Нарушения здоровья, связанные со стрессом.

Дополнительный материал к теме 1.

Работоспособность и развитие профессиональных заболеваний у пользователей.

План лекции.

1. Нарушения здоровья, связанные со стрессом.

2. Компьютеры и зрение.

3. Негативное воздействие на сердечно-сосудистую систему

4. Костно — мышечный дискомфорт.

5. Поражения кожи.

6. Гинекологические нарушения.

7. Мероприятия, направленные на улучшение условий труда и сохранение здоровья пользователей.

Нарушения здоровья, связанные со стрессом.

Исследования Института медицины труда (г. Киев) показали, что современная профессия пользователя ЭВМ представляет собой модель умственного труда, выполняемого в однообразной позе в условиях ограниченной общей мышечной активности и при повышенной подвижности кистей рук, при высоком напряжении зрительных функций и высоком нервно — эмоциональном напряжении в условиях воздействия многообразных физических факторов. Большинство вычислительных центров имеют неблагоприятный микроклимат нагревающего типа, пониженную влажность воздуха, повышенный шум, нерациональное освещение.

Работа с ЭВМ ? стрессогенный фактор. Есть предположение, что стресс порождается техногенными торсионными полями и электромагнитными излучениями диапазона радиочастот..

Факторы искусственной информационной среды, вызывающие стресс:

  • информационные перегрузки мозга в сочетании с постоянным дефицитом времени;
  • темп диалога между человеком и ЭОМ диктуется ЕВМ;
  • постоянное изменение приёмов работы (ввод новых редакторов, баз данных, языков программирования и т.д.);
  • резкое изменение межличностных отношений (дефицит человеческого общения вплоть до длительной информационной изоляции с другими людьми, развитие проблем речи и психического общения);
  • нарушение биологических ритмов организма из-за ненормированного рабочего дня, работе в ночное время, отсутствие своевременного отдыха, невозможности самостоятельно регулировать время работы;
  • двигательная инактивация;
  • стрессы из-за вероятности сбоев в технической системе или собственных ошибок;
  • высокая степень мотивации («ложный» престиж, материальная заинтересованность, чувство ответственности за результаты, соревнование индивидуумов);
  • «пользовательская скука» при однообразных и монотонных заданиях, их психологическом несоответствии подготовленности и квалификации пользователей;
  • «перегрузка пользовательского канала» при информационной перенасыщенности экрана.

Всё это происходит на фоне перегрузок зрительных анализаторов, недовольства человека яркостью экрана, его расположением, бликами, мерцанием, шумом. и т.д.

При постоянных перегрузках адаптационные возможности мозга к информационным нагрузкам снижаются, память фиксирует патологические связи и на почве стресса возникают физиологические, психологические и глубокие поведенческие изменения личности.

В США жалобы на проявление «синдрома стресса оператора дисплея» или «синдром компьютерного стресса» встречается более чем у половины пользователей и проявляется в головной боли, воспалении глаз, аллергии, раздражительности, вялости, депрессии, хронической усталости. Отмечаются и физиологические расстройства у пользователей: расстройства желудочно-кишечного тракта, мышечные напряжения верхней части туловища (шеи, плечей, рук), изменения функционирования сердечно-сосудистой системы, потливость, нарушения менструального цикла, головные боли в области глаз, надбровий, боли в нижней части спины, бёдрах, ногах, гипертония, бессонница, эпилептические припадки, желудочно — кишечные расстройства.

Психологические и поведенческие расстройства, к которым приводит воздействие постоянного стресса:

  • агрессивность;
  • фрустрация (от «обман, неудача») ? возникает в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели или потребности и проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности; реакцией на фрустрацию является уход человека в мир грёз или повышенная агрессивность;
  • рассеянность;
  • повышенная раздражительность, беспокойство, неуравновешенность психики;
  • нерешительность, подавленность, депрессия, отсутствие интереса к работе;
  • потеря внутренних ориентиров;
  • нарушение сна, потеря аппетита;
  • хроническая усталость;
  • головокружение;
  • внешние проявления ? неряшливость, наплевательское отношение к близким людям;
  • самоизоляция, снижение самооценки.

Исследования студентов первого и пятого курсов, а также пользователей ЭВМ с десятилетним стажем работы показали, что больше всего жалоб на здоровье у студентов первого курса из-за отсутствия адаптации к условиям труда. Меньше всего жалоб у профессиональных пользователей, но у них выявлено формирование клинически очерченных пограничных психических расстройств. Работа с компьютером снижает инициативность мысли, угнетает воображение и способность к размышлению, пропускает в сознание потоки неконтролируемой информации, тормозит эмоциональный и духовный тип общения.

По данным Харьковского НИИ гигиены труда и профзаболевания, при стаже работы в течение пяти лет, независимо от пола пользователей, содержание кортизона в крови значительно снижается, что указывает на снижение адаптационных возможностей организма, а также происходит дисбаланс гормонального статуса и преждевременное старение организма из-за снижения содержания антиоксидантов в крови.

Известен опыт некоторых японских фирм, которые гарантировали молодым девушкам, проработавшим у них пять лет на ЭВМ с ЭЛТ, что выдадут их замуж, обеспечат переобучение по другой профессии и трудоустройство.

Дети в значительно меньшей степени, чем взрослые, способны контролировать своё поведение. Увлёкшись, они не могут в нужный момент оторваться от экрана, но их психика чрезвычайно неустойчива, поэтому такое увлечение может стать причиной очень тяжелых последствий: развивается повышенная возбудимость, снижается успеваемость, ребёнок становится капризным, неуправляемым, ничем, кроме компьютеров не интересуется. Опыт школ Японии и Франции показали, что дети, которые успешно осваивали информатику в младших классах, позже утрачивали способность к совершенствованию знаний и были почти не в состоянии воспринимать гуманитарные предметы; их сознание роботизировалось, лишалось творческого начала и адекватного восприятия реального мира.

В Японии и в Англии зафиксирован «синдром видеоигровой эпилепсии» у детей, который сопровождался головными болями, длительными спазмами мускулатуры лица, нарушением зрения, способствовал формированию таких негативных черт характера, как подозрительность, мнительность, враждебно-агрессивное отношение к близким, импульсивность и вспыльчивость. Родители 700 тысяч японских детей предъявили иски компаниям-производителям с жалобами на здоровье детей.

Компьютер действует подобно наркотику. Выявлено пристрастие к Интернету у 4-х из каждых пяти обследуемых пользователей, которое по своей природе похоже на алкоголизм или пристрастие к азартным играм. «Интернетомания» ведёт к глубоким изменениям личности, самоизоляции, потере внутренних ориентиров. Аддиктивное («аддикция» — вредная привычка) поведение у любителей виртуальных игр становится стилем поведения со своим жаргоном, ритуалами, символами, юмором аналогичная субкультурам криминального мира, наркоманов. Потребность к «общению» с компьютером вступает в конкуренцию с голодом, жаждой, потребностью в живом общении, отдыхе и прочее. Детские психиатры и психологи полагают, что основными болезнями детей в 21 веке будут болезни, связанные с негативным влиянием телевизоров и компьютеров.

Компьютеры и зрение.

92% людей, работающих с ЭВМ жалуються на зрительное утомление, жжение, зуд или боли, чувство «песка» в области глаз, затуманивае зрения и др. У операторов компьютерного набора нарушения зрения установлены в 50-60 % случаев, а у пользователей, работающих в диалоговом режиме, в 30-40% случаев. Влияние работы с монитором в значительной степени зависит от возраста пользователя, от состояния зрения, а также от интенсивности работы с дисплеем и организации рабочего места.

Зрительный аппарат человека, сформированный в ходе длительной эволюции, оказался мало приспособленным к работе с компьютерным изображением. У экранного изображения имеется ряд принципиальных отличий от естественного:

1) оно самосветящееся, тогда как естественное изображение мы чаще всего наблюдаем в отраженном свете;

2) оно имеет значительно меньшую контрастность, которая дополнительно уменьшается за счет внешнего освещения;

3) оно состоит из дискретных точек – пикселей;

4) оно мерцающее. При увеличении разрешения частота обновления экрана автоматически снижается, так как видеокарта не в состоянии одновременно обеспечить высокую частоту обновления, высокое разрешение и большую глубину цвета;

5) присутствует отраженная блескость и неплоскостность экрана;

6) для работы с ЭВМ характерна разнородность объектов зрительной работы (экран, клавиатура, документация) с разным размером объекта различения и разной яркостью, которые расположены на разных расстояниях под разными углами зрения. Это требует постоянной аккомодации и адаптации глаз. Глаза человека , сидящего перед компьютером, должны перефокусироваться 15-20 тысяч раз в течение рабочего дня.

7) взгляд на экран требует непривычной для человека ориентации зрения, которая обычно ассоциировалась с «взглядом вдаль», связанным с полным расслаблением аккомодационных и конвергирующих мышечных механизмов, а не с необходимостью обеспечить высокую напряженность зрения при выполнении интенсивной зрительной работе;

8) отсутствие моргания век, что приводит к повышению сухости глаз? «синдрому сухого глаза», когда появляется покраснение, сухость, зуд, взгляд становится расплывчатым. Повышенная сухость воздуха способствует высыханию роговицы глаз, ухудшению зрения. В запущенных случаях роговица высыхает, искривляется и мутнеет, вплоть до слепоты (надо чаще моргать). Обычно мы моргаем около 20-25 раз в минуту. Когда же мы неподвижно смотрим на экран, то моргаем 1-2 раза в минуту. В числе прочих причин возникновения или усугубления синдрома сухого глаза можно назвать контактные линзы (впитывают в себя слёзную плёнку), сигаретный дым, заряжённые пылинки, оседающие на роговице, кондиционированный воздух, сухой ветреный климат, высокогорье, некоторые лекарства, дефицит витамина А, гормональные изменения а также естественный процесс старения, который приводит в 65 лет к снижению выработки жирового секрета на 40 % по сравнению с уровнем для 18-летнего человека. Без достаточного количества жира ускоряется процесс испарения слёзной плёнки, что приводит к появлению сухих пятен на поверхности роговицы.

9) изображение может быть нестабильным во времени. Например, на колебание картинки влияет трансформатор акустических колонок, поэтому их надо располагать подальше от монитора. При одновременной работе с двумя компьютерами не рекомендуется задавать одинаковую частоту обновления экрана ? это приводит к «биению» изображения (разрешение желательно выставлять одинаковым, тогда программы при запуске не зависают).

Напряженная зрительная работа вызывает ухудшение кровообращения из-за спазма сосудов и приводит к развитию астенопий или «слабости глаз», то есть различных субъективных зрительных симптомов или эмоционального дискомфорта из-за зрительной деятельности. Были обнаружены расстройства аккомодации, конвергенции (сведение зрительных осей глаз при рассмотрении близко расположенных предметов), остроты зрения, контрастной чувствительности глаза, бинокулярного зрения и стереозрения. Работа в условиях дефицита времени, сопровождающаяся высокими нервно – эмоциональными нагрузками, усиливает эти изменения.

Выделяют две группы симптомов, относящихся к астенопиям (отсутствие силы зрения):

1. Глазные: наблюдается резь, боль при движении глаз, раздражение слизистой оболочки, жжение, зуд, краснота век и глазных яблок, частое моргание, слезливость, «чувство песка», головную боль, дрожание век, сухость глаз, ломота в надбровной области, боли в области шейных позвонков.

2. Зрительные или связанные с визуальным восприятием и временным нарушением светочувствительного аппарата глаза: нечеткость изображения объекта, пелена перед глазами, двоение, мелькание, затруднённость фиксации текста, размытость границ и расплывчатость изображения, быстрое утомление, неясность зрения на дальнем расстоянии, снижение объёма аккомодации или трудность перевода взгляда с близких на далёкие предметы. Может наблюдаться эффект Мак-Калаха, когда при переводе взгляда с цветного экрана на черно-белый предмет, последний окрашивается.

Глазные и зрительные симптомы приводят к ухудшению сосредоточенности и работоспособности, потере рабочей точки на экране, пропуску строк, слов, ошибкам при заполнении таблиц («непопадание» в колонки), переставлению слов или цифр местами. Эти явления часто сопровождаются головной болью, чувством тяжести в голове, общей усталостью, сонливостью, вялостью. У офтальмологов США в 1992 году появился термин «Компьютерный зрительный синдром», так как к ним за помощью обращались миллионы пользователей.

Цветной шрифт увеличивает нагрузку на зрение, поскольку составляющие цветов имеют различные длины волн и видимы на различном фокусном расстоянии. Глаз нуждается в более точной адаптации, чем при черно-белом изображении.

Патологические изменения зрительного анализатора в виде катаракты, глаукомы и миопий (близорукости) у пользователей практически не встречаются, однако вывод относительно близорукости не относится к детям и подросткам.

У детей шести лет уже через 15 минут работы с компьютером снижается объём аккомодации, что свидетельствует о зрительном утомлении, нарушении функции ближнего зрения. По данным российских учёных, если ребёнок проводит по два часа в день за ЭВМ, его зрение падает на одну диоптрию в год.

Рекомендуется работать в желто-зелёном спектре на экране, следует избегать голубого цвета. Следует работать со шрифтом не менее 14, а потом при необходимости переводить текст в меньший. Не рекомендуется пользователям носить светлую блестящую одежду.

Для профилактики сухости глаз надо пить до 8-10 стаканов воды в день, чтобы не допускать обезвоживания организма. Рекомендуется выполнять зевание до слёз в глазах.

Рабочие места с ВДТ целесообразно размещать в глубине помещения. Плоскость экрана должна быть перпендикулярна плоскости окон. Если экран располагается напротив окна или других прямых источников света, возможны блики на экране. Один раз в день рекомендуется выполнять упражнения для глаз. Лучший способ глубоко расслабить глаза ? это упражнение по Бэйтсу, когда человек закрывает глаза ладонями и воспринимает темноту. Кроме того, в темноте в светочувствительных клетках сетчатки образуется очень важный для зрения родопсин.

Vrsta


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: