АТАКА — акция, имеющая целью быстрое исправление недостатков, выполнение определенного задания силами всего отряда. Обычно используют трудовые атаки, которые проходят в очень сжатое время (до 1-2 часов).
ВЕЧЕР — действие комплексного характера, проводимое в вечернее время суток. Обычно вечер включает в себя другие варианты форм работы, например конкурсы. В практике наиболее часто используются тематические вечера («Вечер бардовской песни», «Вечер разгаданных и неразгаданных тайн» и прочее).
ВИКТОРИНА — один из вариантов интеллектуального турнира. Суть ее известна: участникам предлагаются вопросы, на которые необходимо найти правильные ответы. Викторина может быть очной, когда все действия от вопроса до поиска ответа происходят сразу. Но может быть и заочной. В этом случае вопросы предлагаются, к примеру, утром, а ответы (обычно в письменном виде) организаторы получают вечером.
Викторина имеет золотое правило: «Каков вопрос — таков ответ!». Поэтому помните о корректности вопроса и его формулировки.
ДЕСАНТ — трудовая акция, проводимая для помощи другим людям в важном деле. В десанте участвуют добровольцы (обычно часть отряда), и он проводится:
• по просьбе тех, кто нуждается в помощи;
• заданию руководящих органов отряда или лагеря;
• собственному почину.
Десант обычно проходит с выходом (выездом) на объект работы, и длится он от нескольких часов до 2-3 дней.
ДИСПУТ — форма работы с целью публичного обсуждения актуальных вопросов или важной проблемы. В ходе диспута происходит демонстративное столкновение мнений. Проблема диспута должна быть полемичной. Диспут предполагает предварительное объявление основных вопросов, выносимых на обсуждение. Обычно это вопросы морально-этического и эстетического характера. Чтобы диспут не перешел в обыкновенную перепалку, крайне важно сосредоточить внимание участников на культуре спора.
ЗАЩИТА ПРОЕКТА — акция, во время которой дети делятся на группы и выполняют задания по подготовке и последующей защите проекта, воплощающего представление группы о чем-либо. Общая структура данной формы такова:
• выбор общей темы;
• формирование проектных групп;
• подготовка к защите (выбор способа представления проекта, изготовление иллюстраций, подготовка выступления);
• защита (сообщение проектных групп, обсуждение);
• оценка проекта, подведение итогов.
КОНКУРС- это состязание в каком-либо виде деятельности, имеющее целью выделить наилучших участников, лучшие работы и т. п. Обычно конкурсами не называют состязание в спорте и интеллекте.
Организация конкурса (или конкурсной программы — объединение нескольких конкурсов с общей темой) предполагает:
• разработку условий и критериев конкурсов;
• формулировку конкурсных заданий;
• яркое интересное название.
КОСТЕР — ритуальная форма работы в лагере, которая представляет собой определенную содержательную программу, проводимую у вечернего огня. Костры бывают торжественными (праздничными) и рядовыми. К первым относятся костры, посвященные открытию и закрытию смены, каким-то торжественным событиям в жизни страны, региона, лагеря, отряда.
К другой группе относятся костры-«огоньки», костры-представления, гостевые костры.
Костер-«огонек» — форма свободного общения, возможность осмысления каких-либо вопросов, подведение итогов дня, разговоры о планах на предстоящее.
Костер-представление имеет разнообразную содержательную программу. Конкурсы, песни, сценки, шутки — здесь все возможно. На таком костре могут быть и гости — зрители.
На гостевой костер приглашаются, как это понятно из названия, гости. Этот костер — форма разговора, беседы. На таком костре возможны творческие подарки для гостей.
Надо помнить, что при проведении костра особое внимание обращают на ритуал зажжения и на правила безопасности.
ЛИНЕЙКА — одна из организационных форм работы в лагере, предполагающая построение участников смены и сообщение им важной информации. Линейка — это ритуальное представление. Линейки бывают торжественными (открытие и закрытие смены и пр.) и рабочими (ежеутренняя линейка с информацией о плане на день). При проведении линейки может быть использована лагерно- отрядная атрибутика (вынос флага, сдача рапорта, специальный звуковой сигнал и т. д.). Продолжительность линейки не должна превышать 15 минут.
МУЗЧАС(музыкальный час) — форма художественного направления, представляющая собой песенно-игровое занятие. Содержание: разучивание новых и исполнение уже знакомых песен, проведение музыкальных игр и конкурсов. Продолжительность в среднем от 40 минут до 1,5 часа (все зависит от индивидуальных особенностей группы).
ПОХОД — комплексная акция, включающая в себя небольшое путешествие, экскурсию, лагерь-бивак. В лагере обычно проводят однодневные походы и двухдневные (с ночевкой). Наиболее часто встречаются пешие походы, но могут быть водные и велопоходы. Перед походом независимо от его разновидности необходимо:
• определить цель, наметить маршрут, обдумать возможные сложности, оформить необходимые документы;
• собрать снаряжение;
• провести проверку физической готовности детей, их тур-навыков.
В поход с группой более 20 человек идут не менее 2 взрослых, желательно присутствие и медработника.
РАЗВЕДКА — форма получения детьми информации об окружающем мире. Используется обычно как этап планирования жизнедеятельности отряда, как поиск интересных дел.
Виды разведок:
• разведка-наблюдение;
• разведка-интервью;
• разведка-экскурсия;
• разведка-изучение документов.
СБОР — общее собрание всех членов отряда, всех ребят лагеря для обсуждения совместно с педагогами важнейших вопросов жизнедеятельности на время смены. В некоторых лагерях и отрядах это высший орган самоуправления.
Варианты проведения сбора:
1. Сбор — рождение отряда. Оформление «лица» отряда: содержание деятельности, название, атрибутика, руководящие органы и т. д.
2. Сбор-старт. Перспективное планирование на определенный срок или разработка плана предстоящей акции.
3. Экстренный сбор. Сбор-ЧП, обсуждение события, требующего принятия немедленного решения.
4. Праздничный (торжественный) сбор. Общее собрание, посвященное какому-то знаменательному событию.
СПОРТЧАС (спортивный час) — форма организации физкультурно-оздоровительной работы. Проводить спортчас может и физрук, и сам педагог (все зависит от содержания деятельности). На спортивном часе можно разучивать и проводить спортивные командные игры и их вариации: волейбол, пионербол, футбол, «снайпер» и прочие, а также различные подвижные игры и состязания. Главное, чтобы было безопасно, полезно и весело.
ТРЕНИНГ — форма практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы. Базовые методы тренинга — групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. Численность группы обычно от 7 до 15 человек. Наиболее известны: тренинг поведенческий, тренинг чувствительности, тренинг ролевой, видеотренинг и прочие.
ТУРНИР — состязание более двух участников или команд в определенном виде деятельности, проводящееся, как правило, по круговой системе (каждый встречается один или несколько раз со всеми) с целью выявить лучшего, победителя. Данная форма используется и в спорте, и в интеллектуальных соревнованиях (значительно реже — художественно-прикладном направлении детского творчества): футбольный, шахматный турниры, турнир эрудитов, Рыцарский турнир.
Присутствие в названии проводимого творческого соперничества термина «турнир» нацеливает организаторов именно на круговую форму состязания.
Здесь возможны несколько вариантов:
1. Соперники разбиваются на пары, и победители выходят в следующий тур, где опять проходят парные встречи до выявления одного победителя.
2. Соперники встречаются друг с другом по кругу. Победителем окажется тот, кто в личных встречах одержал больше побед.
Турниры, как и конкурсы, могут быть индивидуально-личными и командными. Для турнира, так же как и для конкурса, важно яркое, интригующее название.
ФЕСТИВАЛЬ- массовое празднество, предполагающее смотр лучших работ, достижений в каком-то виде деятельности; это комплексная акция, состоящая из разнообразных элементов (от выставок и конкурса до вечеров и парадов): фестиваль друзей, театральный фестиваль, фестиваль юмора и прочие.
ЭКСКУРСИЯ— групповое посещение достопримечательного места с образовательной целью. Это и экскурсия-«кругосветка» по лагерю, и экскурсия в музей, на предприятие и прочие. Экскурсия может быть и шутливо-ироничной.
ЭСТАФЕТА — форма организации соревнования в различных видах деятельности. Суть эстафеты в поочередном преодолении участниками одной группы определенных этапов, препятствий игрового маршрута. По ходу эстафеты участники передают друг другу право прохождения маршрута («эстафетную палочку»).
ЯРМАРКА — развернутое на определенной площадке совместное развлечение (гулянье) детей и взрослых, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы.
Алгоритм проведения:
• общий сбор, начало — зачин (от линейки до карнавала);
• свободное движение участников ярмарочной площадки;
• свободный выбор аттракционов и участие в них;
• финальный сбор.