Методы определения потребности древесных растений

В элементах питания

Правильный выбор эффективных доз и форм внесения минеральных удобрений в лесные насаждения должен базироваться на достоверных сведениях о потребности растений в азоте и других необходимых для роста элементах питания. Поэтому для определения степени обеспеченности лесных насаждений элементами минерального питания разработаны специальные методы, которые с определенной степенью достоверности позволяют установить эти критерии. Основными из них являются визуальный (глазомерный) метод, а также методы почвенной и листовой диагностики.

Визуальный метод основан на анализе внешних признаков растений. На недостаток минерального питания растения чутко реагируют изменением своих внешних признаков ассимиляционного аппарата: часто уменьшаются размеры хвои и листвы, изменяются их форма, строение, окраска. Недостаток азота в растении проявляется светло-зеленой с желтоватым оттенком окраской листьев, пожелтением кончиков хвои, слабым плодоношением, поздним распусканием почек, опадом хвои летом, уменьшением прироста в высоту. При значительном недостатке фосфора хвоя приобретает фиолетовый или красновато-бурый цвет. У сосны это наиболее четко проявляется на старой хвое. Большой недостаток калия приводит к образованию листьев неправильной формы и бурых пятен на них. Хвоя приобретает желтоватый оттенок, причем изменение окраски начинается с кончиков. От содержания калия в древесных растениях зависит их устойчивость к заморозкам и грибным заболеваниям. Недостаток магния проявляется в приобретении хвоей оранжево-желтой окраски, причем граница между зеленым и оранжево-желтым цветом резко выражена. У лиственных пород на листьях образуются желтые пятна разной формы. При недостатке марганца листья буреют и опадают. Укороченная желтая хвоя сосны с белесовато-голубым оттенком наблюдается при недостатке в почве серы. Таким образом, визуальный метод позволяет определить недостаток основных элементов питания для успешного роста древесных растений, однако не дает информации о степени их дефицита. К тому же внешний вид растений изменяется лишь тогда, когда в связи с недостатком определенных элементов пищи уже произошли существенные изменения физиологических функций организма, проявляющиеся в сильном торможении ростовых процессов.

Метод почвенной диагностики заключается в определении наличия основных элементов питания в корнеобитаемом слое и сопоставлении этих данных с оптимальными критериями. Для проведения анализа на участке лесных культур по определенной методике выкапывают несколько почвенных разрезов глубиной до 2 м и делают 15–20 прикопок. Производят описание почвенных горизонтов и отбирают образцы почв для проведения в последующем почвенных анализов. В лабораторных условиях готовят смешанные образцы почв, устанавливают гранулометрический состав и кислотность почвы, определяют содержание в ней гумуса, фосфора, калия, кальция, магния и других элементов минерального питания. Сравнительный анализ содержания основных элементов питания в почве данного участка с оптимальными значениями позволяет охарактеризовать плодородие почвы и при необходимости наметить конкретные мероприятия по его повышению.

Однако по данным, полученным этим методом, не всегда можно судить о доступности для древесных растений элементов питания. Пока не установлено четкой связи между количеством элементов пищи в почве и продуктивностью насаждений. Обычно легкие песчаные и супесчаные почвы нуждаются в повышенном обеспечении их калием и азотом, а тяжелые суглинистые в первую очередь требуют фосфорных удобрений. Торфяно-болотные почвы должны быть обеспечены в большей степени фосфорными и калийными удобрениями, и в меньшей – азотными.

Метод растительной диагностики основан на определении содержания основных элементов минерального питания в хвое или листьях. Для его определения по специальной методике из верхней части кроны берут образцы хвои или листьев у 8–10 деревьев, произрастающих на данном объекте. В лабораторных условиях готовят смешанные образцы, подвергают их озолению и определяют содержание в них биогенных элементов (N, P, K, Mg, Ca, Mn, Cu и др.). Полученные данные сравнивают с оптимальными показателями и по величине отклонений делают выводы о степени обеспеченности растений тем или иным элементом питания (табл. 17).

Таблица 17.Оптимальное содержание основных элементов

Человек и его потребности. Базовые, необходимые, мотивационные и ложные потребности. Лекция 44.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: