Слова ибн Кудамы: «В Коране пришли следующие аяты: «Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием».(Сура ар-Рахман, аят 27),а также Аллах сказал: «Его обе Руки простерты».(Сура аль-Маида, аят 64).И Слова Всевышнего о том, что сказал Иса, обращаясь к Нему: «Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе». (Сура аль-Маида, аят 116).
И сказал также Он: «И твой Господь придет».(Сура аль-Фаджр, аят 22).
А также: «Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах явится к ним».(Сура аль-Бакара, аят 210).
А также Он сказал: «Аллах доволен ими, и они довольны Им». (Сура аль-Маида, аят 119).
«Которых Он любит и которые любят Его» (Трапеза, 54).
«Аллах разгневался на них» (Победа, 6).
«… они следовали за тем, что сильно разгневало Аллаха» (Мухаммад, 28).
«Аллах не пожелал их отправления» (Покаяние, 46)».
(Ибн Кудама аль-Макдиси после того, как разъяснил некоторые правила и основы, которые касаются Атрибутов Аллаха Субхана уа Та‘аля и Его Имен приступил к непосредственному приведению примеров, так, какие у Всевышнего Аллаха Субхана уа Та‘аля есть Атрибуты и какие есть Качества).
Говорит шейх ‘Усаймин: «Автор книги упомянул некоторые тексты из Корана, в которых упоминаются атрибуты Аллаха. В том же порядке мы и приведем эти атрибуты».
Аль-Уадж (Лик Аллаха).
Говорит шейх ибн Усеймин:«Первый Атрибут всевышнего Аллаха: «аль-Уадж» (Лик)».
(Это Сыфа «За‘атия» то, что непосредственно принадлежит Всевышнему Аллаху и невозможно удалить одно от другого, то есть невозможно сказать, что Лик Всевышнего Аллаха отдельно от Сущности Всевышнего Аллаха и не связано с Желанием Всевышнего Аллаха Субхана уа Та‘аля).
Атрибут «Лик» установлен относительно Всевышнего Аллаха, основываясь на Коран, сунну и на единогласное мнение праведных предков, сказал Всевышний Аллах: «И останется Лик твоего Господа «обладающий» (то есть не «обладающего», то есть не про Господа идет речь, а про Его Лик) почетом и величием»(Милостивый, 27).
И сказал Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) Са‘аду ибн Аби Ваккасу: «Какое бы ты подаяние не дал или что бы ты не пожертвовал на пути Аллаха субхана уа Та‘аля так что ты стремишься этим пожертвование к Лику Аллаха Всевышнего непременно получишь за это награду». Этот приводит хадис имама аль-Бухари (1295) и Муслим (1628).
И сошлись на единогласном* мнении праведные предки о том, что необходимо утверждать относительно Всевышнего Аллаха Атрибут «Лик».
*[Примечание от редактора стенограммы]:
Аль-Иджма‘у — это единогласное решение ученых исламской Уммы, соответствующих всем требованием аль-Иджтихада, в вынесении Шари‘атского решения по тому или иному вопросу после кончины Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует). Это решение принимается, основываясь на твердые доказательства, а прийти к единогласию в том, что является заблуждением, они не могут, о чем свидетельствуют изречения Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) где он сказал: «Не объединится моя община в том, что является заблуждением».
Это было сказано, когда еще Откровение Всевышнего приходило к Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует). И если бы община Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует) могла бы ошибиться после того, как его лучшие ученые пришли к единому мнению, то Всевышний дал бы ему об этом знать и он бы не сказал то, что он сказал в этом хадисе. Хадис рассказал ибн Мaджа (3950), шейх Албани сказал в Сахuх аль-Джaми‘и, что он достоверный. Относительно понятия «Ас-Салаф».
[Конец примечания].
А потому, необходимо утвердить этот атрибут без изменения, толкования, отрицания, не придавая форму, и не уподобляя. Это истинный, подобающий Всевышнему Аллаху Лик.
(Пояснение Руслана):
В Коране утверждение Лика Всевышнему Аллаху приходит в 11 местах и приверженцы сунны сошлись во мнении, что во всех этих 11 местах имеется ввиду именно Атрибут, то есть именно Лик Всевышнего Аллаха кроме одного аята: «Куда бы вы не обратились найдете там Лик Аллаха», то есть относительно этого аята есть разногласия, в нем имеется Лик Аллаха Субхана уа Та‘аля или что-либо другое, и правильным является то что этот аят тоже из аятов Атрибутов Всевышнего Аллаха и в нем также утверждение Атрибута Лик.
Сторонники толкования истолковали атрибут «Лик» как награду, ответом им является четвертое правило, приведенное в начале книги.
(Пояснение Руслана):
Во-первых, это противоречит внешнему смыслу аята из Корана, Всевышний не сказал «Сауаб» (награда), а сказал «Лик».
Во-вторых, это противоречит единогласному мнению саляфов, ни от одного из них не пришло что под Ликом имеется ввиду награда.
В-третьих, то, что под Ликом имеется ввиду «награда», у вас нет довода. Также нет довода у тех, которые скажут, что не имеется в виду награда, а имеется в виду что-либо другое.
(Конец слов Руслана).
[Примечание от редактора стенограммы]:
Шейх Салих ибн Абдуль-‘Азиз али Шейх говорит в своем шархе на Люм’ат уль-и’тикад в этом разделе:
То, что касается атрибутов сущности, это те атрибуты, которыми постоянно описан тот, кого мы описываем этими атрибутами. И в отношении Всевышнего Аллаха мы знаем, что Всевышний Аллах всегда описан этими атрибутами. И эти атрибуты сущности, не бывает так, чтобы в одно время Аллах был ими описан, а в другие не был. Он описан этими атрибутами постоянно. Например, атрибут — Лик (уаджх), как сказал Аллах: «Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием».(Сура ар-Рахман, аят 27).
И подобно атрибуту Две Руки (йадайн), как сказал Аллах:
«Его обе Руки простерты».(Сура аль-Маида, аят 64).
А также сказал Аллах: «О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками?»(Сура Сод, аят 75).
И также подобные этим атрибуты сущности.
Слова Всевышнего Аллаха: «Вечен лишь Лик Господа твоего».(Сура ар-Рахман, аят 27).
Это первый аят, который привёл здесь ибн Къудама. И этот аят явно указывает на то, что Всевышний Аллах описан атрибутом Лик (уаджх). Лицо доказательства то, что Всевышний Аллах приписал этот атрибут себе.
И мы знаем, и это правило – то, что приписывается к Всевышнему Аллаху бывает двух видов: сущность и смысл.
Теперь мы знаем, что то, что приписывается к Аллаху бывает двух видов. Иногда может быть смыслом, а иногда сущностью. Если это является сущностью, то она иногда может существовать сама по себе, а иногда не может.
[Конец примечания].
Йад (Рука Аллаха).
Говоритимам Ибну Кудама аль-Макдиси: «А также слова Всевышнего Аллаха субхана уа Та‘аля: «И Обе Его Руки распростерты» из суры аль-Маида 64 аят».
Говорит шейх ‘Усаймин: Второй атрибут «Руки»
(Это Сыфа за‘атия, тоже принадлежит Сущности Всевышнего Аллаха).
Две Руки Всевышнего Аллаха являются Атрибутом Всевышнего Аллаха, которые установлены относительно Него Кораном и сунной и единогласным мнением праведных предков, сказал Всевышний Аллах: «Но нет, Его обе Руки распростерты»(Сура аль-Маида, аят 64).
И сказал Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам): «Рука Аллаха полна, и не опустошат ее непрерывные траты ночью и днем, скажите мне, сколько израсходовал Он с тех пор, как создал небеса и землю? Однако, поистине, это не уменьшило того, что есть в Его руке, а престол Его над водой, и в другой Его руке весы, посредством которой Он принижает и возвышает (людей)». (Согласованный хадис: Аль-Бухари 4684, Муслим 993).
И праведные предки сошлись на мнении о том, что у Всевышнего Аллаха есть Две Руки, поэтому мы обязаны утверждать этот Атрибут Всевышнему Аллаху без всякого искажения, и без всякого аннулирования и без того, что придавать ему какой-то конкретный образ и не должны сравнивать Руку Всевышнего Аллаха с Руками Его творений. Обе Руки Всевышнего Аллаха действительные, они действительно существуют имеют образ и Сущность, образ и Сущность этих двух Рук Всевышнего Аллаха, такие, как это надлежит Величию Всевышнего Аллаха субхана уа Та‘аля.
(Пояснение Руслана):
У имама Муслима пришел риваят этого хадиса, в нем сказано: «А земля в Левой Руке Всевышнего Аллаха». Но это добавка, которая пришла у имама Муслима является отклоненной и является недостоверной. Хафизы этой общины сообщили о том, что этот риваят или эта добавка является шазз – отклоненной. И отклонился этой добавкой передатчик по имени ‘Умар ибн Хамза, от него у имама Муслима приходит хадис в трех местах и все они попали под критику. И это также противоречит достоверным хадисам о том, что у Всевышнего Аллаха обе Руки являются правыми и не называется Рука Всевышнего Аллаха левой, и говорится «правая Руку и другая Рука» и обе они являются правыми.
(Конец слов Руслана).
А те, которые аннулируют этот Атрибут, сказали, что под Руками имеется ввиду Милость или Мощь или что-либо подобное. И мы опровергнем их это слово тем, чем опровергли эти слова в четвёртом правиле».
(Это противоречит единогласному мнению праведных предков, это противоречит внешнему смыслу аята и это то, на что у вас нет никакого довода).
И добавим еще четвертый вид опровержения, то что пришло в этих аятах то что запрещает нам сделать такой тафсир, то что под Руками имеется виду Милость или Мощь, как слова Всевышнего: «Он сказал: — О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками? Ты возгордился или же считаешь себя выше других?»(Сод, 75).
Сказал Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам): «Другой Рукой Всевышний держит все свои творения».
(Пояснение Руслана):
В этом указание на то, что «ни’ма» и «къудра», то есть Щедрость или Милость и Мощь их не бывает две, что касается Милости то Всевышний что сказал: «Если вы будете считать Милости Всевышнего Аллаха, вы их не сможете посчитать», а здесь Всевышний говорит: «Две Его Руки распростерты», исходя из их толкований, получается «две Его Милости распростерты», а остальные что? Либо они скажут, что Милости у Аллаха только две, либо они скажут, что две Милости распростерты, а остальные не доходят до Его творений.
Что касается Мощи, то у Всевышнего Аллаха одна Мощь и не делится Мощь Всевышнего Аллаха на две или на три, исходя из этого, им придется сказать «обе Его Мощи распростерты», или «тому, кого Я создал двумя своими Мощами». Или «а в другой Его Мощи Он держит все свои творения», все эти толкования невозможны, поэтому этот тафсир является ложным.
(Конец слов Руслана).
Следует отметить, что атрибут «руки» пришел в Коране и в единственном числе, и в двойственном числе, и во множественном числе.
Пример единственного числа: «Благословен Тот, в Чьей руке власть» (Власть, 1).
Пример двойственного числа: «…напротив, Его обе руки простерты»(Трапеза, 64).
Пример множественного числа: «Неужели они не видят, что из того, что создали Наши руки, Мы создали для них скот»(Ясин, 71).