Научная несостоятельность расистских доктрин

ВВЕДЕНИЕ

Современный расовый облик человечества образовался в результате сложного исторического развития расовых групп, живших обособленно и смешивавшихся, эволюционировавших, исчезавших.

Раздел антропологии – расоведение обобщает данные по изучению антропологического состава народов земного шара в настоящем и прошлом, т. е. по образованию и распространению рас на Земле. Термином «раса» (ар. ras—голова, начало и нтал. razza — племя) обозначают сообщество или группу людей, которые связаны общностью происхождения и вследствие этого ха-рактеризуются сходством многих морфофизиологическнх признаков. Основными проблемами этого раздела являются история формирования рас и этносов, взаимоотношения между ними на разных этапах исторического развития, раскрытие причин и механизмов расовой дифференциации.

Антропологический расовый материал имеет большое значение для решения ряда проблем происхождения человека современного вида, а также этногенеза. Так как сходство различных групп населения по антропологическим признакам свидетельствует о генетической близости этих групп, то антропологические данные являются более веским аргументом для подтверждения той или иной концепции этногенеза, чем близость языка и культуры, которая может появиться в результате заимствований при массовом перемещении и культурных контактах. Сходство по антропологическим типам есть результат тесных контактов, сопровождающихся смешением разнородных групп. Этому смешению обязательно сопутствуют языковые и культурные взаимодействия. Антропологические данные необходимы при определении этнических слоев, из которых сложился данный народ, особенно когда народности формируются в зонах соприкосновения больших рас (Северная Африка, Южная и Средняя Азия, Западная Сибирь).

Данные расоведения используются для опровержения лженаучных расистских концепций и формирования правильного представления о различиях в морфологическом облике людей. Специфичность расы человека заключается в том, что она характеризуется сочетанием признаков не у индивидуумов, а у групп людей, живущих на определенной территории, и поэтому один из важнейших приемов расового анализа – выявление географического распределения расовых признаков.

КЛАССИФИКАЦИЯ РАС

При выделении рас первого (большие), второго (малые) и третьего порядка (подрас), а также антропологических типов руководствуются принципом таксономической ценности расовых признаков в зависимости от времени формирования расового ствола (таксона) и территории, на которой этот признак разграничивает группы людей.

Для установления таксономической ценности признака служит время его образования – чем позже сформировался расовый признак, тем менее он пригоден для выделения основных рас. Степень пигментации, структурные особенности лица и головы являются теми признаками, по которым дифференциация групп происходила с глубокой древности. Они лежат в основе выделения больших рас, т. е. первого порядка. При выборе разграничительного признака учитывается также его эпохальная изменчивость. Таким образом, время образования расового признака, широта его распространения, эпохальная изменчивость и сопряженность с другими показателями являются основой для построения иерархической расовой схемы.

В советской антропологии общепринята расовая классификация Н.Н. Чебоксарова. Первоначально (1951) oн выделил 3 большие расы: экваториальную, или австралоидную, евразийскую или европеоидную, азиатско-американскую или монголойдную и 22 малые расы, или расы второго порядка. Большую европеоидную расу Н.Н. Чебоксаров подразделил на 5 малых рас: индо-средиземноморскую, атланто-балтийскую, среднеевропейскую, беломоро-балтийскую и балкано-кавказскую. Монголоидная большая раса представлена 9-ю расами второго порядка: северо-азиатской, арктической (эскимосской), дальневосточной, южно-азиатской, американской, уральской, южносибирской (туранской), полинезийской, курильской (айнской). Экваториальная раса первого порядка, согласно его номенклатуре, включает 8 малых рас: австралийскую, веддоидную, меланезийскую, негр-скую, негрнлльскую(центральноафрнканскую), бушменскую (южноафриканскую), эфиопскую (восточноафриканскую) и южноиндийскую(дравидийскую).

РАСЫ

Большие расы.

Экваториальная раса. Темная окраска кожи, волнистые или курчавые волосы, широкий, слабо выступающий нос, низкое или среднее переносье, поперечное расположение ноздрей, толстые губы.

Евразийская раса. Светлая или смуглая окраска кожи, прямые или волнистые волосы, обильный рост бороды и усов, узкий, резко выступающий нос, высокое переносье, тонкие губы. Для северо-западных вариантов типичны светлые глаза и волосы.

Азиатско-американская раса. Смуглый оттенок кожи, прямые, нередко жесткие волосы, слабый или очень слабый рост бороды и усов, средняя ширина носа, низкое или среднее по высоте переносье, слабо выступающий нос у азиатских рас и сильно выступающий у американских, средняя толщина губ, уплощенность лица, наличие эпикантуса.

Малые расы

Австралийская раса. Темная кожа, волнистые волосы, обильное развитие третичного волосяного покрова на лице и на теле, очень широкий нос, сравнительно высокое переносье, высокий и средний рост.

Веддоидная раса. По сравнению с австралийской расой более слабое развитие третичного волосяного покрова, менее широкий нос, меньшие размеры головы и лица, меньший рост.

Меланезийская раса. Курчавые волосы, по обильному развитию третичного волосяного покрова и сильно выступающим надбровным дугам некоторые ее варианты сходны с представителями австралийской расы.

Негрская раса. Отличается от австралийской и веддоидной очень сильно выраженной курчавостью волос, от меланезийской расы более толстыми губами, более низким переносьем и плоской спинкой носа, в среднем более высокорослая.

Негрилльская, или центральноафриканская раса. Более обильное развитие третичного волосяного покрова, очень низкий рост, более тонкие губы.

Бушменская, или южноафриканская раса. Отличается от негрской низким ростом, более светлой кожей, более узким но-сом, более плоским и малого размера лицом, изредка встречающимся эпикантусом, стеатопигией (отложение жира в ягодичной области у женщин).

Эфиопская, или восточноафриканская раса. Среднее положение между экваториальной и евразийской расами по цвету кожи и форме волос. Цвет кожи от светло-коричневого до темно-шоколадного, волосы чаще всего курчавые, но менее спирально завитые, чем у негров, слабый или средний рост бороды, умерен-но толстые губы. По чертам лица гораздо ближе к евразийской расе лицо очень узкое, лицевой указатель высокий, рост выше среднего.

Южноиндийская, или дравидийская раса. Сходна с эфиопской, отличается более прямой формой волос и несколько мень-шим ростом. Занимает промежуточное положение между веддоидной и индосредиземноморской расами.

Атланто-балтийская раса. Светлая кожа, светлые волосы и глаза, длинный нос (в процентах нижнего отдела лица), высокий рост.

Среднеевропейская раса. По сравнению с атлантобалтийской менее светлые волосы и глаза; менее длинная голова.

Индо-средиземноморская раса. Темные волосы и глаза, смуглая кожа, волнистые волосы, удлиненный нос, очень узкое лицо.

Беломорско-балтийская раса. Кожа светлая, однако более пигментирована, чем предыдущая. Средний рост бороды, короткое лицо, короткий нос с прямой или вогнутой спинкой, средний рост.

Балкано-кавказская раса. Темные волосы, темные или смешанные глаза, выпуклый нос, более обильное развитие третичного волосяного покрова, сравнительно низкое и очень широкое лицо, брахикефалия, высокий рост.

Южносибирская, или туранская раса. Промежуточное поло-жение между европеоидной и монголоидной расами. Значительный процент смешанных глаз. Большая скуловая ширина.

Уральская раса. Среднее положение между беломорско-балтийской и североазиатской расами. Вогнутая спинка носа, особенности монголоидного типа смягчены.

Североазиатская раса монголоидного расового ствола. По сравнению с другими расами меньший процент тугих волос; более светлая кожа, менее темные волосы и глаза, большие размеры и сильная уплощенность лица, очень слабый рост бороды и тонкие губы, большая ширина гру-шевидного отверстия, высокий вертикальный черепно-мозговой указатель.

Байкальский вариант североазиатской расы. Ослабление пигментации, роста бороды, более уплощенное лицо, низкое переносье, тонкие губы. Центральноазиатский вариант близок к арктической расе или байкальскому варианту.

Арктическая, или эскимосская, раса. По сравнению с североазиатской более жесткие волосы, более темные кожа и глаза, меньшая частота эпикантуса, меньшая скуловая ширина, более узкое грушевидное отверстие и низкий носовой указатель на черепе, менее ортогнатное лицо, более высокое переносье с высту-пающим носом, толстыми губами.

Дальневосточная раса. По сравнению с североазиатской более тугие волосы, более темная пигментация, более толстые губы, мезогнатность; более узкое лицо, большая высота черепа, чем у североазиатской и арктической рас.

Южноазиатская раса. Смуглый цвет кожи, более утолщенные губы, высокий носовой указатель, короткое и уплощенное лицо.

Американская раса. Сильно варьирует по многим признакам, что указывает на сравнительно более позднее ее образование. Ближе всего к арктической расе, но отличается почти полным отсутствием эпикантуса, более смуглой кожей, сильно выступающим носом.

Курильская, или айнская, раса. Нейтральна: по развитию волосяного покрова занимает одно из первых мест среди рас, волосы жесткие и волнистые, уплощенное лицо, большой процент эпикантуса, рост ниже, чем у полинезийцев.

Полинезийская раса. Нейтрально волнистые волосы, светло-коричневая или желтая кожа, курчавые волосы, среднеразвитый третичный волосяной покров, умеренно выступающий нос, губы более толстые чем у европейцев, высокий рост.

Данные о степени сходства между расами, их ареалах и древности помогают выявить родство рас. Однако и в этой классификационной схеме не всегда четко отражен генезис рас (происхождение бушменской, айнской, полинезийской и некоторых других рас не раскрывается исходя из схемы).

Изученные наследственные признаки человека (группы и другие факторы крови, дерматоглифические и одонтологические данные) показывают четкую дифференциацию между двумя расовыми стволами: европеоидным и монголоидным. При первоначальном разделении человечества на 2 группы и заселении ими восточной и западной территорий в этих популяциях случайно оказалась сравнительно высокая концентрация некоторых генов. Позднее в условиях длительной изоляции малых по численности групп населения отли-чия эти вследствие дрейфа генов значительно усилились. Генетико-автоматические процессы с наибольшей силой сказались на распределении признаков, зависящих от одной или немногих пар аллелей. К таким признакам относятся группы крови, ареальные особенности зубной системы, кожные узоры, цветовая слепота. Полигенные признаки – пропорции и длина тела, пигментация и др. – влиянию дрейфа подверглись в меньшей степени.

В более поздних работах Н. Н. Чебоксаров склонялся к мысли о первоначальных двух очагах расообразования и деления на две расы соответственно— западный (в Северо-Восточной Афри-ке и на юго-западе Азии) и более поздний восточный очаг в Юго-Восточной Азии.

НАУЧНАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РАСИСТСКИХ ДОКТРИН

РАСИЗМ– совокупность антинаучных концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас, решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, исконном разделении людей на высшие и низшие расы.

Можно сказать, что первые попытки доказать превосходство одних людей над другими начали предприниматься со времен Великих Географических открытий.

Поиски новых рынков сбыта, погоня за наживой привели к захвату колоний, разделу и переделу мира. Открытие Америки Колумбом в 1492 г. повлияло на дальнейшую историю не только народов Америки. Началась активная колонизация Американского, Азиатского и Африканского континентов.

В результате жестокой колониальной политики были истреблены целые народы. Во время открытия Америки этот материк заселяло около 20 млн индейцев. Ныне коренных жителей насчитывается всего 800 тыс. Колонизация Америки обернулась трагедией и для народов Африканского континента. Уменьшение численности американских индейцев уже на первых этапах колонизации привело к нехватке рабочей силы, которая стала пополняться за счет привозимых рабов. Первая партия рабов из Африки была доставлена примерно в 1510 г. С 1521 г. торговля неграми велась систематически. В XVII – XVIII вв. их численность возрастает, и они становятся одной из основных этнических групп и важнейшей производительной силой Америки.

Христианская религия признавала всех людей равными перед богом. Но в эпоху Великих географических открытий утверждалось, что современные люди являются потомками библейского Ноя, у которого, по преданию, было три сына – Сим, Хам и Яфет. Они якобы и были родоначальниками трех больших рас человека. Люди белой расы признавались потомками любимого богом Яфета, отсюда их право господствовать над другими расами. Предста-вители монголоидной, желтой, расы провозглашались потомками Сима, а чернокожие народы – проклятого богом Хама.

С 1844 г. расизм становится государственной политикой США. Невозможность признания равноправия негров американские политики обосновали с помощью своего антрополога С. Мортона. на том основании, что негры якобы представляют собой низшую породу людей.

Развитию расистских доктрин способствовало отсутствие стройной теории расоведения.

На рубеже XVIII – XI вв. в трактовке происхождения рас мнения разделились. Одни ученые, моногенисты, считали, что существует видовое единство человечества, а расы в силу их близости по главным признакам есть лишь подвиды. Полигенисты утверждали, что между расами существуют значительные биологические различия, и считали каждую расу отдельным видом человека. Моногенизм того времени был построен на церковной традиции, выводившей корни рода человеческого от Адама и Евы. Ученые, выступавшие против библейских догматов, становились на позиции полигенизма. Французский ученый XIX в. Вирей делил человеческий род на 2 вида и считал библейского Яфета родоначальником первого из них, т. е. светлокожих, а библейского Хама – чернокожих народов. Бори де сен Венсан в пределах человеческого рода выделил 15 видов, т. е. рас.

Некоторые ученые, отрицая видовое единство человечества искали истоки различий в ранних предковых формах вплоть до исходных линий млекопитающих и связывали происхождение человеческих рас с разными ископаемыми видами древних человекообразных обезьян. Из этого учения следовал вывод, что расы, находясь на разном уровне эволюции, неравноценны биоло-гически. Это направление получило название полифилии (гр. Phylon – племя, род). В 60-х гг. XIX в. немецкий ученый К. Фогт утверждал, что американские индейцы происходят от американских обезьян, а негры от африканских.

Противоположной точки зрения придержились монофилисты, доказывавшие видовое единство человечества вследствие происхождения его рас от единой предковой формы. Ч. Дарвин привел множество фактов в пользу монофилетического происхождения рас.

Во второй половине XIX в. возникла антропологическая школа. Её представитель английский социолог Г. Спенсер считал, что в человеческом обществе борьба за существование и гибель слабых предохраняет расу от вырождения.

На рубеже XIX – XX вв. зародилось евгеническое (евгеника (гр. Еugenes — породистый) учение о наследственном здоровье человека и о путях его улучшения – направление в генетике. Некоторые положения этого учения использовались для оправдания расовой дискриминации и геноцида. Например, предлагалось ввести закон об ограничении рождаемости у отдельных людей и даже целых народов, признанных «генетически неполноценными». Предпосылкой послужило сочинение, вышедшее во Франции графа А. Гобино под названием «Трактат о неравенстве человеческих рас». В нём автор доказывает, что высшей расой является «нордический», или «арийский», тип, представленный белокурыми людьми. Смешение арийцев с «низшими» расами приводит к вырождению, упадку культуры. Это произведение послужило основой для разработки различных форм и вариантов расизма XIX – XX вв. Миф о превосходстве «арийской», или «тевтонской», расы получил дальнейшее развитие в фашистской Германии, где практика расизма достигла наиболее бесчеловечных форм.

Применяя на практике расистские теории, фашистская Германия приняла законы, по которым даже немцы, не говоря уже о других народах, делились на касты «чистой крови», «нечистой крови» и «неарийцев». Первые наделялись всеми правами и привилегиями, представители двух других каст ограничивались в правах вплоть до возможности оставить после себя потомство.

Современный прогрессивный американский ученый X. Камас выделяет в истории расизма 4 главных периода.

1. Для доказательства «умственной неполноценности» цветных рас счи-талось достаточно отметить особенности их физического типа.

2. Затем для аргументации вывода о существовании «высших» и «низших» рас привлекались размеры мозга.

3. Структурные особенности мозга, которые будто бы указывают на различия в умственных способностях у представителей различных рас.

Но структура мозга не несет в себе расовых признаков. Умственное развитие зависит преимущественно от социальных факторов. Оно выше у детей с более высоким жизненным уровнем и образовательным цензом их родителей, независимо от расовой принадлежности.

4. «Культурный релятивизм». Здесь формально признается биологическая равноценность рас человека, но и пропагандируются идеи о психическом неравенстве «наций и племен», которым приписывается наследственная обусловленность их «психического склада», «структуры характера», «модели культуры».

С момента появления расистских концепций прогрессивные ученые многих стран выступали с разоблачением их антинаучной сути. Было доказано, что «чистых» рас не существовало в природе, человеческая история — это история взаимодействия рас и культур. Ни одна цивилизация в мире не являлась продуктом деятельности какой-либо одной расы. Представители всех основных рас сумели развить высокие культуры: монголоиды – в Китае, Индокитае и Японии; американская ветвь – в Мексике и других районах Центральной и Южной Америки. Культура древних майя, инков, кечуа, ацтеков, сапотеков и других племен, населявших Американский континент, возникла в глубокой древности и характеризовалась высокой степенью развития. Дравиды – представители австрало-негроидной расы – создали высокие цивилизации в Индии. Племена, которые из-за природной изолированно-сти от других народов временно отстали в своем общественном развитии, быстро достигают общего уровня культуры при контактах с другими народами.

Антропологической наукой представлено много доказательств в пользу видового единства человечества, например тот факт, что все расы при смешении дают вполне плодовитое потомство. Все человеческие расы связаны между собой рядом промежуточных типов, незаметно переходящих друг в друга.

Биологическое единство человечества подтверждается идентичностью строения жизненно важных органов у представителей разных рас, прежде всего по комплексу свойств, связанных с прямохождением и выполнением трудовых процессов.

Типичное для человека как прямоходящего существа положение затылочного отверстия резко отличает его от всех антропоморфных обезьян, а представители различных человеческих рас очень сходны по этому признаку. Близость отмечается и по вариациям мышц ноги, строению стопы и кисти.

Сходство и единство рас в строении мозга также являются аргументом в пользу биологического единства человечества. Различия в массе мозга (емкость черепной коробки) людей разных территориальных групп не дают соответствия с расовыми границами. Эти показатели в норме коррелируют не с расовыми особенностями, а с общими размерами тела. Большая часть вариа-ций массы мозга у современного человека укладывается в пределы от 1150 до 1700 г у мужчин и от 1100 до 1500 г у женщин. Но и за пределами указанных границ масса мозга не может считаться патологической. Не отмечается расовых различий также в распределении и количестве извилин больших полушарий мозга.

Фактические данные, накопленные различными общественными и естественными науками, которые изучают закономерности формирования рас и народов, показали полную несостоятельность расистских концепций. Все морфологические и физиологические особенности рас малосущественны для биологической эволюции и исторического развития человечества, поэтому социально-экономический и культурный прогресс обусловлен не расовым составом населения, а социальным строем.

Все формы расовой дискриминации были осуждены в многочисленных международных документах. В 1965 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации. В ноябре 1973 г. XXVIII сессия ООН приняла международную программу по борьбе против расизма и расовой дискриминации, разработанную на 1973 – 1983 гг. Согласно программе был создан международный фонд для оказания помощи народам, борющимся против расовой дискриминации и апартеида.

Вейпинг. Научный подход


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: