Муниципальных библиотек: основные подходы

Сеть библиотек – совокупность взаимосвязанных библиотек, объединенных, как правило, принадлежностью к определенной территории, учредителю, обладающих, как правило, единым методическим центром, при создании и размещении которых учитывается наличие и масштаб деятельности каждой из них с целью создания максимально доступного и удобного для населения пользования ими на территории города, села.

Сеть общедоступных (публичных) библиотек строится по административно-территориальному принципу, т. к. эти библиотеки предназначены для обслуживания жителей той или иной территории, населенного пункта или его части. При размещении библиотек по территорииучитываются требованияих приближенияк населению, равномерного размещения, региональные особенности местности, возможности координации взаимодействия библиотек при обслуживании пользователей. В конкретных случаях создания и размещения библиотеки учитываются такие факторы как радиус обслуживания библиотекой; степень обособленности жилого района или населенного пункта; вероятность использования библиотеки, этажность застройки, т. е. плотность и численность населения; характер и уровень промышленного производства; формы расселения и конфигурация территории; природные условия.

Создание рациональной с экономической точки зрения, удобной с точки зрения пользования сети общедоступных (публичных) библиотек – сложная задача, так как требуется ее постоянная корректировка с учетом меняющейся административно-территориальной, демографической и расселенческой ситуаций.

Инструментом организации библиотечной сети является норматив (стандарт). В связи с нахождением общедоступных (публичных) библиотек в ведении муниципалитетов (местных органов власти), утрачено влияние на них общефедеральных регламентирующих документов, в частности, разработанных Министерством культуры. Соответственно, позиция местных органов власти является определяющей при создании и размещении библиотек в пределах их территориальной компетенции. В частности, в должной мере не реализуется приказ Министерства культуры и массовых коммуникация РФ «Об утверждении нормативов минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений)» от 20.02.2008 г. № 32, устанавливающий основные требования к качеству и обеспечению доступности библиотечного обслуживания для населения.

Рекомендательным характером обладает документ РБА «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки» (2008), устанавливающий обязательность наличия публичной библиотеки в каждом поселении территории (муниципального образования), ее размещения с учетом ее максимальной доступности (по времени не более 15–20 мин., за которое местный житель может добраться до библиотеки).

Реально сегодня в среднем одна муниципальная библиотека приходится на 3 тыс. человек, в сельской местности – на 1 тыс. жителей. Мелкие населенные пункты обслуживаются библиотечными пунктами (их более 57 тыс.), в то же время в значительном числе сельских населенных пунктов вообще нет библиотек.

4.3. Организация обслуживания городского населения общедоступными (публичными) муниципальными библиотеками

Городские муниципальные библиотеки в пределах одного города по юридическому статусу являются библиотекой городского округа: это учреждение, состоящее из одной библиотеки или нескольких библиотек, объединенных в структурно-целостное образование, созданное органом местного самоуправления для обслуживания населения городского округа, осуществляющее просветительскую, информационную и краеведческую деятельность на территории городского округа.

В большинстве случаев городские муниципальные библиотеки объединены в ЦБС. При этом в городах могут быть разные варианты ЦБС: единая городская ЦБС (входят детские библиотеки, библиотеки, обслуживающие только взрослых пользователей, библиотеки, обслуживающие и взрослых, и детей); две ЦБС(ЦБС библиотек для взрослых и ЦБС детских библиотек: в случае большого количества детских библиотек; несколько ЦБС (ЦБС создаются в пределах административного района города (Санкт-Петербург) или округа (Москва).

В настоящее время нет типового названия ЦЦС как учреждения, например, вЧелябинске она называется МУК «ЦБС»; в Екатеринбурге МОБ (Муниципальное объединение библиотек); в Магнитогорске «Объединение городских библиотек», в Уфе «ЦБС массовых библиотек», Няганская информационно-библиотечная система и др.

В структуре городской ЦБС – центральная городская библиотека (ЦГБ, она же – ЦБ ЦБС) и филиалы. Видовые особенности ЦГБ определены ее центральным положением в городской системе библиотечного обслуживания, выполнением функции методического центра для филиалов ЦБС, осуществлением координационно-методических связей между городскими библиотеками всех ведомств.

