Приложение.
Банк диагностических методик.
( Методика Кореневской В.А. для изучения психологической комфортности школьников).
На двойном листе в клетку справа написать в столбик все предметы, которые вы изучаете (с интервалом по вертикали в три клетки). Затем по вертикали отчертите 6 одинаковых граф по 3 клетки. Последней будет одна широкая графа.
Отвечать нужно при помощи следующих знаков:
Вопросы:
Как ты относишься к этому предмету?
o это интересный для меня предмет, он мне нравится;
o для меня это не очень интересный предмет, я отношусь к нему равнодушно;
o для меня это неинтересный предмет, мне он не нравится.
Как ты думаешь, учитель уважительно относится к тебе и учащимся?
o да, я думаю, учитель относится уважительно и ко мне, и к учащимся класса. Он всегда уравновешен, тактичен. Даже если делает замечание и наказывает, то при этом не унижает и не оскорбляет;
o думаю, учитель не всегда уважительно относится ко мне и другим учащимся. Иногда он бывает несдержан, вспыльчив. Если делает замечание, и наказывает, то может ответить грубо или унизить при всех;
o думаю, учитель неуважительно относится ко мне и другим учащимся. Очень часто он бывает несдержанным и неуравновешенным. Когда делает замечание и наказывает, то почти всегда отвечает грубо, оскорбляет и унижает при всех.
Как ты чувствуешь себя на уроке?
o на уроке чувствую себя хорошо, спокойно. Если что-то не понимаю, могу свободно спросить у учителя. Знаю, что он доброжелательно ответит на мой вопрос. Общаюсь с этим учителем всегда с удовольствием;
o на уроке чувствую себя не всегда спокойно, иногда волнуюсь. Если чего-то не понимаю, не всегда могу свободно спросить у учителя. Думаю, что это ему не понравится. Общаюсь с этим учителем редко;
o на уроке всегда волнуюсь. Боюсь учителя. Если чего-то не понимаю, не могу спросить. Боюсь задать вопрос, поднять руку. Думаю, что учитель может рассердиться, если отвечу неверно. Стараюсь с ним не общаться.
Доступным ли для тебя языком излагается материал на уроке? Как ты думаешь?
o да, мне все ясно, понятно;
o мне иногда не все бывает понятно. Встречаются термины, которые для меня не очень ясны. Язык, на котором излагается материал на уроке, иногда кажется мне сложным;
o часто мне многое непонятно, встречаются неизвестные термины. Язык, которым излагается материал на уроке, кажется очень сложным и запутанным.
Как ты думаешь, справедливо ли оценивается учителем твоя работа?
o думаю, да. Моя работа оценивается справедливо. Всегда сообщается, за что и почему поставлена именно такая оценка;
o мне кажется, что не всегда моя работа оценивается справедливо. Часто не сообщается, за что и почему поставлена именно та оценка;
o мне кажется, что моя работа почти всегда оценивается несправедливо. Почти никогда не сообщается, за что и почему поставлена именно эта оценка.
Как ты относишься к объему домашнего задания по данному предмету, и сколько времени у тебя уходит на его выполнение?
o объем домашнего задания мне кажется нормальным. Времени на его выполнение у меня уходит не очень много. Я все успеваю сделать;
o объем домашнего задания мне иногда кажется очень большим. Я или не успеваю выполнять его хорошо, или часто выполняю его до ночи;
o объем домашнего задания всегда мне кажется очень большим. Я постоянно или не успеваю выполнить все домашнее задание, или выполняю его каждый раз до поздней ночи.
Методика «Шкала тревожности» Кондаша.
Цель: выявление уровня тревожности у подростков.
Методика включает ситуации трех типов:
1. ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
2. ситуации, актуализирующие представление о себе;
3. ситуации общения.
Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены: школьная, самооценочная, межличностная.
Ключ.
Вид тревожности | Номер пункта шкалы | |||||||||
Школьная | ||||||||||
Самооценочная | ||||||||||
Межличностная |
Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровня соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале – как общий уровень тревожности.
Бланк теста
Инструкция: Здесь перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызывать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и поставьте напротив номера вопроса одну из цифр справа: 0,1,2,3,4.
Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, ставьте цифру 0.
Если она немного волнует, беспокоит Вас, ставьте цифру 1.
Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать ее, поставьте цифру 2.
Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, ставьте цифру 3.
Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, поставьте цифру 4.
Ваша задача – представить себе как можно яснее каждую ситуацию и поставить ту цифру, в какой степени эта ситуация может вызвать у Вас опасение, беспокойство, тревогу или страх.
Пример: Перейти в новую школу
- Отвечать у доски.
- Пойти в дом к незнакомым людям.
- Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах.
- Разговаривать с директором школы.
- Думать о своем будущем.
- Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить.
- Тебя критикуют, в чем-то упрекают.
- На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи).
- Пишешь контрольную работу.
- После контрольной учитель называет отметки.
- На тебя не обращают внимания.
- У тебя что-то не получается.
- Ждешь родителей с родительского собрания.
- Тебе грозит неуспех, провал.
- Слышишь за своей спиной смех.
- Сдаешь экзамены в школе.
- На тебя сердятся (непонятно почему).
- Выступать перед большой аудиторией.
- Предстоит важное, решающее дело.
- Не понимаешь объяснений учителя.
- С тобой не согласны, противоречат тебе.
- Сравниваешь себя с другими.
- Проверяются твои способности.
- На тебя смотрят как на маленького.
- На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос.
- Замолчали, когда ты подошел (подошла).
- Оценивается твоя работа.
- Думаешь о своих делах.
- Тебе надо принять для себя решение.
- Не можешь справиться с домашним заданием.
Анкета по выявлению межличностных отношений.
1. Кого бы из своих одноклассников ты пригласил на свой день рождения? (Эмоциональный лидер).
2. С кем из сверстников ты бы хотел готовиться к экзаменам?
(Интеллектуальный лидер).
3. Кому бы в классе ты доверил проведение экскурсии или туристического похода?
(Волевой лидер).