Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии или исполнении музыки, есть признак формирования музыкально-эстетического вкуса. Развитый музыкальный вкус – это способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. О развитости музыкального вкуса говорит то, какую музыку и как глубоко воспринимает человек.
Палитра музыки столь богата, ее язык столь гибок, что в нем находятся созвучия любому движению человеческой души, любому явлению материального мира. Справедлива известная мысль: когда умолкает слово — начинает звучать музыка. Все, то что не подвластно слову, не находит, в нем своего выражения, находит своеобразное выражение в музыке удивительно ярко, полно и многогранно воспевает музыка неповторимо прекрасную гармонию природы. Уже поэтому приобщение к музыке — это и приобщение к гармонии природы, важный фактор гармоничного развития самого человека.
Музыка — искусство, обладающее особенно большой силой эмоционального воздействия на человека, сопутствует всем знаменательным актам жизни человека и человечества, в буквальном смысле «выпрямляет душу человека» (В. А. Сухомлинский).[13;64]. Приобщение к музыке,- понятие и постижение её тайн оставляют неизгладимый след во всем духовном облике человека, придает ему гармоничность и эстетическую, завершенность. Невозможно переоценить роль музыкального воспитания в формировании всесторонне и гармонично развитой личности.
Ребенку нужно помочь увидеть и понять прекрасное. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир тоньше, радужнее, многостороннее. Восприимчивость к красивому не только обогащает духовно, но и направляет его поступки, поведение, на добрые дела или, как говорил композитор Д. Б. Кабалевский, «прекрасное пробуждает доброе». Поэтому одной из задач воспитания ребенка является развитие у него чувства прекрасного, т. е. эстетической восприимчивости ко всему окружающему. Воспринимая музыку, ребенок глубже чувствует и осознает окружающее. Она будит его мысль и чувства, развивает творческую фантазию, формирует художественный вкус. Учитель должен помочь детям полюбить и понять хорошую музыку. Уже с раннего возраста нужно приучать ребёнка к музыке. В детском саде эту задачу выполняют музыканты-педагоги, в школе учителя музыки.
У школьников, есть потребность выражать свои чувства, настроение в песне, так как песня является важнейшим средством музыкального воспитания ребенка. В школе учат детей петь выразительно, непринужденно, звонким голосом, напевно и легко. Детей учат брать дыхание между музыкальными фразами, перед началом пения, удерживать его до конца музыкальной фразы. От школьников требуют отчетливо произносить слова песни, одновременно начинать и заканчивать песню, петь без напряжения, плавным, легким звуком. В процессе пения у учащихся развивается музыкальный слух, чувство ритма. Вкусы у детей разнообразные, их необходимо постоянно развивать и совершенствовать.
Песни для пения надо выбирать доступные, достаточно выразительные. Слушая музыку (а сейчас имеется большой выбор для детей), школьники учатся различать характер музыкальных произведений, но ребенок воспринимает глубже и осмысленнее музыку, если учитель познакомит его с их содержанием, используя для этого небольшой образный рассказ, стихотворение, расскажет об отдельных ярких средствах музыкальной выразительности. Например, «Марш деревянных солдатиков», муз. Чайковского. Музыка четкая, легкая, ведь солдатики маленькие, деревянный — это игрушечный марш. «Песня жаворонка», муз. Чайковского. «Есть такая птичка — жаворонок. Она особенно хорошо поет. Поет красиво, звонко, нежно и летает легко и быстро.
Пусть дети узнают, что музыку пишут композиторы, народ, пусть запоминают имена композиторов. Все сведения о музыке нужно закреплять показом картинок, игрушек, портретов композиторов. Нельзя принуждать учащегося помимо его желания слушать музыку. Надо заинтересовать его чем-то необычным, например, близким, знакомым образом. «Хочешь я дам послушать тебе песенку, где петушок поет, лошадка скачет?» Такое прослушивание ненавязчиво, интересно для ребенка, особенно, если оно сопровождается игрой, показом игрушки, картинки.
Начинать становление процесса музыкального восприятия у учащихся следует с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций, формирования эмоциональной отзывчивости как части музыкально-эстетической культуры. Учащиеся должны постепенно знакомиться с различными жанрами, стилями, изобразительностью и выразительностью музыки, изучать творчество композиторов, накапливать знания о видах исполнительства и стилях народной музыки. Учитель дает необходимые музыкально-эстетические представления, систематически пополняя круг уже имеющихся знаний, тем самым он преследует цель воспитания эстетически развитого слушателя музыки, обладающего в известной степени сформированным музыкально-эстетическим вкусом.
Формирование музыкально-эстетических вкусов учащихся – это процесс сложный и требующий от учителя музыки объективности и широты собственных музыкальных взглядов.
Основные методы эстетического воспитания можно объединить в следующие группы:
1. Методы и приемы формирования элементов эстетического восприятия, оценок, вкусов, чувств, интересов и т.д. Например, слушание музыкального произведения, рассматривание картины или иллюстрации, беседы и т.д.
При использовании этой группы методов педагог должен помнить, что эстетическое восприятие возможно лишь при относительной независимости человека от материальных нужд, потребностей, что необходим особый настрой на восприятие эстетического, особое ожидание эмоционального воздействия, направленность внимания на эстетические качества объекта, опора на эмоции и чувства с побуждением к сопереживанию. С этой целью применяются различные сочетания словесных и наглядных методов и приемов в зависимости от того, с каким эстетическим явлением знакомят детей. Это могут быть целенаправленные наблюдения за явлениями окружающего с опорой на зрительные, слуховые, осязательные восприятия, с прослушиванием музыкальных произведений, использованием художественного слова.
2. Методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности, на развитие их умений и навыков художественно воспроизводить окружающее, осваивать элементарные средства художественной выразительности в зависимости от вида искусства: музыки, пения, танца, рисования, лепки, аппликации, художественного слова. Это могут быть сочетания различных наглядных, практических и словесных методов и приемов.
3. Эта группа методов и приемов направлена на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков детей. Эти методы предусматривают необходимость создания поисковых, «проблемных» ситуаций, дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей. Конкретные приемы будут несколько различаться в зависимости от того, связываются ли они только с восприятием или воспроизведением, исполнительством или творчеством.
В первом случае методы и приемы побуждают детей к самостоятельному высказыванию по поводу содержания, характера, выразительных средств конкретного произведения искусства, к оценке качества своего исполнения и исполнения сверстников, к различным сравнениям и сопоставлениям. Во втором случае дети выполняют задание в более сложных условиях. Например, им не показывают способ изображения предмета, а предлагают догадаться, подумать, найти самим этот способ да еще спланировать все этапы действия и рассказать о них. [25;125].
Таким образом, ребенок учится думать, искать, пробовать, находить решение. Творческие усилия детей направляются на поиски в художественной деятельности новых средств, вариантов, комбинаций. Методы, которые используются на занятиях, при этом носят характер управления деятельностью детей.
Музыка самый мощный и эмоциональный вид искусства. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство. Образы искусства, вызывая резонанс в душе ребенка, формируют представление о добре, красоте, духовных ценностях.
Подводя итог можно сказать, что средства искусства, используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания школьников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Необходимо помнить, что для эстетического развития ребёнка учителя должны в равной степени как пользоваться искусством, так и уделять время развитию практических навыков, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. Реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Заключение
Сегодня, в эпоху кризиса духовной и эстетической культуры, во времена падения гуманистических идеалов и суждений, что обусловлено многими негативными факторами, в том числе и социально-экономическими; важно возродить тенденцию ценностного отношения общества к человеческой личности и заинтересованность в ее гармоничном развитии. Необходимо создать целостную систему эстетического воспитания подрастающего поколения, средоточием которой должна стать школа, где приобщение детей к искусству и сокровищам общечеловеческой культуры планомерно и целенаправленно ведется на уроках эстетического цикла.
Работа по эстетическому воспитанию в школе тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности. Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует к формированию многих качеств личности ребенка. Это сложный и длительный процесс. Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.