Направления комплексной проблемы организации говорения на уроках устного курса

5. Обогащение и активизация словарного запаса школьников (лексическая работа).

6. Формирование и развитие орфоэпических навыков (фонетическая работа).

7. Обучение правильному построению предложений (синтаксическая работа).

8. Развитие умения строить связное высказывание (диалог / монолог; пересказ / рассказ).

1 класс(в течение года)

Участники диалога. Правила поведения в диалоге (слушать собеседника, выявлять интерес к его словам, давать высказаться собеседнику, говорить понятно, не повышать голос, употреблять формулы вежливости).

Воспроизведение прослушанных диалогов. Составление диалогов с помощью вспомогательных материалов и самостоятельно.

Обобщенное содержание диалогов: вопрос – ответ, просьба – ответ и т.п.

2 класс(в течение года)

Участники диалога. Ситуация общения. Цель общения.

Правила поведения в диалоге (слушать собеседника, выявлять интерес к его словам, давать высказаться собеседнику, уметь вежливо попросить и отказать в просьбе; не повышать голос, употреблять формулы вежливости, не злоупотреблять жестикуляцией).

Воспроизведение прослушанных диалогов.

Составление диалогов с опорой на вспомогательные материалы и самостоятельно.

Обобщенное содержание диалогов: сообщение – вопрос – ответ; вопрос – ответ – встречный вопрос – ответ; предложение – отказ – ответ и т.п.

3 класс(8 часов в течение года)

Правила поведения в диалоге (внимательно слушать, отвечать на вопрос, поддерживать беседу, доказывать без категоричности, уважать другие мнения, соблюдать правила речевого этикета и др.).

Воспроизведение прослушанных диалогов.

Составление диалогов с опорой на вспомогательные материалы. Самостоятельное составление диалогов – на основе жизненного опыта, впечатлений о прочитанных произведениях, просмотренных фильмах и др.

Обобщенное содержание диалогов: вопрос – ответ – реакция на ответ; просьба – вопрос – ответ – реакция на просьбу; предложение – ответ – вопрос – ответ.

4 класс (8 часов в течение года)

Правила поведения в диалоге (внимательно слушать, отвечать на вопрос, поддерживать беседу, поощрять собеседника высказаться, уважать его мнение, высказывать свое мнение без горячности, соблюдать правила речевого этикета и др.).

Воспроизведение прослушанных диалогов.

Составление вопросов и ответов по прослушанному или прочитанному тексту, по рисунку и др. Составление диалогов с опорой на вспомогательные материалы и самостоятельно (на темы, близкие интересам детей).

Обобщенное содержание диалогов: вопрос – ответ – встречный вопрос – ответ – реакция на ответ; просьба – отказ – вопрос – ответ – реакция на ответ; жалоба – вопрос – ответ – совет или предложение помощи – ответ.

Развитие у младших школьников представлений о лексическом значении слова, опора на знания, полученные на уроках украинского языка. Организация наблюдений над словом, его употреблением в речи.

Основные изучаемые понятия: значение слова (однозначные, многозначные слова), прямое, переносное значение; синонимы, антонимы.

Роль изучения лексических понятий

основа для обогащения и активизации словарного запаса учащихся;

— способ объяснения лексического значения слова (подбор синонимов, антонимов);

— база для формирования точности речи и мышления (найти «лишнее» слово, подобрать обобщающее слово, назвать следующее слово и т.д.).

Программные требования к изучению лексического материала

Класс

Значение слова. Сходство, различие слов русского и украинского языков.

Класс

Значение слова. Тематические группы слов.

Вопросы к слову, соответствующие части речи, к которой оно относится.

Класс

Значение слова (7 часов)

Значение слова.

Мотивированное значение слова.

Синонимы. Антонимы.

Словарь.

Слова русского и украинского языков, не совпадающие по значению и/ или звучанию (лечить – лічити, мой – мій, голова – голова, ты – ти и пр.).

Тематические группы слов.

Наиболее употребительные устойчивые сочетания слов (Доброе утро! Всего хорошего! Не спускать глаз. Со всех ног. На носу. Как свои пять пальцев и др.)

Класс

Значение слова (4 часа)

Многозначность слова.

Слова с прямым и переносным значением.

Наиболее употребительные устойчивые сочетания слов.

Основные направления лексической работы

(Потапова Т.А.)

Алгоритм организации эффективной воспитательной деятельности: реализация требований ФГОС


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: