Несколько секретов успешного публичного выступления.

Когда мы заходим в аудиторию, двигаться нужно уверенно, не семенить и не делать суетливых движений. Идти своей обычной походкой, этим мы убедим присутствующих, что мы не волнуемся и никуда не спешим. Когда нас представили, надо подняться, обязательно подарить залу легкую улыбку и войти в непосредственный зрительный контакт с аудиторией.

Для того, чтобы показать свою значимость и вызвать уважение аудитории, необходимо контролировать максимально допустимое пространство.

Не стоит показывать себя маленьким человеком и не стоит таиться где-то в углу сцены. Нужно обязательно занять место в центре или же хотя бы направлять в центр свой взгляд время от времени. Лучше расправить плечи, поднять голову и немного наклониться вперед, демонстрируя что-то наподобие поклона перед аудиторией, можно этот жест несколько раз потом повторить.

Когда мы поднялись на подиум, сцену, трибуну или заняли другое место для выступления, не нужно спешить сразу же начинать говорить. Лучше сделать паузу. Можно воспользоваться любой возможностью — разложить бумаги, что-то передвинуть. Использовать паузу настолько, насколько вы считаете необходимым, чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение с вами. Если вы сильно волнуетесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи. Пауза также поможет, чтобы за несколько секунд изучить пространство вокруг нас, прикинуть, как мы его будем использовать.

Далее нужно не просто охватить глазами, а внимательно осмотреть зал, присмотреться ко всей аудитории. Остановиться взглядом на нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры, маяками в нашем выступлении. Потом, в случае необходимости, мы можем их изменить.

Вначале можно попробовать подарить наше персональное внимание как можно большему количеству людей, но обязательно пройтись взглядом по всему пространству зала — слева направо, от первого к последнему ряду. Не стоит задерживаться долго в задних рядах и снова перевести свой взгляд на передние места. Следует помнить, что их всегда занимают наиболее заинтересованные люди, в их глазах мы можем найти для себя поддержку. Зафиксировав для себя несколько таких зрительных якорей, можно начинать говорить.

Наша мимика и жесты дают человеку куда больше впечатлений, чем все, что мы произносим. Жестами мы сконцентрируем внимание на важности информации. При жестикулировании существует три правила: первое — не кладите руки в карманы; второе — не прячьте их за спину; третье — не занимайте их посторонними предметами. Руки — это помощники, которые всегда должны быть свободными и готовыми объединиться в единое целое с нашими мыслями.

Нельзя применять оборонительные или защитные движения тела, например, скрещивание рук на груди, закладывание их за спину. Скрещивание рук демонстрирует неуверенность в том, что человек говорит. Лучше всего занять открытую позу и время от времени демонстрировать улыбку. Нужно постоянно контролировать свою осанку, спину держать прямой, голову поднятой, двигаться естественно.

Нужно обязательно двигаться. Показать себя живым, энергичным, динамичным. Наши движения должны быть короткими, точными и убедительными. Когда мы хотим что-то подчеркнуть, следует податься телом навстречу аудитории или воспользоваться жестом приближения нашего тела к присутствующим.

Если есть возможность приблизиться к аудитории, то сделать это тогда, когда мы хотим сообщить ей что-то важное, донести и убедить присутствующих в нашей правоте.

И конечно, следует постоянно удерживать зрительный контакт с аудиторией. Опытный оратор всегда следит за вниманием слушателей, переводя взгляд из передних рядов на задние. Если мы пользуемся записками, то делать это нужно очень аккуратно: быстрым и коротким взглядом вниз посмотреть текст и снова поднять глаза, переведя все внимание обратно на аудиторию.

Очень важно проверить по словарям значения умных слов, которые мы будем использовать. Выяснить правильность их произношения. Языковые ошибки могут вызвать насмешки в наш адрес и погубить все выступление, каким бы гениальным оно ни было по содержанию.

У нас не должно быть замороженного, неподвижного выражения лица. В противном случае это может вызвать равнодушие и скуку у публики. Основа нашей привлекательности как оратора — это легкая приятная улыбка.

Можно попробовать переход к каждой ключевой теме сопровождать особым изменением на лице: немного поднять брови или повести глазами, использовать медленные повороты головы. Если сидим – можно включить в дело руки. Во время сидения нужно все время подчеркивать свободу нашей позы.

Любые неожиданности и неловкости нужно воспринимать философски — поломку микрофона, падение на пол стакана с водой, внезапную паузу и т.п. Нельзя выдавать своей растерянности и проявлять негативное отношение к отрицательным моментам, которые возникли случайно или же оказались домашними заготовками наших недоброжелателей. Лучше всего реагировать на это с юмором, обыграть в выгодном для себя ключе. Оратор должен контролировать ситуацию, показывать, что все это не препятствует ему, а неприятности не выбивают его из колеи.

Если речь перерывается аплодисментами, необходимо дождаться их окончания и только потом продолжать — чтобы начало нашей следующей фразы было всеми услышано. Также следует помнить о том, что аплодисменты аплодисментам рознь. Речь должна закончиться до того, как утомленные и раздраженные слушатели начнут захлопывать выступающего.

Завершая речь необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный информационный импульс в финале останется в памяти людей, в их восприятии нашего публичного выступления.

Главный наш контролер — время.

Внимательно слушать и воспринимать наши идеи публика может только ограниченный срок, обусловленный психофизиологическими причинами (обычно не более 15-20 минут, потом внимание аудитории начинает слабеть). От нас ожидают коротких, четких, понятных, убедительных и доступных фраз. Как говорил Чехов: Краткость — сестра таланта.

Заключение

Таким образом, сделаем выводы. Подготовка публичного выступления предполагает определенную последовательность. Вначале создаём каркас или скелет будущего публичного выступления:

— Определяем мотивацию слушания людьми нашего выступления. Для чего это им нужно? Что полезного или интересного они узнают для себя?

— Выделяем главную идею нашей речи.

— Выделяем подзаголовки, разделив нашу идею на несколько составных частей.

— Определяем ключевые слова, которые мы повторим несколько раз, чтобы присутствующие лучше запомнили, о чем мы им рассказываем.

— Тщательно продумываем план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и выводы (окончание).

Подготовив скелет, начинаем наращивать на нем мускулы.

— Находим яркие примеры из жизни, из истории, литературы, которые используем в процессе выступления.

— Подготавливаем необходимые схемы, иллюстрации, графики для зрительного закрепления информации.

— Определяем момент в ходе выступления, когда мы обратимся к аудитории с каким-то вопросом, с просьбой что-то назвать, пересчитать — это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия нашего материала.

— Пишем полный текст. Особое внимание уделяем его началу и окончанию.

Особенностью введения является то, что аудитория по нему очень быстро составит впечатление о нас, и это впечатление будет доминировать на протяжении всего выступления. Если во вступительной части допустить ошибки, их тяжело будет исправить. Важно с самого начала заинтересовать публику. Для этого во вступительной части можно использовать какую-либо остроумную шутку, рассказать интересный факт или вспомнить выдающееся историческое событие, обязательно связывая их с темой выступления. Заключительная часть предусматривает подведение итогов. В окончании нужно напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повторить все основные идеи.

Желательно узнать заранее, перед кем нам придется выступать: численность аудитории, ее интересы, взгляды, чего она ждет от оратора, какую реакцию необходимо получить от нее. Нужно находиться на одном культурном уровне с аудиторией, общаться на ее языке.

Такая предварительная тренировка снизит волнение, позволит почувствовать себя уверенно и намного увеличит вероятность успеха публичного выступления.

Список использованной литературы:

1. Айви А. Лицом к лицу: Практич. пособие для освоения приемов и навыков делового общения.- Новосибирск: ЭКОР, 2009 с. 154, 172.

2.Баева, О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие / О.А.Баева. — Мн.: Новое знание, 2010 с.368.

3. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / И.Б.Голуб. — М.: Университетская книга, 2011 с.432.

4. Жуков, Ю.М. Коммуникативный тренинг / Ю.М.Жуков. — М.: Гардарики, 2010 с.223.

5. Колтунова, М.В. Язык делового общения / М.В.Колтунова. — М.: Изд-во Экономическая литература, 2003. — 288 с.

6.Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. — М.: Просвещение, 2009.

7. Орлов, О.М. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие / О.М.Орлов. — Саратов: Саратовский гос. соц.-экон. университет, 2002. — 334 с.

8. Основы культуры речи: Учебное пособие / Под ред. Б. Н.Головина. — М.: Высшая школа, 2008 с.319.

9. Рамендик, Д.М. Тренинг личностного роста / Д.М.Рамендик. — М.: Форум-Инфра М, 2007 с.176.

10. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф.В.И.Максимова. — М.: Гардарики, 2002 с.413.

11. Сопер, П. Основы искусства речи / П.Сопер. — М.: Феникс, 2005 с.448.

7 условий успешного публичного выступления


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: