По выделению чистой культуры аэробных бактерий
(продолжение)
День наблю дения | Материал | Ход исследования | Результат исследования |
день | Изолированные Колонии на чашках с МПА | 1. Изучение посевов. 2. Отбор подозрительных колоний. 3. Микроскопическое изучение колоний. 4. Отсев колонии на скошенный МПА. 5. Пробирку подписать и поставить в термостат | 1. На 1 и 2 секторах чашки Петри с МПА сплошной рост. На 3 секторе изолированные колонии. 2. Колонии двух видов: а) колонии 8-типа, пигментированные (белые или желтые); б) колонии 8-типа, бесцветные. 3. При микроскопии мазка, приготовленного из пигментированных 8-типа колоний, обнаружены грамположительные кокки. При микроскопии мазка, приготовленного из бесцветных 8-типа колоний, обнаружены грамотрицательные палочки |
день | Рост бактерий на скошенном агаре | Визуальное изучение характера роста. Проверка чистоты культуры | 1. Визуально чистая культура характеризуется однородным ростом. 2. При микроскопическом исследовании мазка приготовленного из чистой культуры, в нем обнаруживаются морфологически и тинкториально однородные клетки |
Протокол №2
По изучению биохимических свойств
Грамотрицательной палочки
День исследования | Материал | Ход исследования | Результат исследования |
день | Чистая культура грамотрица тельной палочки | 1. Определение сахаролитичееких свойств, путем посева на среды Гисса с глюкозой, лактозой, сахарозой. 2. Определение протеолитических свойств, путем посева на МПБ с индикаторными бумажками на индол и сероводород. 3. Термостатиро- вание при температуре 37 °С 18-24 часа. | |
день | Посевы на средах Гисса | 1. Учет сахаролитических и протеолитических свойств культуры | Чистая культура грамотрицательной палочки ферментирует глюкозу и лактозу до кислоты и газа, не ферментирует сахарозу. Разлагает белки с образованием индола. Сероводород не образует |
Протокол №3
По выделению чистой культуры анаэробных бактерий
День исслдования | Материал | Ход исследования Результат исследования | |
день | Исследуе мый материал | 1. Микроскопическое исследование препарата, по Граму. | В препарате обнаружены грамположительные палочки и кокки |
(смесь бактерий, стафилококки и скостри- дии) | 2. Посев смеси бактерий на среду Китта- Тароцци. 3. Термостатирова-ние при температуре 37 °С 18-24 часа | ||
день | Посев на среде Китта- Тароцци | 1. Изучение посевов. 2. Микроскопическое исследование препарата, окрашенного по Граму | 1. На среде визуально обнаруживается диффузное помутнение. 2. В препарате обнаружены грамположительные палочки |
Задача 1
У больного пневмонией в мокроте обнаружены грамположительные кокки, располагающиеся скоплениями в виде «гроздьев винограда».
1. Какой микроорганизм имеет такие морфологические и тинкториальные свойства?
2. Какие питательные среды необходимо использовать для выделения чистой культуры этого возбудителя?
3. В какую группу по типу дыхания относится данный микроорганизм?
4. Как провести выделение чистой культуры?
Задача 2
В мазках испражнений, окрашенных по Граму, обнаружены грамотрицательные палочки.
1. Каковы морфологические и тинкториальные свойства микроба?
2. Можно ли на основании этих свойств определить вид микроба?
3. Какие исследования необходимо провести для идентификации выделенного микроба?
Задача 5
При посеве исследуемого материала через сутки культивирования на среде МПА обнаружены колонии 8-типа.
1. Перечислите признаки, характерные для колоний 8-типа
2. Какие бактерии могут образовывать данный тип колоний?
3. К какому типу сред относится среда МПА?
Задача 4
В мазке из зева больного ангиной обнаружены грамположительные кокки, располагающиеся цепочкой.
1. На каких питательных средах можно выращивать данный возбудитель и почему?
2. Опишите характер роста возбудителя на жидких и твердых питательных средах.
3. Через какое время обнаруживается видимый рост этого возбудителя на питательных средах?
Задача 5
Мокроту больного посеяли на среду Левенштейна-Иенсена. Через 2 месяца культивирования на поверхности среды обнаружены морщинистые колонии светло-кремового цвета (колонии в виде «тутовой ягоды»).
1. Для какого возбудителя характерен описанный выше вид колоний?
2. К какому типу относятся описанные выше колонии?
3. Через какое время появляется видимый рост у большинства бактерий и почему?
Задача 6
При посеве патологического материала на среду МПА через 24 часа культивирования на ней обнаружены матовые, плоские с локонообразной периферией колонии (колонии в виде «львиной гривы»),
1. Какой возбудитель образует на среде МПА такие колонии?
2. К какому типу относятся описанные выше колонии?
3. Опишите рост данного возбудителя на среде МПБ.
Задача 7
У больного гнойным уретритом при микроскопии отделяемого уретры обнаружены грамотрицательные диплококки (в виде кофейных зерен) в большом количестве.
1. Какой микроб имеет такие морфологические и тинкториальные свойства?
2. Какие питательные среды необходимо использовать для выделения чистой культуры этого возбудителя?
3. В какую гру ппу по типу дыхания относится данный микроорганизм?
4. Какие исследования необходимо провести для идентификации выделенного микроба и постановки диагноза?
Задача 8
В бактериологическую лабораторию направлены для исследования испражнения больного с диагнозом — «острая кишечная инфекция».
1. На какие питательные среды необходимо посеять материал для выделения возбудителя и уточнения диагноза?
2. Какие свойства микроорганизма необходимо изучить?
Задача 9
В лабораторию доставлена мокрота от больного для подтверждения диагноза — «туберкулез». При микроскопии мазков, окрашенных методом Циля- Нильсона, обнаружены красные тонкие палочки.
1. Какой метод выделения чистой культуры необходимо использовать в данном случае?
2. Каковы этапы выделения чистой культуры?
3. Как проверить чистоту выделенной культуры?
Задача 10
В бактериологической лаборатории произведен посев исследуемого материала в конденсационную жидкость скошенного МПА. Через сутки культивирования на питательной среде обнаружен «ползучий рост» микроорганизмов.
1. С какими свойствами бактерий связан их «ползучий рост»?
2. Для какой цели может быть использовано изучение этой особенности роста бактерий на питательных средах?
3. Как называется данный метод культивирования бактерий?
Задача 11
При изучении посева испражнений больного острым кишечным заболеванием на среде Эндо обнаружены 8-типа колонии, имеющие различные размеры и окраску. Одни колонии были крупные, красного цвета; другие — мелкие, бесцветные.
1. Одного ли вида микробы находились в исследуемом материале?
2. К какой группе сред относится среда Эндо?
3. Назовите еще ряд питательных сред, применяемых для этих целей?
Задача 12
В бактериологическую лабораторию из хирургического стационара для проверки на стерильность направлен шовный материал (кетгут). После проведенных исследований установлено, что он загрязнен клостридиями.
1. Как была проведена проверка кетгу та на стерильность?
2. Какие патогенные клостридии Вы знаете и какие заболевания они могут вызывать?
Задача 13
В бактериологическую лабораторию доставлена отечная жидкость из раны больного с подозрением на «газовую гангрену».
1. Укажите в какую группу по типу дыхания относятся возбудители газовой гангрены?
2. Какие методы культивирования применяются для выращивания данных микробов?
Задача 14
Для идентификации аэробной культуры грамотрицательной палочки Вам необходимо изучить ее биохимические свойства.
1. Что входит в понятие биохимические свойства?
2. Какие питательные среды могут быть использованы для изучения биохимических свойств?
Задача 15
Из испражнений выделена чистая аэробная культура грамотрицательной палочки, вызвавшая следующие изменения на средах Гисса: ферментация глюкозы и лактозу до кислоты и газа; отсутствие ферментации сахарозы; разложение белков с образованием индола.
1. Какие ферментативные свойства изучены на средах Гисса?
2. Какой грамотрицательный микроб обладает указанными биохимическими свойствами?
Литература
1. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология/ Под. Ред Л.Б.Борисова, А.М.Смирновой. — М.: Медицина. 1994.-528 с.
2. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология/ А.И.Коротяев. С. А. Бабичев. — Санкт-Петербург: Специальная литература, 1998 — 561 с.
3. Медицинская микробиология / В.Н.Покровский. О.К.Поздеев- М.: ГЭОТАР Медицина, 1998.- 1184 с.
4. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии/ Л.Б.Борисов. Б.Н.Козьмин-Соколов- М.: Медицина, 1993 — 167 с.
5. Руководство к практическим занятиям по микробиологическим исследованиям/Ф.К.Черкес -М.. Медицина, 1980,-288с.
6. Руководство по классификации микробов/ДБерджи. — Балтимор, 1994,- 495 с.
7. Шлегель Г. Общая микробиология (перев. с нем.)// М.: Мир, 1987,- 563 с.