«Физическая культура», «Здоровье»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
— игровые упражнения «Весёлые капельки», «Кто соберёт больше цветочков», «Медвежата, просыпайтесь»;
— несложные сюжетные подвижные игры «Птички летают», «Воробышки и автомобиль», «Птички в гнездышках», «Пройди мишкой, поползи мышкой» и др.;
— беседы на освоение и запоминание правил здоровьесберегающего и безопасного поведения на улице («Расскажи, почему нельзя ходить по лужам?», «Какую одежду одевать весной?» и др.).
«Познание» (развитие сенсорной культуры, конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Дидактическая игра «Найди такой же …»
Способствовать освоению сенсорных эталонов, выделяя признаки объектов природы (цвет, форма, величина): (круглой формы — «как солнышко», зелёного цвета – «как листик», треугольной призмы – «как ёлочка»). Обогащать чувственный опыт детей.
«Познание» (развитие кругозора)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Беседа: «Весна пришла».
Продолжать знакомить детей с изменениями в живой и неживой природе, происходящие весной (солнце светит ярко, бывают дожди, земля и вода прогреваются солнцем, становятся тёплыми, тает снег, сосульки, прилетают птицы, появляются птенцы у птиц, пробуждаются от спячки животные, появляются почки на деревьях, кустах, дети легко одеты, могут играть с песком, водой). Побуждать участвовать в разговоре, самостоятельно рассказывать о своих впечатлениях.
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Чтение стих.А.Плещеева «Весна».
Познакомить со стихотворением. Учить называть признаки весны.
(приёмы понимания речи, активизация, обогащение словаря (весна, весенний, веснянка), стимулирование совместного со взрослым построения высказывания из 2-3 предложений).
«Художественное творчество» (рисование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Рисование «Дождик»
Развивать умение создавать простые изображения, ритмично нанося разные по длине линии (приёмы рисования разных по длине линий (ручейки), мазков (капельки).
«Художественное творчество» (аппликация)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Аппликация «Скворечник»
Учить изображать предметы, состоящие из нескольких частей, определять форму части (прямоугольная, круглая, треугольная).
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
— музыкальные произведения для слушания: «Солнышко» (муз. М.Раухвегера, сл. А.Барто, «Зима прошла» муз. Н.Метлова сл. М.Клюковой); для пения «Водичка» (муз. Е.Тиличеевой, сл. А.Шибицкой);
— музыкально-дидактические игры («Греет солнышко теплее» муз.Т.Вилькорейской);
— приёмы понимания простейших связей музыкального образа и средств выразительности (медведь – низкий регистр);
— двигательные образные импровизации под музыку;
— имитационные игры, связанные с игровой передачей различных образов – птиц, лёгкого ветерка и др., способствующих развитию воображения и творчества;
— игры на музыкальных инструментах (на металлофоне «Капельки звенят» (громко-тихо)).
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:
— предметы народных промыслов и быта (глиняные игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская); игрушки из соломы, дерева;
— иллюстрации Ю.Васнецова, В.Лебедева, В.Сутеева, Е.Чарушина к русским народным сказкам, фольклору, историям о животных, стихам;
— сюжетная живопись по теме «Мир животных»;
— разнообразные яркие игрушки, природные и бытовые предметы разной формы, цвета, размера;
— наборы для театрализации (шапочки-маски, фрагменты костюмов для игр-драматизаций, игрушки и фигурки настольного и пальчикового театра);
— книги для рассматривания и детского чтения (Е.Благинина «Дождик», В.Берестов «Мишка, мишка, лежебока», «Больная кукла», Ю.Мориц «Ручеёк», Н.Павлова «Щепочка и камешек», И.Токмакова «Глубоко ли, мелко», «Голуби», Д.Хармс «Весёлые чижи», «К.Чуковский «Мойдодыр», Е.Чарушин «Кошка», «Курочка», «Что за зверь», Л.Квитко «Кисонька», «В садочке», Н.Забила «Ясочкин садик» и др.;
— книги и иллюстрации, отражающие признаки весны в живой и неживой природе
— настольно-печатные игры, разрезные картинки, предметные картинки;
— наборы для опытов и экспериментов с объектами живой природы (ветка дерева распускается в тепле, для комнатных растений нужны тепло, вода), с водой песком, снегом;
— материалы для дорисовки: «Тает сосулька», «Капает дождик», «Дует ветер»;
— атрибуты для сюжетных и самостоятельных игр детей;
— наборы одежды для кукол;
— алгоритмы трудовых действий;
— наборы-конструкторы для строительства различных построек;
— изобразительные средства (карандаши, краски, пластилин, глина, стеки), неизобразительный материал: толчёная скорлупа, опилки, палочки и т.п.;
— дидактические пособия для развития мелкой моторики.
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
— организовать прогулку в весенний парк, сквер, обращая внимание ребёнка на яркое весеннее солнце, лужи, ручейки;
— привлекать ребёнка к кормлению птиц, наблюдению за их поведением;
— наблюдать за повадками знакомых детям животных ближайшего окружения;
— использовать зеркальце для получения солнечных зайчиков,
— обращать внимание ребёнка на одежду взрослых и детей в соответствии с погодными условиями;
— почитать и обсудить рекомендуемые произведения современной и зарубежной литературы; обогащая «читательский опыт» ребёнка;
— привлекать к рисованию по впечатлениям прочитанных произведений, наблюдаемых явлений.
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
— рассматривание, обследование, обращение внимания на объекты живой и неживой природы ближайшего окружения с целью обогащения представлений детей о растениях, животных и человеке;
— приёмы, вызывающие интерес к отражению в сюжетных играх событий из прочитанных книг, впечатлений от коллективных т личных наблюдений, рассматриваемых картинок;
— обсуждение проблемных ситуаций из личного опыта ребёнка («Шла Маша в детский сад, а вокруг лужи. Как пройти и не замочить ноги?»);
— побуждение к рассказыванию о домашних питомцах;
— рассматривание иллюстраций, картин, побуждая детей к узнаванию, различению и называнию объектов и явлений природы;
— игры-имитации, отражающие особенности объектов живой и неживой природы, выражая их голосом, движениями («кружатся листочки», прыгают воробышки» и т.п.);
— опыты и поисковые действия, помогающие понять, какие условия жизни необходимы растениям (посадить растение в воду, понаблюдать за корнями – как оно питается, выявить потребность в воде, солнце, тепле);
— наблюдения за посадками луковиц и крупных семян;
— игры-имитации, отражающие характерные действия (летят большие и маленькие птицы), в разном темпе (дождик полил – крылышки замочил);
— постройки из разных деталей крупного конструктора, игровых модулей («Дорожки», «Заборчики», «Мосты» и др.), стимулируя обыгрывание построек и включение их в игру;
— приёмы формирования навыков рисования в предметном изображении (передача общих признаков и характерных деталей), в сюжетном изображении (создавать изображение на всём листе с учётом линии горизонта);
— игры-экспериментирования с изобразительными материалами, связанные с умением подбирать цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный, чёрный, белый) при раскрашивании изображённых предметов или явлений природы;
— игры с предметами, картинками: «Что сначала, что потом», «Узнай, кто позвал» и др;
— рассматривание предметов и картинок о трудовой деятельности взрослых в природе;
— простые трудовые поручения по уходу за комнатными растениями поливать растения, очищать от пыли и т.п.);
— экспериментирование с музыкальными природными звуками.
Гигиенические процедуры:
— обогащать представления детей о процессах умывания, обращаясь к художественным произведениям («Умываются котята и цыплята и утята…»), наблюдениям за птицами, животными);
— ситуативные беседы с использованием игрового персонажа (куклы «Веснянки») о процессах одевания в соответствии с погодными условиями, элементарного поддержания чистоты в одежде во время прогулки (обходить лужи, отряхивать одежду от мокрого песка и т.п.).
Завтрак, обед, полдник, ужин:
— ситуативные беседы о пользе витаминов в весенний период, которые содержатся в свежих овощах и фруктах;
Прогулка:
— образовательные ситуации, помогающие детям осознать разумный способ поведения в предметом мире, основанный на знании назначен Ия предмета и свойств материала, использованного при его изготовлении («Почему в дождливую погоду мы не берём на прогулку книги, мягкие игрушки?»);
— наблюдения за весенними изменениями в природе (потеплело, увеличилась длительность дня, активно тает снег);
— наблюдения за птицами, животными, растениями и другими объектами живой природы, встречающимися в ближайшем окружении (обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, передавать особенности голосом, в движении);
— наблюдения сенсорных признаков объектов природы (цвет, форма, величина);
— обращение внимания детей на необычные явления, предметы (цветение растений, солнечный луч, блеск лужицы и т.п.);
— беседы о бережном отношении к объектам природы (почему не следует рвать цветы, ломать ветки кустарников и т.п.);
— игры-экспериментирования с водой, песком, глиной и т.п.
— подвижные игры «Дождик»; «Солнечные зайчики» и др.;
— упражнения на развитие основных движений;
— индивидуальная работа по развитию основных движений;
— элементарные трудовые поручения на участке (собрать веточки, сложить игрушки в корзину); привлекать внимание детей к тому, как взрослый ухаживает за растениями, поддерживает порядок на участке);
— наблюдения за трудом взрослых, обращая внимание на трудовые действия и результат трудовой деятельности;
— наблюдение фрагментов конкретных видов труда (уборка территории детского сада, посадка семян в огороде, цветнике и т.п.);
— игровые ситуации («Соберём куклу на прогулку», «Научим Неумейку наводить порядок на участке»);
— образовательные ситуации, обеспечивающие понимание направленности трудовых процессов на заботу о детях и близким им людям («Поможем дворнику»);
— образовательные ситуации по ознакомлению с объектами живой природы ближайшего окружения («Первое знакомство»).
Вечер:
— рассматривание книжек-картинок с иллюстрациями В.Васнецова, С.Маршака, В.Сутеева;
— чтение стихов («А.Плещеев «Травка зеленеет…», «Уж тает снег» А. Фет «Уж верба вся пушистая», З.Александрова «Капель», «Весенняя уборка», В.Берестов «Весенняя песенка» и др.), сказок («Почему кот моется после еды», «У солнышка в гостях» и др.);
— чтение художественной литературы (А.Майков «Ласточка примчалась», А. Плещеев «Весна», В. Бианки «Песенка весенних минут», «Купание медвежат», Л.Толстой «Птица свила гнездо», С. Маршак «Март, апрель, май»);
— прослушивание музыкальных произведений («Звуки капели, звуки весны»);
— игры-эксперименты по созданию образов в соответствии с разным настроением музыки, её темпом (неуклюжие медведи, весёлые зайчики, птицы, цветы, раскрывающиеся под лучами солнца и засыпающие вечером);
— игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов;
— игры с персонажами настольного, пальчикового театров с предварительным обсуждением обобщенных характеристик (хитрая, добрая);
— игры- импровизации с персонажами пальчикового театра (на пальцы надеваются головки зверей), куклами-варежками (на варежку нашиваются аппликации мордочек зверей) с изображением игровых действий, сопровождением их речью;
— игры-истории с целью практикования и закрепления безопасного поведения на улице «Опасно-безопасно»;
— приёмы, побуждающие к отражению содержания знакомых сказок и стихотворений в игровой деятельности;
— наблюдения и беседы, направленные на исследование природного мира (побуждение детей различать, узнавать, называть конкретных животных, растений, явлений природы. С помощью вопросов, педагог помогает найти яркие признаки конкретных растений, животных, явлений природы – «Как ты узнал?»);
— беседы: «Что мы видели на улице?», «Как изменилась одежда людей весной?».
Вечерняя прогулка:
— игровая ситуация «Оденем куклу на прогулку», «Расскажем Веснянке, как мы одеваемся на прогулку»;
— игры-обсуждения «Кто во что одет?»;
— беседы на тему «Мир вокруг нас» (особенности сезона);
— наблюдения за изменениями в живой и неживой природе («Что было, что стало?»);
— наблюдение трудовых действий взрослых в цветнике и огороде;
— опыты, эксперименты с водой, песком («Лепим колобки», «Печём куличики» — эксперименты с разным песком: влажным и сухим);
— игры с водой «Весёлые кораблики» (дети запускают в ручеёк разные предметы – лодочки, щепочки, кораблики, наблюдают за ними. Делают «волны», «ветер», «отправляют в плаванье» мелкие игрушки;
— подвижные игры: «Кто соберёт больше цветочков», «Поймай бабочку», «Пройди по дорожке» и др.;
— элементарные трудовые поручения по уборке участка. Поддерживать стремление малышей к участию в совместной трудовой деятельности.
Примерный план
Образовательной работы
С детьми 4-5 лет
Тема: «Весна шагает по планете»
Программное содержание:
1. Обогащение представлений детей о весне: сезонных изменениях в природе, одежде людей, трудовой деятельности (солнце светит ярко, бывают дожди, земля и вода прогреваются солнцем, становятся тёплыми, тает снег, сосульки; появляются почки на деревьях, кустах, вырастают и зацветают растения; прилетают птицы, начинают вить гнёзда и выводить птенцов, пробуждаются от спячки животные, появляются насекомые; дети легко одеты, могут играть с песком, водой).
2. Развитие эмоциональной отзывчивости и разнообразия переживаний детей в процессе общения с природой: доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие.
3. Обогащение опыта исследовательских действий по изучению качеств и свойств объектов живой и неживой природы, обогащать опыт исследовательских действий.
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
«Физическая культура», «Здоровье»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
— игры и упражнения для развития скоростно-силовых качеств «Радуга» (прыжки через ленты, лежащие на расстоянии 1 м, цвет которых соответствует цвету полос радуги), «Перепрыгивание через ручейки»;
— подвижные игры: «Через ручейки», «Солнце и дождик» и др.;
— беседы о факторах, обеспечивающих здоровье человека в весенний период (витамины, закаливание, физические упражнения, соблюдение режима дня);
«Познание» (развитие сенсорной культуры, конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Конструирование из строительного материала «Скворечник».
Учить построению конструкции по образцу, характеристик объектов, их протяжённости, установления месторасположения частей и деталей.
«Познание» (развитие кругозора), «Труд» (рукотворный мир)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Беседа: «Весна пришла».
— Уточнять и расширять знания детей об изменениях в живой и неживой природе весной (солнце светит ярко, бывают дожди, земля и вода прогреваются солнцем, становятся тёплыми, тает снег, сосульки, прилетают птицы, начинают вить гнёзда и выводить птенцов, пробуждаются от спячки животные, появляются насекомые, появляются почки на деревьях, кустах, вырастают и зацветают растения, дети легко одеты, могут играть с песком, водой).
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Образовательная ситуация-рассуждение «Почему говорят, что природы весной просыпается?»
Развивать умение высказываться на заданную тему, отстаивать свою точку зрения, опираясь на полученные впечатления в процессе наблюдений, чтения художественной литературы.
«Художественное творчество» (рисование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Рисование «Подснежник».
Упражнять в рисовании знакомых предметов, располагать изображение по всему листу.
«Художественное творчество» (аппликация)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Аппликация (обрывная) «Верба».
Совершенствовать навыки работы с бумагой: обрывание, разрывание.
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
— музыкальные произведения для слушания «Солнышко» (муз. М.Раухвегера, сл. А.Барто, «Зима прошла» муз. Н.Метлова сл. М.Клоковой, «Песенка о весне» муз.Г.Фрида, сл. Н.Френкель); для пения «Водичка» (муз. Е.Тиличеевой, сл. А.Шибицкой);
— музыкальное движение «Танец с зонтиками» муз.В.Костенко сл.Т.Коломиец;
— музыкально-дидактические игры («Греет солнышко теплее» муз.Т.Вилькорейской);
— приёмы понимания простейших связей музыкального образа и средств выразительности (медведь – низкий регистр);
— имитационные игры, связанные с игровой передачей различных образов – птиц, лёгкого ветерка и др., способствующих развитию воображения и творчества;
— игры на музыкальных инструментах: подыгрывание «Песенки о весне» муз.Г.Фрида, сл. Н.Френкель;
— танцевально-игровое творчество: «Зайчик, зайчик, где бывал» муз.М.Скребковой, сл.А.Шибицкой;
— развлечение «Весенние загадки».
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:
— предметы народных промыслов и быта (глиняные игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская); игрушки из соломы, дерева;
— иллюстрации Ю.Васнецова, В.Лебедева, В.Сутеева, Е.Чарушина к русским народным сказкам, фольклору, историям о животных, стихам;
— сюжетная живопись по теме «Мир животных»;
— разнообразные наборы игрушек (домашние и дикие животные), природные и бытовые предметы разной формы, цвета, размера;
— наборы для театрализации (шапочки-маски, фрагменты костюмов для игр-драматизаций, игрушки и фигурки настольного и пальчикового театра);
— атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Аптека», «Больница», «Поликлиника»;
— литературные произведения для детского чтения (малые формы фольклора: «Солнышко – колоколнышко…», «Ты, трава ль моя…» и др.; сказки: «Заюшкина избушка», «У солнышка в гостях»; произведения русской классической литературы: «О.Белявская «Вербочки», В.Жуковский «Птичка», А.Плещеев «Травка зеленеет…», «Уж тает снег…»; произведения современной русской и зарубежной литературы: З.Александрова «Одуванчик», Е.Благинина «Дождик», М.Клокова «Воробей с берёзы…», Ю.Мориц «Ручеёк», Д.Хармс «Кораблик», П.Воронько «Я носила воду, воду…», Я.Колас «Цветок» (пер.с белор.), Э.Маркуш «Купание воронёнка» (пер.с венг.);
— изобразительные материалы для отражения впечатлений детей об изменениях в природе (бросовый материал, обводки, контуры, тонированная бумага для изображения, составления пейзажей и натюрмортов);
— иллюстрации, отражающие признаки весны в живой и неживой природе
— дидактические игры: «Мой организм», «Витамины»;
— настольно-печатные игры, разрезные картинки, предметные картинки;
— наборы для опытов и экспериментов с объектами живой природы (ветка дерева распускается в тепле, для комнатных растений нужны тепло, вода), с водой песком, снегом;
— оборудование для игр-экспериментирований и игр-путешествий, связанных со здоровым образом жизни;
— материалы для дорисовки: «Тает сосулька», «Капает дождик», «Дует ветер»;
— наборы одежды для кукол;
— алгоритмы трудовых действий;
— наборы-конструкторы для строительства различных построек;
— изобразительные средства (карандаши, краски, пластилин, глина, стеки), неизобразительный материал: толчёная скорлупа, опилки, палочки и т.п.;
— дидактические пособия для развития мелкой моторики.
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
— организовать прогулку в весенний парк, сквер, обращая внимание ребёнка на яркое весеннее солнце, лужи, ручейки;
— привлекать ребёнка к кормлению птиц, наблюдению за их поведением;
— наблюдать за повадками знакомых детям животных ближайшего окружения;
— использовать зеркальце для получения солнечных зайчиков,
— обращать внимание ребёнка на одежду взрослых и детей в соответствии с погодными условиями;
— почитать и обсудить рекомендуемые произведения современной и зарубежной литературы; обогащая «читательский опыт» ребёнка;
— поиграть в развивающие игры, направленные знакомство детей с изменениями в природе: «Найди ошибку», «Сгруппируй…», «Найди отличия…» и др.;
— поиграть в игры на развитие воображения: «Чудесный мешочек»,
— привлекать к работе с неоформленным и природным материалом (выполнить совместно с детьми из природного и неоформленного материала скворечник или кормушку для птиц и повесить возле дома);
— прослушать аудиозаписи тематического литературного материала, тематических детских песен, например;
— привлекать к рисованию по впечатлениям прочитанных произведений, наблюдаемых природных явлений.
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
— рассматривание, обследование, обращение внимания на объекты живой и неживой природы ближайшего окружения с целью обогащения представлений детей о растениях, животных и человеке;
— игровые поисковые и игровые познавательные ситуации из личного опыта ребёнка, обсуждение факторов, обеспечивающих здоровье в весенний период;
— простейшие ситуационные задачи: «»Сгруппируй…», «Вспомни и расскажи, выложи с помощью модели…», «Найди ошибку (в сюжетной картинке, рисунке…»);
— дидактические игры: «Опасные ситуации весной», «Будь осторожен» и др.;
— побуждение к рассказыванию о домашних питомцах, об их повадках;
— игры-имитации, отражающие особенности объектов живой и неживой природы, выражая их голосом, движениями («кружатся листочки», прыгают воробышки» и т.п.);
— игры-имитации, отражающие физические особенности движений, голоса, эмоционального состояния игрового образа (летят большие и маленькие птицы, идёт по снегу большой медведь и маленькая обезъянка);
— игры-упражнения типа: «Вот как Галю одевали»;
— опыты и поисковые действия, помогающие понять, какие условия жизни необходимы растениям (посадить растение в воду, понаблюдать за корнями – как оно питается, выявить потребность в воде, солнце, тепле);
— игры с водой, снегом, льдом: «Тонет – не тонет» (испытание на «плавучесть» игрушек из разного материала), «Освобождение из плена» (размораживание маленьких игрушек, замороженных во льду «ледяной колдуньей);
— игры с зеркалом: «Поймай солнышко» (маленьким зеркалом поймать луч солнца и пустить «зайчика»), «Солнечные зайчики» (воспитатель и дети пускают весёлые солнечные зайчики);
— наблюдения за посадками луковиц и крупных семян;
— постройки из разных деталей крупного конструктора, игровых модулей («Дорожки», «Заборчики», «Мосты» и др.), стимулируя обыгрывание построек и включение их в игру;
— приёмы формирования навыков рисования в предметном изображении (передача общих признаков и характерных деталей), в сюжетном изображении (создавать изображение на всём листе с учётом линии горизонта);
— образовательные ситуации, игры-экспериментирования по развитию умений конкретизировать замысел, выбору материалов, цветового и композиционного решения при изображении объектов и явлений живой природы;
— экспериментирование с изобразительными материалами («Во что можно превратить отпечаток ладошки?», «Какое цвета весеннее небо?» и т.п.);
— игры с предметами, картинками: «Что сначала, что потом», «Узнай, кто позвал» и др.;
— простые трудовые поручения по уходу за комнатными растениями поливать растения, очищать от пыли и т.п.);
— рассматривание предметов и картинок о трудовой деятельности взрослых в природе в весенний период;
— экспериментирование с музыкальными природными звуками: «Угадай, что шуршит, что гремит» (узнать с закрытыми глазами разные звуки: разрывания или сминания бумаги, колебания фольги, насыпания песка, переливания воды и т.п.); «Погремушки» (какие предметы лучше гремят в коробочках из разных материалов).
Гигиенические процедуры:
— обогащать представления детей о процессах умывания, обращаясь к художественным произведениям («Умываются котята и цыплята и утята…»), наблюдениям за птицами, животными);
— рассуждения о процессах одевания в соответствии с погодными условиями;
— решать проблемные ситуации, связанные с охраной здоровья: «Можно ли гулять по лужам?»;
— приёмы формирования умения элементарного поддержания чистоты в одежде во время прогулки (обходить лужи, отряхивать одежду от мокрого песка и т.п.).
Завтрак, обед, полдник, ужин:
— беседы, позволяющие обогащать представление детей об основных источниках витаминов, укрепляющих здоровье в весенний период.
Прогулка:
— образовательные ситуации, помогающие детям осознать разумный способ поведения в предметном мире, основанный на знании назначения предмета и свойств материала, использованного при его изготовлении («Почему в дождливую погоду мы не берём на прогулку книги, мягкие игрушки?»);
— наблюдения за весенними изменениями в природе (потеплело, увеличилась длительность дня, активно тает снег);
— наблюдения за птицами, животными, растениями и другими объектами живой природы, встречающимися в ближайшем окружении (обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, передавать особенности голосом, в движении);
— наблюдения сенсорных признаков объектов природы (цвет, форма, величина);
— обращение внимания детей на необычные явления, предметы (цветение растений, солнечный луч, блеск лужицы и т.п.);
— беседы о бережном отношении к объектам природы (почему не следует рвать цветы, ломать ветки кустарников и т.п.);
— игры-экспериментирования с водой, песком, глиной и т.п.
— игры и упражнения для развития скоростно-силовых качеств: «Кузнечик»
— подвижные игры «Дождик»; «Солнечные зайчики» и др.;
— индивидуальная работа по развитию основных движений и физических качеств;
— элементарные трудовые поручения на участке (собрать веточки, сложить игрушки в корзину); привлекать внимание детей к тому, как взрослый ухаживает за растениями, поддерживает порядок на участке. Поддерживать желание помогать взрослым);
— выполнение трудовых действий, связанных с сезонными посадками (посадка и выращивание лука, крупных семян растений);
— привлечение к уходу за растениями и животными уголка природы, огорода, цветника;
— образовательные ситуации, обеспечивающие понимание направленности трудовых процессов на заботу о детях и близким им людям («Поможем дворнику»);
Вечер:
— наблюдения и беседы, направленные на исследование природного мира (побуждение детей различать, узнавать, называть конкретных животных, растений, явлений природы. С помощью вопросов, педагог помогает найти яркие признаки конкретных растений, животных, явлений природы – «Как ты узнал?»);
— беседы: «Что мы видели на улице?», «Как изменилась одежда людей весной?»;
— беседы о сезонных изменениях в природе, изготовление условных заместителей;
— рассматривание книжек-картинок с иллюстрациями В.Васнецова, С.Маршака, В.Сутеева;
— чтение стихов («А.Плещеев «Травка зеленеет…», «Уж тает снег» А. Фет «Уж верба вся пушистая», З.Александрова «Капель», «Весенняя уборка», В.Берестов «Весенняя песенка».и др.), сказок («Почему кот моется после еды», «У солнышка в гостях» и др.);
— чтение художественной литературы (А.Майков «Ласточка примчалась», А. Плещеев «Весна», В. Бианки «Песенка весенних минут», «Купание медвежат», Л.Толстой «Птица свила гнездо», С. Маршак «Март, апрель, май»);
— прослушивание аудиозаписей («Звуки капели, звуки весны»);
— игры-эксперименты по созданию образов в соответствии с разным настроением музыки, её темпом (неуклюжие медведи, весёлые зайчики, птицы, цветы, раскрывающиеся под лучами солнца и засыпающие вечером);
— игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов;
— игры- импровизации с персонажами пальчикового театра (на пальцы надеваются головки зверей), куклами-варежками (на варежку нашиваются аппликации мордочек зверей) с изображением игровых действий, сопровождением их речью;
— игры-истории с целью практикования и закрепления безопасного поведения на улице «Опасно-безопасно»;
— приёмы, побуждающие к отражению содержания знакомых сказок и стихотворений в игровой деятельности;
— рассматривание детских журналов с творческими заданиями;
— игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей («Недорисованные картинки», «На что похоже?» и т.п.);
— приёмы, побуждающие к использованию «полуготовых материалов» (листы разной формы и цвета для рисования и аппликации, заготовки с нанесёнными фигурами, «незавершённые композиции).
Вечерняя прогулка:
— игровая ситуация «Оденем куклу на прогулку», «Расскажем Веснянке, как мы одеваемся на прогулку»;
— игры-обсуждения «Кто во что одет?»;
— беседы на тему «Мир вокруг нас» (особенности сезона);
— наблюдения за изменениями в живой и неживой природе («Что было, что стало?»);
— наблюдения-обсуждения, помогающие детям лучше понимать связи между живой и неживой природы («Почему на ветках появляются почки?»)
— наблюдение трудовых действий взрослых в цветнике и огороде;
— опыты, эксперименты с водой, песком («Лепим колобки», «Печём куличики» — эксперименты с разным песком: влажным и сухим);
— игры с водой «Весёлые кораблики» (дети запускают в ручеёк разные предметы – лодочки, щепочки, кораблики, наблюдают за ними. Делают «волны», «ветер», «отправляют в плаванье» мелкие игрушки;
— игры с зеркалом, со светом (длительность светового дня в сравнении с утренней прогулкой, особенности погоды);
— подвижные игры: «Солнце и дождик», «Через ручейки», «Зайчата » и др.;
— элементарные трудовые поручения по уборке участка. Поддерживать стремление малышей к участию в совместной трудовой деятельности.
Примерный план
Образовательной работы
С детьми 5-6 лет
Тема: «Весна шагает по планете»
Программное содержание:
1. Обобщение знаний детей о весне как времени года, характерных признаках весны, связи между явлениями живой и неживой природы (солнце светит ярко, бывают дожди, грозы; земля и вода прогреваются солнцем, становятся тёплыми, тает снег, сосульки; появляются почки на деревьях, кустах, вырастают и зацветают растения; прилетают птицы, начинают вить гнёзда и выводить птенцов, пробуждаются от спячки животные, появляются насекомые, дети легко одеты, могут играть с песком, водой; взрослые делают посадки в цветнике и на огороде).
2. Развитие интереса к природе, желание активно познавать и рассказывать о природе, действовать с природными объектами.
3. желание активно познавать и действовать с природными объектами.
4. Воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
«Физическая культура», «Здоровье»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Беседа-рассуждение «Что помогает нам быть здоровыми весной?».
Побуждать к участию в коллективном рассуждении, формулировать личное мнение.
«Социализация», «Безопасность»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Беседа «Как не заболеть в весенний период?»
Формировать представления детей о факторах, обеспечивающих здоровье человека. Учить вступать в речевое взаимодействие, участвовать в коллективном разговоре.
«Познание» (развитие сенсорной культуры, конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Конструирование «Мост для пешеходов».
Учить конструировать по заданным условиям с использованием действий замещения недостающих строительных деталей.
«Познание» (развитие кругозора)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Образовательная ситуация «Придумай загадку»
Развивать умение придумывать загадки на основе признаков наблюдаемых предметов и явлений.
«Труд» (рукотворный мир)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Изготовление поделки из бумаги «Кораблик».
Учить выполнять поделку в технике «оригами», складывать бумагу в разных направлениях, хорошо проглаживать линии сгибов, дополнять образ дополнительными деталями
«Коммуникация»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Сочинение сюжетного рассказа «Весна шагает по планете»
Формировать умение составлять небольшой рассказ об объектах живой и неживой природы, характеризуя особенности весеннего сезона.
«Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Чтение и заучивание наизусть стих А.Майкова «Весна»
Учить запоминать стихотворение. Побуждать читать, передавая интонации удивления, восхищения.
«Художественное творчество» (декоративно-прикладное искусство, рисование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Коллаж «Весенние мелодии»
Учить детей передавать весенние явления с использованием разных изобразительных техник и материалов («рисование ладошкой», аппликация, бумагопластика и т.п.).
«Художественное творчество» (аппликация, конструирование, художественный труд)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Объёмная аппликация («Одуванчики», «Мимоза» и т.п.)
Совершенствовать умения выполнять работу в технике тампонирования. Развивать композиционные умении в передаче образа.
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
— пение песен о весне, игры, танцы, хороводы;
— слушание «Песенка о весне» муз.Г.Фрида, сл.М.Френкель
— музыкально-дидактические игры («Светит солнышко» и др.);