ЦГБ имеют сложную структуру (структура библиотеки –совокупность ее внутренних подразделений (отделов), выполняющих определенную производственную функцию. Раньше все ЦБ ЦБС имели типовую структуру, в настоящее время они вправе самостоятельно решать этот вопрос, однако, как показывает практика, в основе структура разных ЦГБ близка. Как правило, есть: отдел комплектования и обработки документов, отдел организации и использования единого фонда, методический отдел (отдел методической работы и маркетинга), информационно-библиографический отдел, отдел обслуживания (включает общие и специализированные читальные залы: искусств, нотно-музыкальный, иностранной литературы, краеведческой литературы и др., а также абонементы – общий и специализированные: художественной литературы и отраслевые). Новое в структуре современных ЦГБ:Интернет-зал, отдел мультимедиа, отдел экологической культуры, отдел новых библиотечных технологий и др. В целом структура ЦГБ зависит от ее масштабов и региональной специфики.

Разнообразные филиалы городской ЦБС представлены видами: по месту в ЦБС –опорные (центральные библиотеки микрорайона) и низовые (все остальные); по задачам и направлениям работы – универсальные (содействие самообразованию по всем отраслям знания) и специализированные.

До 1990-х гг. все массовые библиотеки были унифицированными по составу фонда, направлениям работы. С начала 1990-х гг. актуализировалась идея «Каждой библиотеке – свое лицо», что проявилось в появлении у отдельных библиотек специфики в составе фонда, в ориентации на конкретную группу пользователей и отразилось как в названии библиотеки, так и во внешних атрибутах ее дизайна и МТБ в целом. В итоге в системе общедоступных (публичных) библиотек (преимущественно – городских) сформировалась группа специализированных (профилированных) библиотек, ориентированных на общеобразовательные запросы всех групп пользователей при сохранении универсального фонда, однако приоритетно развивающихся в каком-либо направлении работы с определенной категорией пользователей или со всеми пользователями в определенном направлении.

Виды специализированных общедоступных (публичных) библиотек:

1) без выраженного профилирования фонда:

а)библиотеки семейного чтения: ориентация в содержании и формах на обслуживание всей семьи;

б) библиотеки – культурные комплексы и социально-досуговые центры: организация досуга для всех или для определенных групп–возрастных, социальных (например, для женщин: библиотека «Мир женщины»; инвалидов: библиотека «Милосердие»; педагогически запущенных детей и др.). Формы таких библиотек: «Библиотека-клуб», «Библиотека-игротека», «Библиотека-музей», «Библиотека – книжный магазин», «Библиотека – литературный салон», «Интеллект-центр» и др.;

в) библиотеки – информационно-образовательные центры: например, организуют подготовку к школе, создают кружки по интересам, оказывают информационную поддержку предпринимательству, ведут просветительную краеведческую (музейную) деятельность (библиотеки-музеи) и др.

2) с выраженным профилированием фонда по какой-либо теме, отрасли, жанру, языку(профилированный фонд – не более 50 % от всего фонда):

а) библиотеки культурно-исторической направленности (библиотеки духовного возрождения, исторические: в Санкт-Петербурге – детская библиотека «История Санкт-Петербурга», в других городах – детские библиотеки «Отечество», библиотеки христианской религиозной литературы и др.);

б) библиотеки фантастики, библиотеки бестселлеров, периодики;

в) библиотеки экологической направленности;

г) библиотеки национальной литературы;

д) др. специализация (например, здоровьесбережение).

Условия создания специализированных общедоступных (публичных) библиотек:

1) учет реальной библиотечной и социальной ситуации в районе обслуживания (наличие спроса на тематическую информацию и услуги, отсутствие риска ущемления интересов других пользователей и др.);

2) координация деятельности с другими заинтересованными организациями;

3) профессионализм кадров по направлению специализации;

4) наличие соответствующей МТБ.

Совершенствование функционирования городских муниципальных библиотек в настоящее время во многом основано на принципиальном изменении их формы. К перспективным действиям в этом направлении относят: создание «эталонных» городских библиотек; создание библиотек, работающих по европейской модели обслуживания населения (например, проект «Библиотека века» в Екатеринбурге), создание муниципальных досуговых центров, включающих библиотеку, дворец культуры, клуб (например, в г. Алапаевске Свердловской области).

4.4. Организация обслуживания сельского населения

005. Компонентный веб сегодня: обзор готовых библиотек — Владимир Гриненко


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: