Методы измерения количества информации

Особенная(Специальная)

исследует пути и задачи применения компьютерных технологий в различных сферах и направлениях государственно-правового регулирования общественных отношений: в правотворческой и правоприменительной деятельности, в криминалистике и судебной экспертизе, в социологических исследованиях и др.

3. В предмет правовой информатики входит изучение информационных процессов, информационных отношений, информационной деятельности в правовой сфере жизни общества, а также процессов управления данной сферой.

В состав правовой информатики входят теоретическая и прикладная информатика.

Первая изучает теоретические проблемы, вторая сосредоточивает свое внимание на применении ЭВМ для решения практических задач. Правовая информатика является частью общей информатики. Общая информатика — это наука, изучающая структуру и свойства информации, а также закономерности информационной деятельности, ее теорию, методику и организацию. Целью информатики является разработка оптимальных способов и средств представления (записи), сбора, аналитико-синтетической переработки, хранения, поиска и распространения информации.

4. Информация — сведения (сообщения) об объектах и явлениях окружающей среды, их свойствах и отношениях, которые уменьшают степень их неопределенности.

Можно утверждать, что информацией являются используемые данные, представленные в форме, пригодной для передачи и обработки.

Виды:

Все виды информации, функционирующей в обществе, можно назватьсоциальной информацией. Как родовое понятие она охватывает политическую, правовую, экономическую и другие виды информации.* К ней применим и термин интеллектуальная информация.

* Социальная информация является разновидностью семантической информации.

(Социальная информация — это сведения об общественных процессах и отношениях, понимаемых в широком контексте. Различают следующие виды социальной информации.)

По сфере применения:

массовая информация;

правовая информация;

научно-техническая информация;

политическая информация;

статистическая информация;

информация о чрезвычайных ситуациях;

информация о личности (персональные данные).

По режимам доступа:

открытая информация (без ограничения);

информация с ограничением доступа;

закрытая;

государственная тайна;

конфиденциальная информация;

коммерческая тайна;

профессиональная тайна;

служебная тайна.

Информация по видам носителей:

на бумаге;

машиночитаемых носителях;

в виде изображения на экране;

в памяти ЭВМ;

информация, передаваемая по каналам связи;

на других носителях.

Основным источником высокозначимой информации является наука (научные знания— высшая форма информации). Интеллектуальный потенциал науки определяется ее способностью производить новую научную информацию на единицу потребляемой исходной.

Пофункциональному назначению информация может быть разделена следующим образом.

Политическая информация — информация о статике и динамике политических отношений, политической линии государства, деятельности политических партий и общественных объединений, имидже политических деятелей, всех элементах политической системы общества. Разновидность—внешнеполитическая информация — данные о внешнеполитическом курсе государства, внешнеполитических акциях, конфликтах, состоянии международных отношений. Вместе с тем имеется такая политическая информация, которая является одновременно и правовой, т. е. имеет двойное подчинение. Примером могут быть конституционные нормы о предоставлении политического убежища (ст. 63 Конституции РФ), о государственном языке (ст. 68), об участии Российской Федерации в международных объединениях (ст. 79).

Экономическая информация отражает процессы производства, распределения и потребления, происходящие в обществе. Одно из основных понятий рыночной экономики — цена является носителем информации о состоянии экономических процессов. Информатизация бизнеса приводит к тому, что сделки заключаются в компьютерных сетях.

Информация о частной жизни. Термин частная жизнь вытекает из концепции гражданского общества. Понятие информации о частной жизни лица закреплено в ч. 1 ст. 24 Конституции РФ, согласно которой сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Научно-техническая информация. В соответствии с Федеральным законом О науке и государственной научно-технической политике от 23 августа 1996 г.,* научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение и реализацию новых знаний.

Документированная информация — зафиксированная на материальном носителе в виде символов, знаков, букв информация с формальными реквизитами. Это юридические документы, судебные решения, учетная, статистическая информация, регистрационная, создаваемая в процессе производственной, политической, юридической и иных видов деятельности.

Служебная и коммерческая информация (тайна). В ст. 139 ГК РФ Служебная и коммерческая тайна дано ее законодательное определение: 1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность и в силу неизвестности ее третьим лицам к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает мКонфиденциальная информация представляет собой разновидность информации с закрытым доступом. Согласно Федеральному закону Об информации это документированная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. Примерами конфиденциальной информации могут служить персональные данные и информация о частной жизни.

Информация, содержащая государственные секреты (государственная тайна), включает военные, стратегические, особо важные экономические сведения. Их режим установлен Федеральным законом О государственной тайне от 21 июля 1993.

Информация о гражданах (персональные данные) — пол, возраст, семейное положение, сведения о социальном положении, национальность, политические, философские, религиозные взгляды, принадлежность к политическим партиям и общественным движениям, физическое и психическое здоровье, вклады в сберегательных банках, владение собственностью и др.

Основными элементами информации о личности являются: дата и место рождения, адрес, образование, семейное положение, состояние здоровья.

Компьютерная информация. В ст. 272 УК РФ она определяется как информация на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине, системе ЭВМ или их сети. УК РФ различает три вида компьютерных преступлений: неправомерный доступ к компьютерной информации, создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети. К электронной информации относятся как электронные версии нормативных правовых актов, справочников, журналов, газет и других изданий, выходящих и в печатном виде, так и издания и массивы, создаваемые только в электронной форме (журналы, базы данных, записи приборов и т. п.). В качестве основных носителей выступают магнитные ленты и компакт-диски.

5. Так, А. Б. Венгеров выделял два вида правовой информации. Во-первых, ту, которую содержат нормативные правовые акты. Эта информация носит прескриптивный (предписывающий) характер, она первична, имеет определенную структуру, выполняет функции ограничения разнообразия в поведении своих адресатов и т. д. Правовой ее делают специфические качества — установленные процедуры принятия, общеобязательность соответствующего понимания, предусмотренные способы использования и т. д.

Во-вторых, автор считал правовой и ту информацию о юридических документах, которую выдает документальная информационно-поисковая система. Эта информация вторична, она может содержать сведения о нормативных актах, их частях, объединении актов в систему, об источниках опубликования и т. д. Правовая информация в данном смысле охватывает акты разных уровней (в том числе судебную и арбитражную практику), юридическую доктрину и позволяет говорить об информационно-правовой деятельности как новом направлении в юридической работе.

Правовая информация является разновидностью социальной информации, тесно связанной с политической информацией, и её можно определить как используемые в общественной практике знания, сообщения, сведения о правовой сфере жизни общества, о явлениях и процессах, происходящих в этой сфере.

Правовая информация- сведения (сообщения, данные) о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере, содержащиеся в различных источниках и используемых государством и обществом для решения задач правотворчества, правоприменительной и правоохранительной деятельности, защиты прав и свобод личности.

Правовая информация может быть разделена на две большие группы — нормативная и ненормативная правовая информация.

6.Нормативная правовая информация

Этот вид информации касается сведений (сообщений, данных) о нормах права, правовых институтах, правоположениях, санкциях, видах и формах юридической ответственности и т. д.

Нормативная правовая информация может быть представлена в виде четырех уровней:

1. Международно-правовая информация — это сведения, которые содержатся в международных договорах, соглашениях, конвенциях, выражающая взаимосвязи народов, международных организаций, а также отношения по поводу прав и свобод человека.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Тем самым существенно расширяется число актов и норм, подлежащих обработке в автоматизированных информационно-поисковых системах (АИПС) правовой информации.

2. Правовая информация федерального уровня содержится в Конституции РФ, в федеральных конституционных законах, в федеральных законах, в нормативных указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и других нормативных актах

3. Уровень субъекта Российской Федерации (региональный уровень). В соответствии с ч. 2 ст. 5 Конституции РФ республики (государства) в составе РФ имеют свое законодательство и конституцию. Край, область, город федерального значения имеют устав и законодательство. В настоящее время активно формируется региональное законодательство, которое можно подразделить на акты:

представительной и законодательной власти;

органов исполнительной власти;

судебной власти.

4. Акты местного самоуправления. В соответствии со ст. 131 Конституции РФ местное управление не входит в систему государственных органов, а осуществляется в городах, сельских поселениях и других территориях с целью обеспечить самостоятельное решение населением местных вопросов. Нормотворчество органов местного самоуправления представлено актами:

местных представительных органов;

местной администрации;

органов территориального общественного самоуправления.

7.Ненормативная правовая информация

Этот вид данных служит задачам правоприменительной и правоохранительной деятельности, отправления правосудия по уголовным и гражданским делам, обоснованного разрешения арбитражных дел. Используется для систематического информирования граждан, всех общественных структур о наиболее актуальных явлениях, фактах и проблемах в правовой сфере.

Можно предложить следующую структуру ненормативной правовой информации.

1. Информация о состоянии законности и правопорядка (реализует в правовой сфере принцип обратной связи):

о соблюдении прав и свобод человека, содержащаяся в отчетах Уполномоченного по правам человека, в официальных данных о соблюдении Российской Федерацией своих международных обязательств, в материалах специальных комиссий по правам человека;

об эффективности прокурорского надзора, содержащаяся в публикациях средств массовой информации, в периодических изданиях правоохранительных и правоприменительных органов, о формах и способах защиты прав граждан, о принятых мерах по восстановлению законности; ,

гражданско-правовая информация— о гражданско-правовых отношениях, о фактической реализации гражданских прав и обязанностей участников гражданского оборота, различных форм собственности и других вещных прав, договорных и иных обязательств;

административно-правовая информация, рассматривающая административную деятельность органов исполнительной власти и правовые отношения,, возникающие в процессе этой деятельности между органами управления и гражданами.

2. Информация о состоянии и соблюдении конституционных прав и свобод человека и гражданина.

3. Информация о правовой жизни общества, содержащаяся в средствах массовой информации (СМИ).

4. Информация о состоянии преступности (административных правонарушений), ее динамики и мерах предупреждения.

5. Жалобы и заявления граждан.

6. Информация о льготах и привилегиях.

7. Информация, связанная с расследованием и разбирательством конкретных судебных дел:

информация, содержащаяся в уголовных, гражданских и арбитражных дедах;

копии приговоров и решений, справки о судимости;

криминалистическая информация, используемая при доказательстве факта преступления и идентификации лица или группы лиц, совершивших преступление;

судебно-экспертная информация, используемая при проведении судебных экспертиз для доказательства (или опровержения) факта преступления и вины обвиняемого;

оперативно-розыскная информация, содержащая сведения, отражающие ход и результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыску лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния и скрывающихся от правосудия, а также иные сведения и материалы.

Ненормативная информация может быть либо общедоступной, либо ограниченного доступа. Режим и порядок отнесения информации к категории определенного доступа устанавливается руководителем того юридического учреждения, в котором она производится и циркулирует. Ответственность за соблюдение законности и защиту информации лежит на том юридическом учреждении, которое является ее владельцем.

Граждане имеют право на получение ненормативной правовой информации, которой располагают юридические учреждения (справки, копии приговоров, решений, статистическая информация и др.). Заявление о получении такой информации должно быть мотивированным. Граждане имеют право знакомиться с указанной информацией в пределах юридического учреждения.

8. Методология системного анализа закона включает в себя выявление всех системообразующих связей, факторов, конструкций; оптимизацию этих связей, т. е. улучшение качества и эффективности закона; выяснение роли и функции каждой связи в повышении целостности и эффективности закона

Системно-структурный аспект предусматривает изучение внутренних связей и взаимодействия элементов системы. Структура понимается как внутренняя форма системы.

Системно-функциональный аспект предусматривает изучение информационно-функциональных зависимостей: между компонентами данной системы; между компонентами и системой в целом; между системой в целом и другой системой, в состав которой она входит.

Системно-коммуникационный аспект отражает изучение системы во взаимодействии с окружающей средой, анализ возмущающих факторов.

На практике требования системности закона нередко нарушаются. Это выражается, например, в коллизиях и конфликтах правовых норм и правовых актов, их низкой эффективности, нарушении принципа целостности и сбалансированности элементов (в частности, сбалансированности прав и обязанностей субъектов закона).

Детерминированной называется система, поведение которой можно однозначно предсказать. Например, это работа ЭВМ либо какого-либо иного технического устройства. Поведение вероятностной системы может быть предсказано лишь с определенной долей вероятности. Например, это поведение человека.

Простая система не имеет дальнейшего членения на подсистемы.

Сложной называется система, состоящая из входящих в нее простых систем (подсистем), т. е. совокупности отдельных частей. Понятие сложности имеет для информатики методологическое значение. Современные наука и техника весьма часто сталкиваются со сложностями разного рода — сложностью задачи вычислений, объекта, проектирования и т. д.

Социальными являются системы, которые возникают и функционируют в общественной среде. Это системы экономические, политические, научно-технические, управленческие, экологические и др. При всем разнообразии конкретных систем их основным компонентом являются люди, человеческие личности, большие и малые социальные группы и общности. Социальные системы состоят из значительного числа автономных элементов, которые взаимодействуют по определенным законам. Право охватывает своим регулятивным воздействием все функциональные компоненты социальных систем — постановку их целей, социальные функции, информационные потоки, связи с иными системами, способы достижения целей, отклонении от нормального функционирования, элементный состав и т. д..

Сложные динамические системы образуются множеством более простых, каждая из которых является, в свою очередь, самостоятельной системой (простые подсистемы).

Динамическими системами, в которых происходят процессы управления, являются ЭВМ, коллективы людей, объединенные трудовой деятельностью, технические и биологические системы. Другая характерная черта сложной динамической системы — это ее развитие. Во всех сложных динамических системах управление происходит путем сбора, распространения, хранения и переработки информации, выработки и передачи команд управления исполнительным органам.

Сложная динамическая система государство — право — это система многоцелевая, полифункциональная, полиструктурная, многоаспектная; она отличается разнообразием целостных системных свойств, несводимостью к составляющим элементам, их свойств и отношений между ними. Ее описание приходится вести с помощью нескольких специальных языков.

Нормативные системы В обществе существует значительное число социальных регуляторов. Это политические нормы, моральные нормы, средства массовой информации, государство, право. Все они представляют собой не что иное, как разновидность социальных нормативных систем, т. е. в их состав входят различные социальные нормы.

Под кибернетической системой понимается объединенная информационным процессом совокупность подсистем и элементов живой и неживой природы, действия которых служат достижению поставленной цели (система обладает целенаправленным действием), причем оптимальным образом.* Для кибернетической системы характерно наличие субъекта и объекта управления, системы управления.

9. Формализация –выявление и уточнение смысла правового явления через анализ его формы. Метод формализации основан на выделении формы правовых явлений. Право есть формальная система. Это выражается в требовании единства терминологии, точности понятий, в широком использовании в законодательных актах нормативных определений.

Средствами формализации эмпирической информации в правовой информатике являются:

— математические методы, символы и стандартизованные обозначения;

— методы логики, в частности математической логики;

— специальные коды (кодирование криминальной информации);

— социальное измерение, статистические методы.

Метод формализации используется при вводе правовой информации в память ЭВМ. Информация предварительно должна быть представлена в формальном виде и закодирована.

10. Одной из важных практических задач информатики является поиск эффективных методов измерения количества сведений, циркулирующих в информационных процессах.

Значительный вклад в это дело внес крупный американский ученый К. Шеннон, создавший статистическую теорию информации, где решаются многие вопросы ее измерения. Так, в фундаментальном труде, посвященном статистической теории связи (1948).

Информация имеет дело со случайными явлениями и процессами. Поэтому она тесно связана с понятием вероятности.*

* Процесс получения информации можно рассматривать как процесс выбора. Выбор осуществляется как отправителем, так и получателем сообщения. Этот выбор имеет случайный характер.

Если бы система, от которой исходит информация, была известна заранее, не было бы смысла передавать сообщение. Оно приобретает смысл, когда состояние системы заранее неизвестно, случайно.

Исходная система случайным образом может оказаться в том или ином состоянии, ей заведомо присуща какая-то степень случайности, неопределенности. Понятие информации может интерпретироваться как снятие неопределенности.

Неопределенность — это отсутствие данных о системе и ее состоянии. Она может быть измерена

Методы измерения количества информации

Итак, количество информации в 1 бит вдвое уменьшает неопределенность знаний. Связь же между количеством возможных событий N и количеством информации I определяется формулой Хартли:

N=2i.

Алфавитный подход к определению количества информации


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: