-нибудь звукосочетание (ш, ра), спросить, понятно ли, что оно значит. Затем пояснить: «Это не слово, а просто звуки, которые ничего не значат, не имеют смысла. Каждое слово имеет значение, смысл». Далее прочитать стихотворение И. Токмаковой «Плим».

Ложка – это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка,

У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка,

Оделся и пошел.

А я придумал слово,

Смешное слово – плим.

Я повторяю снова –

Плим, плим, плим.

Вот прыгает и скачет

Плим, плим, плим,

И ничего не значит

Плим, плим, плим.

Таким образом, у детей воспитывается внимание к слову; они практическим путем усваивают значение слова слово, воспринимают его как самостоятельную единицу речи, начинают правильно использовать в своей речи.

Мастер класс \


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: