Методика проведения занятий по восприятию произведений изобразительного искусства и окружающей действительности

Искусство, как известно, выражает мир в художественных образах, то есть не столько раскрывает сущность предметов и явлений действительности, сколько рассказывает об отношении человека к предмету, к другим людям.

В начальных классах ознакомление учащихся с произведениями изобразительного искусства осуществляется в ходе практических занятий на уроках и бесед об изобразительном искусстве. Опыт показывает, что младшие школьники способны воспринять образный язык искусства, но для этого необходимо активно развивать у них художественное восприятие, наблюдательность, фантазию, воображение.

Восприятие художественного произведения — сложный психический процесс. Оно предполагает способность узнать, понять изображенное; но это только познавательный акт. Необходимым условием художественного восприятия является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему (Б.М. Теплов, П.М. Якобсон, А.В. Запорожец и др.). А.В. Запорожец отмечал: … эстетическое восприятие не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности, хотя бы очень важных и существенных. Оно требует, чтобы воспринимающий как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях. Оценочные суждения детей мл. школьного возраста еще примитивны, но они свидетельствуют о зарождении умения не только почувствовать красивое, но и оценить.

При восприятии художественных произведений имеет значение не только общее отношение ко всему произведению, но и характер отношения, оценка ребенком отдельных героев.

В процессе развития художественного восприятия у детей появляется понимание выразительных средств произведения искусства, что ведет к более адекватному, полному, глубокому его восприятию.

Умелое применение музыки, художественного слова положительно сказывается на понимании школьниками картин, помогая глубже воспринять художественные образы, воплощенные в них. Интересные приемы, развивающие эмоциональную отзывчивость, наблюдательность, пробуждающие художественный вкус.

Важно сформировать у детей правильную оценку героев художественного произведения. Эффективную помощь в этом могут оказать беседы, особенно с использованием вопросов проблемного характера. Они подводят ребенка к пониманию ранее скрытого от них второго, истинного лица персонажей, мотивов их поведения, к самостоятельной переоценке их (в случае первоначальной неадекватной оценки).

Восприятие художественных произведений младшими школьниками будет более глубоким, если они научатся видеть элементарные средства выразительности, применяемые автором для характеристики изображаемой действительности (цвет, цветовые сочетания, форма, композиция и др.).

Развитие художественного восприятия осуществляется путем решения трех основных задач:

• Развитие отзывчивости;

• Способность выразить свое отношение к произведению;

• Расширение объема знаний и представлений об искусстве.
Решение этих задач должно быть тесно связано между собой и

учитывать возрастные особенности восприятия младших школьников.

Работа по развитию отзывчивости к искусству начинается еще в детском саду. В начальных классах учащиеся знакомятся с лучшими произведениями искусства и с именами их создателей. Развитие отзывчивости предполагает формирование у детей представления об изобразительном искусстве как особом способе познания жизни, о работе художника, который не просто показывает нам интересный сюжет, а выражает свое отношение к изображаемому.

Школьники узнают, что у каждого вида искусства особые художественные приемы, техника, свой специфический художественный язык, и содержание произведения передается теми средствами выражения, которые художник отбирает соответственно замыслу произведения.

Под руководством учителя учащиеся постепенно выясняют, какие средства выражения характерны для изобразительного искусства и какие эти средства (пространство, композиция, цвет, ритм и др.) используются в данном произведении. Совершенно недопустимо разбор произведения сводить к рассказу о сюжете, к его описанию. Такой подход восприятию искусства тормозит художественное развитие ребенка, понимание им особенностей языка искусства.

Отзывчивость — один из ведущих компонентов художественного восприятия младших школьников. В процессе обучения они должны понять,

что искусство заставляет нас не только радоваться. Любить, сопереживать, но и страдать, возмущаться, ненавидеть. Опыт показывает. Что дети уже в 1 и во 2 классах способны освоить основные выразительные средства. Они прекрасно чувствуют настроение ( веселое, радостное, грустное, спокойное, оживленное) произведений различных видов искусства, понимает, что с помощью цвета можно рассказать о состоянии природы, что размер и расположение предметов в произведении зависит от замысла художника.

В 3 классе содержание рассказа о специфики искусства несколько усложняется. Для развития восприятия учитель предлагает более тонкие оттенки настроения и характера произведений, например задумчивое, тревожное, мечтательное, выбирает темы, ориентирующие на развитие фантазии, воображения.

Четвероклассники уже изучают художественное своеобразие жанров искусства. Учитель знакомит детей с цветом и его оттенками в произведениях живописи, графики, дает элементарные понятия о способах выражения действия, о последовательности анализа произведений искусства.

Умение не только воспринимать произведение, но и выражать свое отношение к нему — одна из сложнейших проблем восприятия искусства в начальных классах. Младшие школьники способны эмоционально откликаться на произведение искусства, но не всегда еще умеют развернуто рассказать о своих переживаниях, особенно учащиеся 1-3 классов. Об этом свидетельствуют скупые, мало развернутые по своему художественному содержанию рассказы детей и их оценки: крайне неустойчивые, несамостоятельные, часто ограничивающиеся суждениями «нравится»- «не нравится», «красиво» — «некрасиво».

Однако отсутствие у младших школьников готовности к развернутому рассказу о своих переживаниях вовсе не означает отсутствия самих переживаний. Дети просто не готовы словесно оценивать и рассказывать о произведениях искусства. Это результат не столько особенностей возраста, сколько неправильного обучения, которое осуществляется без опоры на восприятие искусства.

«Словесный» метод обучения искусству преподаватель нередко заимствует из опыта работы с картиной на уроках развития речи, где детей приучают давать «связные» и «законченные» ответы, запоминать и повторять слова и выражения учителя. На суждения младших школьников об искусстве оказывает влияние и изобразительный материал, используемый не других уроках: таблицы, фотографии, сюжетные картинки для рассказывания. Эти таблицы имеют разное и содержательное назначение.

Таким образом, педагогическое назначение и содержание учебного изобразительного материала и произведений искусства различны, поэтому различны и методы их анализа.

Активизировать процесс художественного анализа помогают средства, развивающие у школьников способность к размышлению, сравнению и оценке. Поэтому в начальных классах методика знакомства с изобразительным искусством направлена на развитие различных способов выражения детьми своих мыслей и переживаний:

¦ умение использовать выразительные средства при оценке
произведений искусства (1-4 классы);

¦ навыки общения по поводу искусства, умение мыслить в области
искусства (разговор об искусстве между учащимися и учителем
должен быть результатом организованного процесса восприятия);

¦ использование детьми своих впечатлений и наблюдений
действительности, природы при рассказе о собственных работах;

¦ умение сопоставлять произведения изобразительного искусства с
аналогичными явлениями из области поэзии, музыки, находить в них
общее;

¦ использование «графической речи», то есть умение «рассказывать»
опроизведении при помощи изображения. Этот метод способствует
развитию образного мышления, зрительной памяти, подвижности
реакции восприятия. Умение рассказывать с помощью изображения
часто дает у детей более интересные результаты, чем словесный
отзыв о произведении.

The 21 Faces of God (long-form version)


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: