Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ программа

Для обучения и развития ребенка

Младшего дошкольного возраста с ЗПРР

1. Здоровье и условия воспитания:

1. Выполнение четкого режима дня: занятие с Ребенком проводятся регулярно в первой и во второй половине дня (по 20 – 40 мин. по 2 раза в день).

Иметь в наличии два набора игрушек и пособий: первый, для повседневной игры (куклы, кубики, наборы посуды, мягкие игрушки и т.д.); второй набор для обучения; этот набор дается ребенку только для занятий со взрослым;

2. Всем взрослым соблюдать единые требования к обучению Ребенка. Требовать от него соблюдения социально-принятых норм поведения в быту и на занятиях (слушать взрослого, выполнять аккуратно действия, связанные с навыками самообслуживания: проситься в туалет, мыть руки перед едой; убирать за собой игрушки и одежду и др.; здороваться при встречах (пожимать руки) со взрослым, смотреть в глаза, прощаться жестом «Пока»; во время еды – пользоваться салфеткой, правильно держать ложку и т.д.; во время занятий и игр – слушать взрослого, не вертеться на стуле, не хватать игрушки или пособия без разрешения и т.д.).

3. Все взрослые должны проводить с Ребенком беседу о смене ситуации. Например, вечером: «Сегодня ложимся спать, уже темно, надо отдыхать. А завтра будем играть. Тебя будут ждать — тетя Галя и тетя Таня. И дети – Ваня, Аня, Паша»; «Вот наступает вечер, скоро придет няня – Нина. «Сейчас мы завтракаем, потом оденемся и пойдем гулять. На улице будем копать ямку» и т.д.

Закреплять у ребенка называние себя в первом лице «Я хочу…», «Я буду», «Я поела», «Я иду гулять», «Я нарисовала», «Я слепила», «Я мою руки», «Почитай мне сказку», «Дай мне пить» и обращение к воспитателю на «ты»: «Ты и я пойдем гулять», «Я и ты будем смотреть мультфильмы».

4. В процессе выполнения режимных моментов близкие взрослые выполняют массаж пальцев и рук ребенка 2-3 раза в день по 5-7минут.

Массаж проводится на эмоциональном и вербальном общении взрослого с ребенком. Виды упражнений:

4.1. Поглаживание взрослым обеих поверхностей рук (внутреннюю и наружную) до локтя по направлению «от периферии к центру» 6-8 раз, отдельно по каждой руке;

4.2. Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) — от 4 до 10 раз на каждой руке отдельно.

4.3. Спиралевидные движения пальца взрослого по раскрытой ладони ребенка от его середины до основания пальцев с переходом на движение по внутреннему стороне большого пальца – 2- 4 раза по каждой ладони («рисуем», мотаем клубочек).

4.4. Точечные нажатия большим пальцем и указательным пальцами взрослого на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой – все пальцы кисти массируются по очереди 1-2 раза (мы вот так шагаем, топ-топ, топ-топ, мы шагаем).

4.5 Отведение и приведение взрослым большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок — в сторону, по кругу.

4.6 Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру» — 5-6 раз.

Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки.

Учить действовать самостоятельно:

  • приучать расправлять одеяло после сна, складывать пижаму в определенное место;
  • умываться (мыть руки и лицо, удерживая воду в руках – руки делать как лодочка, намыливать руки с тыльной и внутренней сторон, аккуратно смывать мыло водой, а затем вытирать руки после умывания полотенцем); чистить зубы; пользоваться туалетной бумагой, сливать воду из бачка; учить расчесывать самостоятельно волосы перед зеркалом; обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой;
  • во время еды: закреплять навыки правильного удержания ложки во время еды и есть, не проливая суп; пользоваться вилкой, аккуратно накалывая еду; пить из чашки и из стакана; пользоваться салфеткой во время и после еды.
  • одеваться и раздеваться; надевать и снимать предметы одежды (обуви) — трусы, колготки, брюки, обувь, шапку, куртку, рейтузы; продолжать учить выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды, пользоваться молнией и «липучками», кнопками и пр.
  • приучать класть вещи на место (учить вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик).

3. Социальное развитие:

  • закреплять представления о себе, учить называть свое имя, половую принадлежность («Я — девочка, Я — Лена»); учить смотреть на себя в зеркало, показывать на себя рукой и говорить: Я – (имя…….)!.
  • учить соотносить свои вещи, игрушки, с местоимениями – (Моя куртка, мои вещи, моймяч); важно, чтобы взрослые в своей речи употребляли личные местоимения: (Я пришла за тобой. Что тыделала? Где твои вещи? Возьми своюкуртку. Вот моя рука, давай своюруку. Дай мне пакет. Ты, молодец. Ты, умеешь одеваться, молодец!).
  • продолжать совершенствовать представления Ребенка о своих частях тела и лица, их назначении, уточнить представление о назначениях рта и носа. (Провести игру: «Где носик, где ротик», уточнить функции носа — через нос мы дышим, там есть ноздри, воздух туда попадает «Да, это носик, мы им дышим; в нем есть дырочки- ноздри, через них проходит воздух, мы вдыхаем воздух и через ноздри дышим»;
  • изучить рот: там есть губы, зубы, язык (темп медленный, атмосфера веселая): «Это ротик, через него выходит воздух, при этом особо подчеркиваем — воздух выходит»; (провести игру подуем на шарик);
  • формировать представления о своих желаниях и потребностях: «Я хочу пить», «Я устала, я хочу спать», «Я не хочу пить», «Я хочу читать книгу»; «Я хочу играть» и т.д.
  • обращать внимание Ребенка на просьбы других людей: «Я хочу играть с куклой», «Никита хочет играть с тобой в мяч. Он приглашает тебя играть», «Никита хочет пить, дай ему чашку с водой», «Тетя устала, она хочет спать» и т.д.
  • продолжать формировать способы взаимодействия со сверстниками: здороваться при встрече, задавать вопросы при встрече, спрашивать «Как у тебя дела?», «Какие у тебя игрушки?»; «Как тебя зовут?» «Кто ты?»; «Давай играть в куклы». «Будем возить кубики и строить домики для зверей» и т.д.
  • воспитывать эмоциональное отношение к «чувствам» игрушек – мишке холодно, жарко, горячо, кукла довольна, недовольна, радуется, плачет, хочет купаться, больше она не хочет купаться и т.д.;
  • формировать эмоциональные и деловые способы общения и взаимодействия со взрослыми (смотреть в глаза, обращаться к воспитателю: «Тетя, дай», «Спасибо, Наташа).
  • познакомить Ребенка с тем, что у взрослых есть имя и отчество: ………..

4. Физическое воспитание:

При выполнении физических упражнений важно формировать у ребенка правильное дыхание (например, вдох носом, — руки вверх; выдох через рот – руки вниз);

Развитие общих движений:

  • учить выполнять различные движения на шведской стенке;
  • учить перешагивать через веревку, обруч, ручеек, порог и т.д.
  • продолжать учить переползать под скамьей, под ворота, через обруч.
  • продолжать учить ударять ногой по мячу (играть в футбол).
  • продолжать учить прыгать на двух ногах: ноги вместе, руки на поясе, прыжки на месте
  • учить спрыгивать с небольшой высоты; делать приседания вместе с мячом или куклой (вначале с поддержкой взрослого); ходить по скамейке, удерживая равновесие с помощью рук в стороны; учить ходить на мысках – руки вверх: «Мы большие жирафы, мы очень большие жирафы – вот такие», тянуться вверх, стоя на мысках и произносить звук – «вооо!»;
  • продолжать учить выполнять движения под речевые высказывания: ходить в присядку, руки на коленях («Мы маленькие цыплятки, мы говорим-цып-цып. Мы маленькие утятки, мы говорим – кря-кря»).

Продолжать развивать движения рук и совершенствовать ручную и мелкую моторику:

  • учить ловить мячи разного размера и разные по весу; бросать в цель игры — “Лети стрела”, “Кольцеброс” и т.д.); бросать большой надувной мяч двумя руками, из-за головы вперед, отмечая каждый раз длину броска (можно бросать в обруч или другую цель).
  • доставать предметы, находящиеся вверху, становясь на мысочки.

культурно гигиенические навыки


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: