Методы обучения по источнику познания

Методы теоретического обучения.

Классификация методов. Выбор методов обучения.

Сущность проблемно-развивающего обучения. Общая характеристика и классификация методов проблемно-развивающего обучения.

Метод -способ взаимодействия педагога и учащегося по достижению поставленной цели.

Классификация методов обучения

Основные группы методов Основные подгруппы Отдельные методы обучения
п/п обучения методов обучения
Методы стимулирования и 1.1 Методы Познавательные игры, учебные
мотивации учения формирования интереса дискуссии, методы эмоционального
к учению стимулирования
1.2 Методы Методы учебного поощрения,
формирования долга и порицания, предъявления учебных
ответственности требований
Методы организации и 2.1 Порцептивные
осуществления учебных методы (передачи и
действии и операции восприятия учебной информации посредством чувств):
Словесный метод Лекция, рассказ, беседа
Наглядный метод Методы иллюстраций,
демонстрации, кино-показ
Аудиовизуальные Сочетание словесных и наглядных
методы методов
Практические методы Методы упражнений, проведения
опытов, выполнения трудовых
задании
2.2 Логические методы Индуктивные, дедуктивные, метод
(организация и осуществление логических операций) аналогии
2.3 Гностические Проблемно-поисковые (проблемное
методы (организация и изложение, эвристический метод,
осуществление исследовательский метод);
мыслительных репродуктивные методы
операций) (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка)
2.4 Методы Самостоятельная работа с книгой, с
самоуправления учебными действиями приборами, объектами труда
Методы контроля и Методы контроля Методы устного контроля,
самоконтроля письменного контроля, лабораторного контроля, машинного контроля. Методы самоконтроля

Методы обучения по источнику познания

Словесные методы обучения. К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их разъяснения преподаватель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, аучащиеся посредством слушания, запоминания и осмысления активно его воспринимают и усваивают.

Рассказ. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к учащимся.

Возможно несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение.Цель рассказа-вступление- подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяющими вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учащихся.

Во время рассказа-изложенияпреподаватель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающемуся плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров.

Рассказ-заключениеобычно проводится в конце занятия. Преподаватель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задания для дальнейшей самостоятельной работы по изучаемой теме.

В ходе применения метода рассказа используются следующие методические приемы: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания (мнемонические; ассоциативные), логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного, резюмирование.

Условиями эффективного применения рассказа является тщательное продумывание темы, удачный подбор примеров и иллюстраций, удержание должного эмоционального тонуса изложения.

Учебная лекция.Как один из словесных методов обучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Лекция, как правило, занимает все занятие, в то время как рассказ занимает лишь его часть.

В ходе лекции используются приемы устного изложения информации, поддержания внимания в течение длительного времени, активизация и мышления слушателей; приемы обеспечения логического запоминания, убеждения, аргументации, доказательства, классификации, систематизации, обобщения и др. Условиями эффективного проведения лекции является четкое обдумывание и сообщение плана лекции, логически стройное и последовательное изложение одного за другим всех пунктов плана с резюме и выводами после каждого из них, логическими связями при переходе к следующему разделу. Не менее важно обеспечить доступность, ясность изложения, объяснить термины, подобрать примеры и иллюстрации, подобрать средства наглядности. Лекцию читают в таком темпе, чтобы слушатели могли сделать необходимые записи. Преподаватели поэтому должны четко выделять то, что следует писать, а при необходимости и повторять, чтобы облегчить запись. Подобным методом легче пользоваться с помощью аудио кассет, также с помощью видеотехники или компьютерной техники.

Беседа.Метод беседы предполагает разговор преподавателя с учащимися. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системой вопросов, постепенно подводящих учащихся к усвоению системе фактов, нового понятия или закономерности.

В ходе применения метода беседы используются приемы поставки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.), приемы осуждения ответов и мнений учащихся, приемы корригирования ответов, приемы формулирования выводов из беседы.

Для целостного восприятия информации вопросы к беседе должны быть достаточно емкими. Слишком мелкое дробление темы на вопросы разрушает логическую ее целостность, а слишком общие вопросы становятся недоступными для обсуждения учащимися. Вопросы не должны требовать от учащихся односложных ответов. Преподаватель может использовать вспомогательные, наводящие вопросы, позволяющие продолжить обсуждение изучаемой проблемы.

Возможны беседы, в ходе которых учащиеся вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенное, делают выводы, подыскивают новые примеры использования в жизни изучаемого ранее явления. Такие беседы носят в основном объяснительный характер и рассчитаны на оперирование ранее усвоенным, на активизацию памяти учащихся.

В то же время при достаточной подготовленности учащихся возможны и весьма желательны беседы, в ходе которых они под руководством преподавателя сами отыскивают возможные ответы на проблемные задачи.

Наглядные методы обучения. К наглядные методам обучения относятся: демонстрация, показ схем, наблюдение за опытами, экскурсии. Наглядные методы достаточно важны для учащихся, обладающих визуальным восприятием действительности. Современная дидактика требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного, воспитательного, также и развивающего эффекта. Она ориентирует преподавателя на такое применение наглядных методов обучения, чтобы иметь возможность развивать абстрактное мышление учащихся.

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетание со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания абстрактного мышления и практики. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах показывает, что при познании явлений действительности они должны применяться во взаимосвязи. Восприятие через первую сигнальную систему должно органически сливаться с оперированием словом, с активным функционированием второй сигнальной системы.

Таким образом, существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. Отдать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочным, так как в зависимости от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а также уровня подготовленности учащихся необходимо В каждом конкретном случае избирать наиболее рациональное сочетание.

Практические методы обучения. Практическим методам относятся лабораторно-практисеская работа, упражнения, разборка схем, самостоятельная работа с учебником, письменные упражнения. Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности учащихся. Во время использования практических методов обучения применяются приемы постановки задач, планирования их выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков, корригирования обучения для полного достижения цели.

К практическим методам относятся письменные упражнения, в ходе которых (или выполняя которые) учащиеся применяет на практике полученные им знания.

К практическим методам относятся также упражнения, выполняемые на компьютере. Практические методы применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как практической работе должно предшествовать инструктивное пояснение преподавателя. Словесные пояснение и показ иллюстраций обычно сопровождают сам процесс: и анализ выполнения работы.

Индуктивный и дедуктивный методы обучения. Индуктивный и дедуктивный методы обучения характеризуются способностью раскрывать логику движения содержания учебного материала – от частного к общему и от общего к частному. При использовании этих методов используются словесные, практические и наглядные методы обучения.

Ералаш №260 \


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: