Необратимая утрата спасения

Предупреждения о возможности безвозвратной утраты спасения, как мы видели из многих обсуждаемых нами мест Священного Писания, ясны и многочисленны. Достаточно сказать, что даже для такого авторитетного сторонника концепции «священной безопасности», как Эриксон, текст Евр. 6:4-6 является камнем преткновения. Ему пришлось изрядно потрудиться, чтобы попытаться увязать смысл этого текста с концепцией «вечной безопасности». Приведем некоторые его рассуждения:

«Хотя в Евр. 6 указано, что истинно верующие могут отпасть, но в Ин. 10 утверждается, что они не отпадут. Теоретически возможность отступничества существует, но с верующими до этого дело не дойдет. Они могли бы отойти от веры и их в результате постигла бы участь, описанная в Евр. 6, но благодать Божия хранит их от отступничества. Бог совершает это, но не тем, что Он делает отступничество невозможным для верующих, а тем, что Он обеспечивает их сохранение в вере. Мы не случайно выделяем здесь слова «могут отпасть» и «не отпадут»: это гарантия свободы воли личности. Верующий имеет возможность отречься от веры, но он по собственной воле предпочитает этого не делать».

Иными словами, выходит, что свободная воля верующего сохраняется, но она может действовать только в сторону сохранения, верующие могут отпасть, но… не отпадут. Очень трудно уяснить, как сам Эриксон представляет себе эту, с его точки зрения, теоретическую возможность утраты спасения, которая, по его же выводам, не может произойти в действительности. Еще менее понятно, зачем Богу в Евр. 6:4-6, как и в других местах Священного Писания, предупреждать об ужасной возможности безвозвратно потерять спасение, если такая перспектива реально не угрожает верующим. Вряд ли работает и объяснение, согласно которому Бог через эти предупреждения укрепляет христиан в их вере и таким образом сохраняет их от падения. Если отпадение не может произойти практически, то оно и не произойдет, даже в том случае, если верующий вообще не разу в жизни не читал Послания к Евреям и вообще ничего не слышал ни о каких библейских предупреждениях. Думается, что подобные попытки объяснить теоретическую возможность утраты спасения весьма натянуты. Можно согласиться с Форлайнсом, который считает, что нежелание многих ученых богословов признать, что учение о реальной возможности безвозвратной потери спасения ясно выражено в Новом Завете, происходит лишь от того, что оно не укладывается ни в кальвинистское учение о безусловном предызбрании, ни в отстаиваемую ими концепцию «вечной безопасности». Первая из эти богословских концепций — о безусловном предызбрании, которая не рассматривается в этой работе, достаточно спорна и не разделяется большинством христианских ученых богословов различных деноминации. Вторая, как об этом уже говорилось выше, вряд ли может быть вполне обоснована на текстах Нового Завета. Думается, что в случае непредвзятого подхода учение о возможности окончательного отпадения от спасительной веры и благодати ничто не мешает признать правильным и вполне библейским.

Еще один сложный вопрос состоит в том, почему Писание учит (хотя и не во всех случаях, как это видно из Иак. 5:19-20 и 1 Кор. 5:1-5), что отпадший не может быть обращен вновь.

Рассмотрим несколько возможностей:

1. Допустим, что Бог не хочет послать покаяние отступнику. На первый взгляд такое вполне возможно, тем более что отступник сам отрекся от Бога. Кроме того, совершенно ясно, что если Бог Сам не даст благодати отверженному, то отступник не сможет вновь возвратиться к Богу, даже если будет страстно желать этого. Однако у такого предположения есть один недостаток: Писание ясно говорит, что Бог хочет спасения каждого человека (1 Тим. 2:4).

2. Второе допущение, которое можно сделать, состоит в том, что человек в результате полного отпадения утрачивает свободную волю. Однако этому невозможно найти подтверждения ни с библейской, ни с логической точек зрения.

Видимо, мы имеем дело с ситуацией, когда человек, сознательно и полностью веровавший в Христа, уподобившись Иуде, находится в такой степени морального падения и развращенности, что не имеет ни желания, ни моральных резервов для покаяния. Спектр реакции такого человека на Христа и Божью благодать лежит между равнодушием и крайней степенью озлобления. Это состояние, видимо, может быть сопоставлено с состоянием фарисеев, утверждавших, что Иисус исцеляет больных силою Веелзевула (Мк. 3 гл., Мф. 12 гл.). Такие люди потеряли остатки страха Божия и надежду на спасение, похулив Духа Святого (Мф. 12:31).

Человек, таким образом, отворачивается от Христа, а Христос в Свою очередь отворачивается от отступника, поскольку его обращение невозможно и соответственно грех его непростителен.

Однако следует подчеркнуть, что, судя по всему (особенно исходя из Евр. 6:6 и 2 Пет. 2:20-22), речь здесь может идти не о простой потере веры вследствие человеческой слабости, впадения в грех или неосторожного уклонения в ересь, а о полном сознательном богоотступничестве, по сути дела, о переходе на сторону врагов Христа. Только в этом случае мы можем говорить о безвозвратной утрате спасения, не вынося при этом окончательного суждения о каждом конкретном случае, который может встретиться в нашей практике, поскольку на основании внешних признаков мы не всегда можем сделать правильный вывод о том, является ли тот или иной случай отпадения столь глубоким, точно так же, как мы никогда не сможем со стопроцентной уверенностью утверждать о другом человеке, что он действительно является возрожденным. Поэтому, хотя в Первом послании Иоанна и говорится о бесполезности молитвы за людей, совершивших «грех к смерти» (1 Ин. 5:16), мы должны молиться и стараться вернуть ко Христу всякого духовно заблудшего человека, поскольку в условиях современной церкви знание о действительной глубине духовного падения человека имеет только Сам Господь.

Новинка 2017. Премьера Необратимая утрата, русская мелодрама, детектив сразил наповал


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: