Методика проведения археологических раскопок

Методика проведения археологических раскопок Цель: ознакомить детей с основными принципами и методами ведения археологических раскопок.

Основные понятия: артефакт, яма, материальная культура.

Оборудование: углубление в земле до 30 см и размером не менее 1х1 м (далее яма). Кисточки и совочки (по количеству участников), мерная рейка не менее 50 см.

Участники: 5-6 человек.

Подготовительный этап: На дно ямы равномерно раскладываются предметы: копии глиняных курильниц, керамические сосуды, пряслица и другие предметы принадлежащие к одной или нескольким материальным культурам- (далее артефакты) и равномерно засыпаются грунтом.

Участники предварительно ознакомились с методикой атрибуции памятника материальной культуры.

Вводная информация по ведению раскопок:

При проведении археологических раскопок НЕОБХОДИМО:

1. Снимать слой земли по всей ширине ямы слоем 1-2 см.

2. При обнаружении артефакта, нельзя его изымать до полной расчистки всей ямы.

3. Изъятый грунт не выбрасывается, а складывается на полиэтилен для дальнейшего детального изучения на предмет мелких артефактов.

4. Все этапы раскопок артефактов фиксируются (на какой глубине, направление С-Ю) и фотофиксация.

После проведения вводного инструктажа участники проводят раскопки и после полного изъятия грунта, фиксации расположения артефактов, проводят описание артефакта.

Приложение 13

ПОЛЕВАЯ ПОЧТА

Цель: разнообразить формы общения всех участников лагеря.

Оборудование: «Почтовый ящик» — красочно оформленная картонная коробка с прорезью для вбрасывания писем. Почтовый ящик размешается на центральной площадке лагеря.

Дополнительные условия: из числа участников лагеря, общим решением, выбирается «Почтальон» (это может быть ребенок старшего возраста, инструктор). Инструктор разъясняет всем участникам лагеря правила ведения переписки:

— четко указывать адресата (Ф.И., отряд);

— содержание письма не должно носить провокационный или негативный характер;

— четко оговаривается время доставки корреспонденции (каждые 3 часа, один раз в день и др.).

Для активизации работы Полевой почты проводится торжественное открытие Почтового отделения лагеря, представляется почтальона. Можно, изготовить печать полевой почты, которая будет проставляться на всех отправлениях.

Через полевую почту лагеря можно отправлять задания для отрядов, распоряжения на текущий день. Сообщения могут быть зашифрованы (азбука Морзе или другой шифр).

Приложение 14

«СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ»

Оборудование: репшнур (веревка диаметром 8-10 мм) длиной 1 м на два человека.

Время: 2- 3 часа

Игра «Сиамские близнецы» это психологический тренинг на умение находить взаимопонимание в решении поставленных задач. В игре принимают участие пары девочек и мальчиков (количество не ограничивается). Каждая пара становиться плечом к плечу и им связываются две ноги в районе лодыжки, так чтобы получился «трехногий» тандем. Для дальнейшего передвижения пара должна согласовывать движения ног, направление движения и пр. Возможно два варианта проведения игры:

— выполнение эстафетных заданий в общем состязании;

— проводится после утреней линейки, когда лагерь живет основным расписание. В таком положении «Сиамские близнецы» могут выполнять обязанности дежурных, выходить на учебные занятия (не требующие нарушения условий игры), играть в игры.

После окончания игры, руководителю необходимо провести рефлексию с детьми. Выяснить, как они справлялись с необычными условиями, какие были трудности, какой выход они нашли, насколько трудно было принимать решение.

Приложение 15

КОНКУРС «СУПЕРФАНТИК»

Цель:стимулировать поддержание чистоты на территории лагеря.

Условия конкурса: В конкурсе могут участвовать, как отдельные участник, так и коллективы (отряд). Итоги конкурса подводятся в конце смены. Жюри, подсчитывает общее количество собранных фантиков участниками. Для удобства их можно нанизывать на одну нитку в виде гирлянды. Побеждает, тот, кто соберет наибольшее количество фантиков.

Приложение 16

ВЕЧЕР ПРОЩАНИЯ С ГОРАМИ

Все участники лагеря собираются на центральной площадке вокруг большого костра. Звучит музыка – бой барабанов, свирели.

На центральную площадку выходит ведущий, одетый в длинные одежды с посохом, изображающий верховного жреца. Рядом находятся большие чаши, где горит огонь.

Участники лагеря одеты в одежды в соответствие со своей материальной культурой.

Ведущий: Незаметно пролетела смена, завтра все отправятся домой, но память, о днях проведенных в нашем лагере, в горах, останется на долгие годы с вами. Но сегодня, у нас, еще много приятных минут. Давайте не будем терять время.

За смену все успели подружиться, все племена проявили себя с лучшей стороны. И на прощание каждое племя, в знак дружбы, желает вручить памятный подарок своим друзьям.

Выходят представители майкопской культуры. Вождь со своим племенем говорят слова дружбы и благодарности и вручают памятный подарки: Шаманам и старейшинам. Вручают подарок представителям катакомбной культуры.

Ведущий: Племя майкопской культуры славится песенными мастерами. И сегодня они приготовили для вас песню.

Звучит песня.

Выходят представители катакомбной культуры. Вручают подарки шаманам и старейшинам. Вручают памятный подарок представителям дольменной культуры.

Ведущий: Представители катакомбной культуры всегда были великими мастерами акробатических представлений и сегодня они желают поразить нас своим мастерством.

Композиция из акробатических номеров.

Выходят дольменостроители. Вручают подарки шаманам и старейшинам и подарок представителям майкопской культуры.

Ведущий: Танец дольменостроителей может снимать проклятье и творить чудеса. Сегодня они своим танцем желают всем хорошей дороги домой.

Исполняется танец.

Ведущий: У меня для вас, тоже есть подарок. Вы все ходили в дальние походы с целью разведать невиданные земли. Верховный шаман, сейчас наградит самых отважных.

Старший инструктор вручает справки о зачёте спортивного туристского похода участникам лагеря.

Ведущий: Сегодня не обычный вечер. Только сегодня духи гор, реки, леса выходят к людям и готовы исполнить желания. У вас есть заветные желания?

Дети: Да!

Ведущий: Но просто так ничего не делается! Необходимо принести жертву духам. Вы готовы к жертвоприношению?!

Дети: Да!

Ведущий: Тогда берите ваши кораблики и идем к духам!

Все стоятся в колону подвое. Каждое племя несёт заранее изготовленный кораблик с небольшой свечкой внутри. Под звуки «там-тамов» и крики «Горы, мы к вам еще вернёмся!» колона выходит на берег реки. Зажигаются свечи и кораблики поочередно спускаются на воду.

Ведущий: Пока горит сеча, вы должны загадать самое заветное желание!

Далее все возвращаются к костру и рассаживаются вокруг него. Звучат песни под гитару.

Методика проведения археологических раскопок

Приложение 19

4 Проведение археологических раскопок в памятных местах


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: