Методика организации и проведения фестиваля.

Методика подготовки и проведения фестивалей народного творчества.

Фестиваль – (франц. festival – празднество, от лат. festivus –весёлый, праздничный), массовое празднество, включающее показ достижений в области музыки, театра, кино, эстрады и т.д.

(БСЭ)

Фестиваль – жанр свободный и многогранный. Он может включать в себя элементы народных гуляний, театрализованных представлений, ярмарок, конкурсов, игр. Главное и самое ценное – создание атмосферы праздника. Главенство праздничного настроения отличает фестиваль от конкурсов, кубков, соревнований.

Современные фестивали выросли из древних языческих обрядов: зимнего и летнего солнцестояния, осеннего и весеннего равноденствия, праздников моления о дожде и т.д.

Первым фестивалем можно по праву считать Олимпийские игры, на которые помимо спортсменов съезжались музыканты, поэты, танцоры.

Вторыми по значению стали Дельфийские игры, которые проходили 1 раз в 4 года в Дельфах при храме Аполлона Пифийского.

В начале 12 – го века во Франции средневековые трубадуры устраивали музыкальные соревнования. С 13-го столетия миннезингеры проводили подобные праздники в Германии.

Из более организованных форм фестивального движения первыми возникли музыкальные фестивали. Они зародились в Великобритании в начале ХVIII века (Лондон 1709 год). Изначально они были связаны с церковной музыкой. Со второй половины ХVIII века музыкальные фестивали стали проводиться во многих странах центральной Европы, преимущественно в Германии, Австралии.

Театральные фестивали получили распространение в конце ХVIII века в Швейцарии. Сначала это были торжественные шествия, кортежи. Позднее они стали массовыми театральными представлениями, а затем превратились в театральные фестивали.

В начале ХХ века появляется новый вид – КИНОФЕСТИВАЛЬ. Первый Международный фестиваль был организован в Венеции в 1932 году. Он оставался единственным до окончания второй мировой войны, когда был создан Каннский фестиваль.

Позднее были организованы фестивали в Берлине, Карловых Варах, Лондоне, Сан-франциско, Чикаго, в Нью-Йорке. Московский международный кинофестиваль, организованный в 1935 году, стал одним из самых известных кинофорумов в мире.

В 60-х, начале 70–х годов ХХ века становятся популярными фестивали эстрадного искусства.

В России прообразами фестивалей считают организованные гуляния на ярмарках. До 18-го века именно они выполняли функцию регулярных народных гуляний, превращаясь в большой праздник, «сопровождающийся смотром достижений каких-либо видов искусства» (определение фестивалей Ожегова).

Фестивали проводились и проводятся для определения лучших коллективов и исполнителей в определённом жанре, развития сотрудничества между специалистами и любителями, обмена опытом, для выявления тенденций дальнейшего развития жанра.

Классификация фестивалей

Фестивали бывают различными по :

1. по степени профессионализма (профессиональные и непрофессиональные);

2. по жанру (музыкальные, театральные, танцевальные и т.д.);

3. по возрасту (рассчитанные на детей, молодёжь, взрослых и пожилых);

4. по масштабу (федеральные, международные, локальные)

В Тверской области проводится большое количество фестивалей. Среди них есть традиционные профессиональные фестивали, такие как «Музыкальная осень в Твери», «Баховский» фестиваль классической музыки, «Музыкальное лето Селигера».

Славится Тверская область и традиционными фестивалями народного творчества. Ежегодно в области проходит около 30 Российских и областных мероприятий народного творчества различных жанров. Среди них особенно популярны: фестиваль-слёт исполнителей авторской песни «Распахнутые ветра», фестиваль-конкурс коллективов русского народного танца на приз нар. артистки СССР Т.А.Устиновой, фестиваль народной музыки «Андреевские дни» посвящённый В.В.Андрееву, фестиваль любительских театров, детских театров, театров кукол, фестиваль эстрадных ансамблей и солистов, поп-групп «Ураган» и др.

Методика организации и проведения фестиваля.

В первую очередь создается оргкомитет фестиваля. Это целая команда людей, которые заинтересованы в проведении фестиваля и чем-то могут помочь в его организации. В оргкомитет могут входить представители администраций, проводящие на своей территории данный фестиваль, различных федераций, ассоциаций, творческих Союзов, вузов, банков, спонсоры, известные личности.

Кроме того, создаётся рабочая группа или команда. Команда может состоять из: исполнительного директора, бухгалтера, администраторов, режиссёра, звукооператора, технической службы, ведущих и др.

Оргкомитет совместно с рабочей группой разрабатывают главный организационный документ фестиваля – Положение.В положении оговариваются условия проведения фестиваля, а также определяется порядок проведения фестиваля, указывается состав участников, требования, предъявляемые к участникам фестиваля, состав жюри, форма награждения, время, место проведения фестиваля, финансовые условия.

В положении должны быть зафиксированы:

  • название, сроки и место проведения фестиваля;
  • цели и задачи;
  • учредители и организаторы;
  • жанры / номинации;
  • возрастной состав;
  • жюри;
  • призовой фонд (премии, дипломы, лауреатство);
  • условия участия;
  • документы, необходимые для участия в фестивале:

-предварительная заявка на участие (с указанием жанра),

-список участников и сопровождающих лиц,

-краткая письменная информация о коллективе (например для каталога)

-необходимость фото-, аудио,-видеоматериалов;

  • сроки подачи заявок и других документов.

Все пункты программы должны быть расшифрованы, т.е. если пишется, что к участию в фестивале приглашаются «творческие коллективы различных жанров», то это ещё ни о чём не говорит. В положении обязательно нужно расшифровать, насколько различны могут быть жанры. Например: «хореографические, фольклорные, хоровые, инструментальные, цирковые, джазовые ансамбли, детские театры и театральные студии, театры моды и модельные агентства, детские мастерские декоративно-прикладного искусства». Этот список может быть продолжен.

Заявка на участие – документ, который необходим организаторам фестиваля. Он даёт всю необходимую предварительную информацию об участнике и документально заверяет желание участвовать. В заявку включаются такие вопросы, ответы на которые позволят качественно провести всю подготовительную организационную работу, само проведение фестиваля и награждение.

В стандартную форму заявки на участие входят следующие пункты:

  • Полное наименование коллектива;
  • Жанр, в котором работает коллектив;
  • Руководители коллектива (Ф.И.О.);
  • Адрес, телефон /факс, e-mail;
  • Программа выступления (данные по каждому номеру)

-название номера

-хронометраж

-количество участников в номере

-сопровождение (CD, MD, аудиокассеты, «живой» звук, хореграфия, концертмейстер, инструмент и т.д.)

-общее количество участников, руководителей, сопровождающих, воспитателей, водителей.

Учредители фестиваля –это учредители юридического лица, которые ведут его административную и хозяйственную деятельность. Занимаются управлением. Нанимают исполнительного директора и формируют оргкомитет.

Призовой фонд.

Фестиваль не является конкурсным мероприятием, т.е.призовой фонд для фестиваля вовсе не обязателен. Но какой же праздник без подарков?! При создании призового фонда стоит помнить о том, что по закону подарок частному лицу облагается налогом. Если вы дарите подарок коллективу, то такой подарок налогом не облагается. Однако денежные премии облагаются налогом всегда.

Призы и награды могут быть самыми разными: от памятных дипломов до общего кубка. Специальные призы (приз зрительских симпатий, приз самому молодому участнику и т.д.) добавят вам положительных эмоций.

Качество и стоимость призов (подарков) будут дополнительно свидетельствовать об уровне фестиваля.

Жюри.

Жюри как и призовой фонд, не является обязательным для фестиваля. Не стоит забывать, что фестиваль это праздник, творческая встреча, а не соревнование. Однако на большинстве фестивалей жюри всё-таки имеет место быть.

Обычно в жюри приглашают профессиональных артистов, режиссёров, продюсеров, педагогов ВУЗов и т.д. Уровень жюри, несомненно, свидетельствует об уровне фестиваля.

Жюри должно быть независимым, т.е. в него не желательно приглашать руководителей тех коллективов, которые участвуют в данном фестивале.

Жюри состоит из председателя и членов жюри. В его состав может входить от 3-х человек и более, желательно, чтобы число членов жюри было нечётным. Председатель может иметь право на два голоса. Его задача гасить возникающие конфликты, приводить работу жюри к общему результату.

Иногда главной задачей жюри является отбор коллективов на гала-концерт.

После вынесения вердикта проходит открытое обсуждение, на которое приглашаются руководители коллективов. Жюри даёт различные разъяснения, высказывает свои пожелания. Момент общения жюри с участниками фестиваля – хороший стимул для нормального развития фестиваля.

Кроме положения оргкомитет разрабатывает ещё один важный документ – ПРОГРАММУ.

Программа-это регламент действий участников и гостей фестиваля.

В программу входят:

Обязательные фестивальные мероприятия:

  • церемонии открытия и закрытия,
  • регистрация – жеребьёвка,
  • репетиции (проба сцены),
  • выступления,
  • церемонии награждения,
  • гала-концерт,
  • рекламные мероприятия (пресс-конференции, презентации, встречи)

Учебная программа:

  • мастер-классы,
  • конференции,
  • семинары,
  • круглые столы,
  • творческие лаборатории

Культурная программа:

  • экскурсии,
  • концерты,
  • ярмарки,
  • походы и т.д.

Программа должна быть «компасом» для участников и гостей фестиваля.

Программа фестиваля содержит его подробный сценарий, описывает место и время проведения. Программа покажет, насколько совпадают задачи потенциальных участников и организаторов.

Уровень фестиваля – это, прежде всего уровень его организации. Невозможно провести фестиваль без накладки, однако каждая из них снижает статус события. Нужно заранее быть готовым на 240%, тогда вам будут обеспечены 80%, а остальное будет зависеть от команды.

Задача организаторов — обеспечить развитие фестиваля, сделать так, чтобы участникам было на что равняться, над чем работать. Каждый раз нужно выставлять новую «планку», ориентировать коллективы на новые цели.

♦ Организация фестивалей красок Холи. Форматы проведения фестивалей. Расчет нормы расхода красок.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: