1. Последовательный: материал излагается по восходящей линии от одного тематического блока к другому. Каждая тема вытекает из предыдущей. Обычно этот способ используется в полемических выступлениях. Е. Параллельный: темы разграничены, наблюдается резкое размежевание, неожиданные переходы от одной темы к другой. При этом не требуются логические связки между темами. Используется в учебных лекциях. 8. Концентрический: основная идея речи формулируется вначале, в общей форме ( В процессе речи она обосновывается, обогащается конкретизируется, появляются новые факты, идеи. В конце речи оратор возвращается к формулировке основной идеи, уточняя ее. Обычно этот способ сочетается с последовательным.
Аргументация
Аргументация — способ расположения аргументов. Аргументы — это доводы в обоснование какого-либо положения.
1. Аргументы к существу дела (факты, устанавливаемые путем наблюдений; цифровой или статистический материал; документы; доказанные положения и т.д.).
Е. Аргументы к человеку. Их цель — воздействовать на слушателей эмоционально.
а) аргументы к авторитету (ссылки на высказывания или мнения великих людей),
б) аргументы к публике (ссылки на мнения, настроения, чувства слушателей). Оратор стремится привлечь слушателей на свою сторону и с их помощью оказать психологическою воздействие на оппонентов, в) в) аргументы к личности (ссылки на личностные особенности оппоненте, их вкусы, достоинства и недостатки). Предмет спора остается в стороне, а предметом обсуждения становится личность оппонента,
г) аргументы к тщеславию (расточение неумеренных похвал оппонентам в надежде, что, тронутые комплиментами, они танут мягче или потеряют бдительность,
д) аргументы к жалости (возбуждение в слушателях жалости и сочувствия к личности или предмету обсуждения).
Перечисленные аргументы могут быть некорректными, нечестными, но не значит запрещенными. Главное — чувство меры и приличия оратора, его вкус.
Виды аргументации
1. Нисходящая и восходящая. Нисходящая: вначале оратор приводит наиболее сильные аргументы, затем — менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом. Обычно используется в слабо подготовленной аудитории. Восходящая: аргументы и накал чувства усиливаются от начала к концу. Используется в хорошо подготовленной аудитории.
2. Односторонняя и двусторонняя. Односторонняя: аргументы излагаются только в защиту идеи или только в опровержение идеи. Используется в слабо подготовленной аудитории. Двусторонняя: она позволяет
сопоставить разные точки зрения, так как излагаются противоположные мнения. Используется в хорошо подготовленной небольшой аудитории.
3. Индуктивная и дедуктивная, индуктивная: материал излагается от фактов к выводу. Эффективна в женской, молодежной аудитории. Дедуктивная: от общей посылки к фактам. Эффективна в мужской, взрослой аудитории.
Психологические основы выступления. Приемы поддержания внимания слушателей:
1. Прямое требование внимания. 2. Пауза. 3. Употребление вставных предложений. 4. Обращение к слушателям с неожиданным вопросом. 5. Внимание слушателей получает толчок при неожиданном обрыве мысли и новый толчок при возвращении к ней. 6. Некоторое затягивание изложения с целью поддразнить слушателей. 7. Намек на то, о чем пойдет речь далее. 8. Обращение к отдельным слушателям. 9. Неожиданное кратное отвлечение от темы. 10. Физическое привлечение внимания слушателей. 11. Отрыв от записей. 12. Усиление эмоциональности. 13. Спуск в зал, приближение к слушателям. 14. Юмор. 15. Более легко воспринимаемый матер излагается во второй части выступления, когда слушатели устали.
Языковые средства контакта с аудиторией: 1. Личные местоимения первого и второго лица вместо безличных конструкций.
2. Контактосодержащие конструкции: попробуем вместе разобраться в причинах, вернемся к изложенному выше, поясним, оговорим, попробуем понять, отметьте себе, внимательно послушайте, подумайте и под.
3. Связочные конструкции: ясно, что…; известно, что..; понятно, что..; можно предположить…; таким образом; во-первых, во-вторых… и т.д.
Вступительная часть публичного выступления
При построении текста выступления необходимо учитывать так называемый закон края. Наиболее ярко, успешно слушателями воспринимаются вступительная и заключительная, т.е. крайние части речи. Поэтому вступление и заключение — ударные части речи, т.к. благодаря удачному началу оратор может захватить, возбудить внимание слушателей, а благодаря удачному заключению — оставить общее хорошее впечатление о речи.
1. Вступление состоит из двух элементов — зачина и собственно вступления (завязки). Зачин — самое начало речи.
Виды зачина:
— этикетное обращение в слушателям, приветствие,
— слова, призванные вызвать симпатию (рад приветствовать, мне посчастливилось…),
— бытовой рассказ (что-либо простое, близкое слушателям и к тому, о чем пойдет речь: случай из жизни, легенда и т.д.),
— парадокс,
— неожиданный вопрос,-
т.е. все то, что может служить крючком, зацепляющим внимание
слушателей.
Завязка — вводит в сущность речи, закрепляет контакт со слушателями, их внимание и интерес. Элементы завязки:
— сообщение темы и цели выступления,
— положения, разработанные ранее,
— хронология событий,
— смежные вопросы,
— основные теоретические понятия.
Ошибки вступления: нельзя говорить, что вы не оратор; нельзя начинать с извинений; нельзя начинать с шутки.
2. Заключительная часть выступления
Заключение также состоит из двух элементов — собственно заключения концовки.
Элементы собственно заключительной части:
— итоги всего сказанного, обобщение,
— общий вывод,
— краткое изложение основных тезисов выступления,
— наметить основные пути развития идей,
— постановка каких-либо задач перед аудиторией,
Концовка — самый конец речи. Виды концовки:
— комплимент аудитории,
— призыв,
— лирическая нота,
— обращение к аудитории с пожеланием успехов и под.,
— шутка,
— проблемный вопрос.
Ошибки в заключении:
— шутка, не относящаяся к делу,
— извинение,
— какое-либо дополнение из ранее забытого,
— отсутствие заключения,
слова вот и все, это все и под.
Даже если текст выступления полностью не записывается, рекомендуется вступление и заключение писать полностью, желательно — несколько вариантов. Если выступление небольшое, вступление и заключение в их обычном виде отсутствуют, используются лишь их некоторые элементы.
3. Главная часть выступления
Хорошо продуманное вступление и заключение еще не обеспечивают успеха речи. Поэтому ответственной является и главная часть. В ней излагается материал, разъясняются выдвинутые положения, слушатели подводятся к необходимым выводам. Композиция есть логика развития мысли. Без логически правильного изложения материала речь не воспринимается слушателями. Поэтому, во-первых, материал должен излагаться логически последовательно; во-вторых, все мысли должны быть подчинены одной главной; в-третьих, выполнять свою задачу оратор должен наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств.