Написание выпускной квалификационной работы

Изложение материала в выпускной квалификационной работе должно быть последовательным и логичным. Все разделы должны быть связаны между собой. Особое внимание следует обращать на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от вопроса к вопросу.

Написание текста выпускной квалификационной работы следует начинать с введения и первой главы, последовательно прорабатывая все разделы, включенные в план. Изложение материала в выпускной квалификационной работе должно быть конкретным и опираться на результаты практики, при этом важно не просто описание, а критический разбор и анализ полученных данных.

ВВЕДЕНИЕ.Это наиболее формализованная часть работы. Во введении представляется программа исследования – идеальный план действий исследователя, который необходим как для понимания что, зачем, как и с помощью чего исследовать, так и для понимания того, как реализовать это исследование (логический план последовательных действий). Введение имеет устоявшуюся структуру.

Актуальность темы исследования. В этой части введения дается обоснование того, зачем и почему изучается именно эта тема, проблема. Актуальность важно формулировать максимально конкретно, в рамках выбранной темы исследования. Раскрывая актуальность исследования, нужно показать какие задачи стоят перед теорией и практикой, перед информационной наукой в аспекте избранного направления в конкретных условиях, отразить, что уже сделано предшествующими учеными и исследователями, и что еще не до конца изучено, какой новый ракурс проблемы раскрывается в работе.

Исследование начинается с формулировки научной проблемы, которая вытекает из выбранной темы исследования. В широком смысле проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.

Проблема исследования – это вопрос, на который планируется ответить в процессе работы над исследованием; это то, что мы изучаем. Сформулировать проблему проще как вопросительную форму темы.

Важно понять, что проблема – это не только уточнение темы, а нахождение и лаконичная формулировка определенного противоречия или неизвестного, которое нужно разрешить или выяснить в ходе исследования.

После того как проблема сформулирована, необходимо обозначить цель исследования– представляемое и желаемое будущее событие или состояние, идеальное представление результата нашего действия. С ней сообразуются средства, необходимые для ее достижения. Цель – это то, что намерены достигнуть в процессе работы; то, что в исследовании мы хотим разъяснить. Например: «Цель исследования – выявление, обоснование и экспериментальная проверка условий…». Чем конкретнее цель, тем понятнее что, как и какими средствами планируется достичь в работе.

Вслед за проблемой определяется объект исследования, а затем предмет исследования.

Объект исследования – это, как правило, область или сфера явлений, реальные психолого-педагогические процессы, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Определяя объект исследования, проясняется вопрос: что исследуется?

Предмет исследования – это отдельные стороны, свойства, характеристики объекта; та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные для исследования признаки объекта.

Предмет – более узкое понятие по сравнению с объектом исследования. Размышляя над предметом исследования, определяется какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование. Предмет исследования созвучен теме исследования.

С объектом и предметом исследования тесно связаны задачи исследования. Задача – это заданная в определенных конкретных условиях цель деятельности. В исследовании задачи – это конкретные вопросы или действия, разрешение или совершение которых приближает к раскрытию проблемы исследования и достижению цели работы. Осмыслению задач способствует поиск ответов на вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели, решить проблему исследования?

Формулируя задачи, следует помнить, что решая их, фактически задается программа исследования: дать описание, изучить литературу по проблеме, выявить, дать характеристику, раскрыть специфику; сделать предположение, подобрать методы, разработать программу, собрать сведения, получить данные, сравнить данные друг с другом по таким-то параметрам и т.д.

Таким образом, каждая следующая задача может решаться только на основе результата решения предыдущей. После формулировки задач логично перейти к формулировке гипотезы исследования.

Гипотеза исследования – научное предположение, допущение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией. Формулировка гипотезы – наиболее сложный и важный этап проектирования исследования. Гипотеза во многом выстраивает логику проведения исследования.

Гипотеза – научно обоснованное предположение о структуре объектов, о характере элементов и их связей, образующие эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Гипотеза содержит в себе факторы, которые детерминируют то или иное явление. Гипотезы должны быть проверяемы в ходе исследования, они могут быть подтверждены, а могут быть и опровергнуты.

Гипотеза не должна содержать неуточненных понятий; не должна допускать ценностных суждений; не должна включать много ограничений и допущений; должна быть проверяема при помощи наличной техники или методов.

Существуют различные виды гипотез:

1. Описательные:

  • структурные – предположение о характерном наборе элементов в изучаемом объекте;
  • функциональные – предположение о форме связей между элементами изучаемого объекта.

2. Объяснительные – предположение о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, требующих экспериментальной проверки.

Гипотезы также можно разделить на:

  • общие – для объяснения всего класса явлений, выведения закономерного характера из взаимосвязей во всякое время и в любом месте;
  • частные – для выяснения причин возникновения закономерностей у некоторого подмножества элементов данного множества;
  • единичные – для выявления закономерностей единичных фактов, конкретных событий или явлений;
  • рабочие – предположение, выдвигаемое в начале исследования и не ставящее еще задачу выяснения причин и закономерностей. Она позволяет исследователю построить определенную систему (группировку) результатов наблюдений и дать согласующееся с ним предварительное описание изучаемого явления.

Кроме этого, гипотезы можно подразделить на основные (являющие собой основание исследования) и выводные (выводящиеся из исследования и являющиеся предпосылкой следующего).

В исключительных случаях исследование (поисковые работы, историко-биографические и т.п.) первоначально может не иметь гипотезы, но это должно быть обосновано.

Следующим шагом необходимо выделить методологическую основу исследования. Методологическая основа – одна или несколько взаимосвязанных концептуальных идей, в русле которых выстраивается собственное исследование. Методологической основой не может быть простой перечень фамилий ученых или теорий, которые обсуждаются в работе, представленный в виде «телефонной книги». Не стоит в качестве методологической основы выдвигать идеи из противоречащих друг другу научных парадигм или концепций. Методологическая основа исследования – заявленная позиция, исходя из которой будут пониматься и трактоваться частные вопросы исследования.

Во введении также упоминаются: методы исследованияв виде перечисления от общих (терминологический анализ, опрос, наблюдение) к конкретным (методики, используемые в эмпирическом исследовании); опытно-экспериментальная база исследования – организация, подразделение в котором проводится исследование или опытно-экспериментальная работа; выборка – общее число испытуемых и детализованное по значимым для исследования различиям (пол, возраст, социальные группы и т.п.).

Во введении может отмечатьсятеоретическая и практическая значимость исследования – утверждения, что принципиально нового раскрыто в данной работе; как и в каких сферах можно будет использовать результаты исследования.

Если исследование выполнялось в несколько этапов, то дается краткая характеристика каждого этапа исследования – в какие сроки и что делалось.

ГЛАВА 1. Теоретическая часть работы. Обзор и анализ состояния изученности данной проблемы. В данной главе дается обзор истории изучения обсуждаемой в работе проблемы. Этот обзор может быть структурирован по научным направлениям и научным школам, по историческим этапам развития науки, по развитию идей в зарубежных и отечественных исследованиях и т.д. В первой главе нужно обсудить основные понятия и теоретические позиции по отношению к рассматриваемым в исследовании вопросам. При анализе истории проблемы разумно делать акцент на неисследованных аспектах или спорных вопросах. В итоге первой главы должно быть дано четкое теоретическое обоснование планируемого эмпирического исследования, сформулирован понятийный аппарат, обоснована логика исследования.

ГЛАВА 2. Практическая часть работы. Содержит обоснование и описание процедуры и методов исследования; характеристики выборки, пространства исследования, собранных материалов; описание хода опытно-экспериментальной работы, основных этапов и логики исследования; описание контрольной и экспериментальной групп; средств обработки данных. В главе дается описание результатов эмпирического исследования или эксперимента, их анализ и интерпретация; делаются выводы.

Во второй главе должен содержаться материал, посвященный вопросу расчета экономической эффективности внедрения информационного продукта, в крайнем случае, он может являться содержаниемГЛАВЫ 3.

Необходимо, чтобы первая и вторая главы был содержательно взаимосвязаны. Обоснование хода исследования, выбор методов, логика анализа и интерпретации данных должны вытекать из теоретических обоснований эмпирического исследования.

Главы могут делиться на параграфы (пункты). Нумерация глав и параграфов производится арабскими цифрами. Структурирование глав и параграфов должно быть однотипно выдержано по всей работе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Заключение должно содержать краткие выводы по результатам ВКР, в соответствии с поставленной целью и решаемыми задачами, излагаются результаты работы, а также оценку полноты выполнения задания и рекомендации по практическому и научному применению результатов работы.

Это своеобразный «ответ введению». В заключении даются ответы на поставленные в начале исследования задачи, отражаются основные выводы, подтверждающие (или опровергающие) гипотезу. Особенно ценными являются выводы по эмпирической части исследования.

Выводы нужно представлять в структурированном виде, нумеруя каждый. Последовательность представления выводов – от более общих, впрямую отвечающих на поставленную в исследовании проблему к более частным. Заключение может завершаться предположениями по поводу дальнейших возможностей исследования данной проблемы. В заключении не должно содержаться рисунков, формул и таблиц.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК – нумерованный перечень использованных при написании работы литературных или иных источников по проблеме. Все упомянутые в работе персоналии и источники должны быть обязательно включены в библиографию. Библиография содержит литературу и иные источники только по проблематики исследования, составляется в алфавитном порядке с обязательным указанием автора, названия работы, городом и годом издания, количеством страниц. Если в работе использованы архивные материалы, то выходные данные архивных источников даются отдельным списком после списка литературных источников, также как и перечень используемых сайтов Internet. При использовании иноязычной литературы вначале дается список литературы на русском языке, после него на иностранных.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Здесь могут содержаться материалы эксперимента в таблицах, диаграммах, графиках; анкеты или опросники, программа коррекционно-развивающих тренинговых занятий и т.п.

В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые не целесообразно включать в основную часть. В приложениях целесообразно приводить графический материал большого объёма и/или формата, таблицы большого формата, а также в приложения могут быть включены:

– материалы, дополняющие ВКР;

– промежуточные математические или иные доказательства, формулы и расчеты;

– таблицы вспомогательных цифровых данных;

– тексты программ для ЭВМ, разработанных в процессе выполнения ВКР;

– распечатки с ЭВМ;

– иллюстрации вспомогательного характера и др.

Каждое приложение имеет порядковый номер, на который даются ссылки в работе. Приложение обязательно должно иметь название, отражающее содержание представленных материалов или данных. При включении в приложение нескольких таблиц или графиков – каждый из них также должен иметь нумерацию и название, отражающие какие переменные в них представлены.

Все таблицы и графики (как в приложении, так и в основном тексте работы) должны быть сопровождены кратким, но полным по смыслу комментарием, позволяющим понять, что именно отражено в представленном материале, какие переменные, какие показатели и коэффициенты и т.д.

Методология написания выпускной квалификационной работы


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: